Психология и педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА&nbspI.&nbspТЕОРЕТИЧЕСКИЕ&nbspПРЕДПОСЫЛКИ&nbspСВЯЗИ&nbspСТИЛЯ&nbspСЕМЕЙНОГО&nbspВОСПИТАНИЯ&nbspС&nbspСАМООЦЕНКОЙ&nbspДЕТЕЙ&nbspСТАРШЕГО&nbspДОШКОЛЬНОГО&nbspВОЗРАСТА 8

1.1&nbspТеоретический&nbspанализ&nbspисследований&nbspформирования&nbspи&nbspразвития&nbspсамооценки&nbspв&nbspдошкольном&nbspвозрасте 8

1.2&nbspОсобенности&nbspсоциально-психологического&nbspразвития&nbspребенка&nbspдошкольного&nbspвозраста 16

1.3&nbspСтили&nbspродительского&nbspвоспитания 18

1.4&nbspОсобенности&nbspразвития&nbspсамооценки&nbspдошкольника 30

1.5.&nbsp&nbspТревожность&nbsp&nbspи&nbsp&nbspособенности&nbsp&nbspее&nbsp&nbspпроявления&nbsp&nbspу&nbsp&nbspдетей&nbsp&nbspдошкольного&nbspвозраста 40

ВЫВОДЫ&nbspПО&nbspГЛАВЕ&nbspI 44

ГЛАВА&nbspII.&nbspЭМПИРИЧЕСКОЕ&nbspИССЛЕДОВАНИЕ&nbspСВЯЗИ&nbspСТИЛЯ&nbspДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ&nbspОТНОШЕНИЙ&nbspС&nbspСАМООЦЕНКОЙ&nbspИ&nbspУРОВНЕМ&nbspТРЕВОЖНОСТИ&nbspДЕТЕЙ&nbspДОШКОЛЬНОГО&nbspВОЗРАСТА 47

2.1.&nbspОрганизация&nbspи&nbspход&nbspисследования 47

2.2.&nbspАнализ&nbspрезультатов&nbspисследования 52

ВЫВОДЫ&nbspПО&nbspГЛАВЕ&nbspII 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

ПРАКТИЧЕСКИЕ&nbspРЕКОМЕНДАЦИИ 67

СПИСОК&nbspЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 77

_x000C_

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования. Среди важных задач
дошкольного образования видное место занимают становление личности ребенка,
обеспечение ее физического и психического здоровья, развитие умственных и
творческих способностей, любознательности, познавательной активности,
подготовки детей к школе.

Одной из самых актуальных тем
в психологии можно считать проблему становления личности в целом, самосознания
и самооценки личности, в частности. В рамках научных исследований самооценка
характеризуется как показатель индивидного уровня развития личности, как
объединяющее начало, включенное в процесс самосознания. Проблема развития
самооценки, структуры, функций, обсуждаются в работах Л.И. Божович [
12], И.С. Кона [34], М.И. Лисиной [42], Э. Эриксона [61]. Самооценка личности, так называемый «образ себя», формируется на
основании совокупных оценок и реакций на свое поведение со стороны окружающих.
На формирования самооценки в дошкольном возрасте особе внимание оказывает
семья.

Положительное воздействие на
личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей
не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И
вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести
столько вреда и ущерба психике ребенка, как семья. Именно в семье ребенок
получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в
различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка,
подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не
расходится с практикой, иначе ребенок начнет подражать отрицательным примерам
родителей.

В развитии и становлении
самооценки ребенка особое внимание уделяется вопросам общения и взаимоотношений
ребенка с родными и близкими людьми, стилю семейного воспитания. Стиль
семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребенку, применение ими
определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в
своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребенком. Любая
дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности
ребенка, к проблемам в его поведении [
3; 30].

Лишь благоприятная позитивная
атмосфера, стабильная обстановка и доверительные отношения в семье
поспособствуют здоровому воспитанию и гармоничному развитию дошкольника. 

Устойчивая самооценка, которая
постоянно формируется, в определенной степени освобождается от оценок
окружающих, становится самостоятельным регулятором поведения ребенка. Иногда
возникает расхождение между самооценкой и оценками со стороны окружающих. Если
эти оценки выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором,
стимулирующим развитие личности, когда человек стремится достичь уровня оценки
окружающих.

В старшем дошкольном возрасте
потребность ребенка в оценке взрослого большая, однако самооценка ребенка начинает
опираться на результаты и выводы, которые ребенок получает в индивидуальном
опыте.

Результаты анализа
исследований по возрастной и педагогической психологии показывают, что в
формировании самооценки ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит
оценкам взрослых, которые дети получают в совместной деятельности и общении
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Г.А. Люблинская, И.С. Кон,
А.Л. Кононко, А.В. Петровский) [
13; 40].

Отметим также, что
формирование полноценной активной личности должно прежде всего основываться на
воспитании у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своей
самоценности, уважения к себе, веры в собственные силы. Однако, на пути этом
иногда возникает страх, тревога. Обеспокоенность, тревога, страх – это такие же
неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как радость,
восторг, гнев, удивление. Но при чрезмерной податливости к тревогам, страхам,
зависимости от них существенно меняется поведение человека.

Распространение феномена
тревожности среди детей, ее негативная роль в развитии является темой
многочисленных исследований психологов, педагогов, врачей. В частности,
рассматривались факты проявления детской тревожности как врожденной
психодинамической характеристики (О.И. Захаров [
63], Н.Д. Левитов [64] и др.) и как условия и результата социализации (А.М. Прихожан
[
65], К. Хорни [66], Ю.Л. Ханин [67] и др.). Доказана связь уровня интеллекта и
переживания страхов (И. Раншбург и П. Поппер [
68]). Выявлено половые и возрастные различия в
проявлениях тревожности (В.И. Кочубей и Е.В. Новикова [
69]). Проанализирована связь тревожности с мотивацией
учения (А.К. Дусавицкий [
70] и др.), социометрическим статусом (А.Ю. Панасюк
[
71] и др.), успеваемостью в учебе (А.К. Дусавицкий [70], В.Н. Дружинин [72], Е.К. Лютова и Г.Б. Монина [73]).

Цель работы: исследование связь
стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей
дошкольного возраста.

Объект исследования:
развитие или особенности развития личности детей дошкольного возраста (6-7
лет).

Предмет исследования:
особенности влияния стилей семейного воспитания на самооценку и уровень тревожности
детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: существует
связь стиля родительского воспитания с самооценкой и уровнем тревожности
ребенка:

– низкий уровень самооценки свойственен детям, чьи
матери предпочитают авторитарный и неустойчивый тип семейного воспитания;

– дошкольников, чьи матери выбирают демократический
и либеральный стиль семейного воспитания, наблюдается средний и высокий уровни
самооценки;

– высокий уровень тревожности наблюдается у
дошкольников, чьи матери чрезмерно контролируют детей, предъявляют завышенные
требования, проявляют гиперпротекцию и гипопротекцию.Заключение:

 

Внутренний мир
личности ребенка старшего дошкольного возраста – это его психическая
реальность, которая вмещает в себя все аспекты сознательной духовной жизни
личности.

Становление внутреннего мира
личности ребенка старшего дошкольного возраста происходит под воздействием
множества факторов, таких как особенности взаимоотношений в семье, со
сверстниками и педагогами; эмоциональное здоровье ребенка; воспитательное и
социализирующее воздействие таких источников информации как интернет, радио,
телевидение, компьютерные игры, кино, журнальная и газетная продукция.

Семья,
обладая особыми возможностями в формировании эмоционального, чувственного
развития ребенка, создает предпосылки для развития индивидуальности и
психологического здоровья ребенка, поскольку ничто так не выражает ее
субъективный мир, как чувства.

Существуют разные стили семейного воспитания,
которые по-своему влияют на личность ребенка. Отец и мать могут использовать
разные стили воспитания, взаимно дополняя, или подрывая влияние друг друга.

Лучшие взаимоотношения детей с родителями
складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля
воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с
тем гибко и рационально.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С
САМООЦЕНКОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Теоретический анализ исследований формирования и развития самооценки
в дошкольном возрасте

 

Когда происходит переход от раннего возраста к
дошкольному, ребенок становится более самостоятельным и независимым от
родителей. Его отношения с окружающим миром усложняются и расширяются. В
следствие это дает возможность лучше себя узнать, оценить собственные качества
и возможности, достоинства и недостатки, лучше узнать окружающих людей.

В первые годы жизни на самооценку ребенка значительно
влияют его отношения с взрослыми людьми. Из-за отсутствия опыта и ограниченное
знание своих возможностей, ребенок пытается себя оценить через призму отношений
с взрослыми, ориентируясь только на мнение людей, которые о нем заботятся.
Самостоятельное представление о себе начинает формироваться позже. Изученные
специальные исследования Б.Г. Ананьева показывают, что первые элементы
самооценки ребенок проявляет через описание внешних факторов, а не личностных и
моральных качеств.

Например «У меня есть новая машинка», «А у меня есть фломастер»
и т.п. Это говорит о неустойчивом представлении ребенка о самом себе и о других
вне ситуации узнавания [4].

Важным моментом в становлении самооценки дошкольника
является период, когда предметная оценка другого человека переходит к оценке
его личностных качеств и внутренних состояний самого себя [25].

Во всех возрастных группах дети обнаруживают
способность объективнее оценивать других, нежели самих себя [34].

По мнению Е.А. Масловой, самооценка у дошкольников
носит эмоциональный характер. Наиболее положительно ребенок воспринимает тех
взрослых, кому больше доверяет, любит и к кому эмоционально привязан. Дети
старшего дошкольного возраста часто оценивают внутренний мир близких взрослых,
дают им более дифференцированную и глубокую оценку.     Как отмечает в своих работах Е.Н. Васина,
в различных видах деятельности дошкольник может проявлять разную самооценку.
Для того, чтобы правильно обозначить самооценку ребенка, надо опираться на
результаты его деятельности, на знания и умения, которые ребенок закрепил, а
также, показательными будет уровень притязаний ребенка в той или иной
деятельности. Так, например, детям легче дать самооценку выполненного рисунка
на определенную тему, чем оценивать свое положение в системе личных отношений
[14]. М.В. Лаврентьева отметила – статус и положение ребенка в группе часто
влияет на его самооценку. Например, переоценивают обычно детей, которые не
пользуются авторитетом в группе («непопулярные»), а вот те, кто находится в
центре внимания («популярные») – недооцениваются, потому что их эмоциональное
самочувствие находится на хорошем уровне [39]. В зависимости от отношения
ребенка к деятельности, которую он выполняет, самооценка будет проявляться
по-разному. По исследованиям В.А. Горбачевой и Р.Б. Стеркиной, есть более благоприятные
условия для формирования адекватной самооценки, к ним относиться деятельность,
которая имеет четкие установки на результат и где ребенок сможет самостоятельно
проследить их выполнение. В деятельности, где ребенку необходимо выполнять
цепочку действий, не вызывающих сильного эмоционального всплеска, мотивы
самооценки отступают на второй план. В таком случае ребенок больше
заинтересован в самом процессе деятельности, нежели в достижении результата.
Например, это может быть вырезание снежинки из бумаги или лепка из пластилина.
Постепенно, дошкольники овладевают все более сложными правилами игры,
приобретают опыт и способны уже к более точной оценке деятельности и самооценке
[46].

В старшем дошкольном возрасте, ребенок помимо своих
личностных качеств, уже пытается осмыслить мотивы своих поступков. Опираясь на
собственные знания, опыт, полученный от взрослых, дошкольник пытается объяснить
собственное поведение [33].

Ближе к концу старшего дошкольного возраста самооценка
у ребенка развивается и обогащается, то есть становится все более полными,
развернутыми и детализированными. Также, изменяются его оценочные суждения об
окружающих [33].

Н. Авдеева также отмечала подобные изменения в старшем
дошкольном возрасте и объясняла их ростом интереса ребенка к внутреннему миру
людей. Дети ищут личного общения, усваивают новые критерии оценочной
деятельности, а также развиваются мышление и речь [1].

В этом возрасте у ребенка развиваются чувства гордости
и стыда, которые также находят отражение в развитии самооценки ребенка [33].

Формирование познавательной и мотивационной сферы
ребенка тесно связано с развитием самосознания, в результате их развития в
конце старшего дошкольного возраста появляется важное новообразование – «осознание
ребенком своего социального «я» и возникновение внутренней позиции» [3]. Этот
важный период имеет прямое влияние на формирование психологической позиции
школьника, при переходе на следующий возрастной этап. Также, возрастает
критичность детской оценки и самооценки, возрастает самостоятельность [12].

Бескорыстная любовь и забота со стороны близких людей
сохраняют ребенку общую положительную самооценку и в период дошкольного
возраста. В результате, дошкольники часто завышают представления о себе и своих
возможностях. Осваивая новые виды деятельности, ребенок формирует четкую и
уверенную самооценку, которая выражает его отношение к успешному выполнению
определенного действия [33]. Также, для этого возраста характерно разделение
ребенком собственной самооценки и оценки себя другими. Общаясь со взрослыми
людьми и получая новый практический опыт ребенок познает себя и пределы своих
возможностей. Причем, дети с завышенным или заниженным представлением о себе
часто более чувствительны к оценкам окружающих взрослых и могут поддаваться
влиянию с их стороны [33]. От 3 до 7 лет в процессе самосознания ребенка все
более значимым становиться общение со сверстниками. Взрослый теперь выступает
неким эталоном, которого ребенок пока не может достичь, а за ровесниками можно
наблюдать в обычных условиях и сравнивать себя с ними. При таком обмене
оценочными мнениями складывается определенное отношение к окружающим. Умение
дошкольника анализировать результаты других людей напрямую влияет на умение
анализировать собственную деятельность, так способность оценивания другого
человека стимулирует развитие самооценки [57]. Оценка сверстников в младшем
дошкольном возрасте имеет наименьшее значение для ребенка. В этот период дети
высоко оценивают свои возможности в достижении результата [52]. В возрасте от 5
до 7 лет умение ребенка сравнивать себя с другими детьми достигает высокого
уровня. Если взрослыми создаются условия развитого опыта общения со
сверстниками, то ребенок в 5 лет уже может оперировать своими знаниями и
умениями, может иметь представление о собственных познавательных возможностях,
личностных качествах, внешнем образе, а также адекватно реагировать на ситуации
успеха и неудачи. Ребенок 6-7 лет хорошо знает свои физические и умственные возможности,
умеет оценивать ситуацию и принимать соответствующее решение. Опыт
индивидуальной и общей деятельности помогает критически оценивать действия
сверстников [49]. Большое значение в оценке ровесников играют деловые качества,
умения и навыки ребенка, влияющие на успешность групповой деятельности и
моральные качества. Постепенно увеличиваются знания о нравственных проявлениях
между сверстниками, в 5-6 лет диапазон таких проявлений становится больше, но
все еще касается отношений в семье и в детском саду между детьми. В 6-7 лет
дошкольник уже осознает моральные нормы и правила, касающиеся широкого круга
людей (не драться, помогать младшим, не обманывать и т.д.). В этом возрасте
ребенок уже способен оценивать сверстников по таким качествам, как аккуратность,
справедливость, честность, дружелюбность и другие [51]. По данным Т.А. Репиной,
самооценка для дошкольника труднее, чем оценка сверстника. Это связано с тем,
что ребенок более требователен к окружающим и оценивает их более объективно.
Иначе обстоит дело с самооценкой, ведь она носит эмоциональный характер. Дошкольник
может легко оценить себя положительно, а вот отрицательные самооценки
встречаются лишь у малого количеств детей семи лети [51]. С возрастом
самооценка ребенка становится все более правильной, глубже отражает его
возможности и навыки. Имея возможность наблюдать и участвовать в свободной
игровой деятельности и в играх с правилами, ребенок может сравнивать свои
результаты с результатами сверстников. А имея некий образец – рисунок или
модель – дошкольнику легче дать себе правильную оценку [51]. Постепенно у
ребенка растет способность мотивировать самооценку, при этом меняется и
содержание мотивов. Дети 4-5 лет уже связывают самооценку с мнением значимых
взрослых, нежели с собственным опытом (например «Я хороший, потому что
воспитательница меня похвалила»). В возрасте 5-7 лет ребенок характеризует себя
положительно опираясь на нравственные качества. Но даже в 6-7- лет не каждый
ребенок может мотивировать собственную самооценку. Может возникнуть ситуация,
что при самооценке «Иногда хороший, иногда плохой» ребенок имеет в целом
положительное отношение к себе [52]. К достижению семилетнего возраста
происходит важная трансформация самооценки — из общей она становится
дифференцированной. Ребенок начинает делать выводы о себе — с чем справляется
легко, а с чем тяжелее. Дети до 5 лет чаще переоценивают свои умения, а в
возрасте 6,5 – редко себя хвалят, хотя стремление к этому сохраняется. В то же
время растет число адекватных оценок и большинство дошкольников к 7 годам
способно верно оценить свои успехи и умения в разных видах деятельности [52].

В дошкольном возрасте происходит формирование еще
одного из важнейших показателей развития самосознания ребенка – это осознание
себя во времени. В раннем возрасте ребенок живет только настоящим, а по мере
накопления осознания своего опыта он начинает понимать и свое прошлое.

Даже не осознавая изменений в полной мере ребенок
отмечает, что раньше он был меньше, вел себя иначе, и вообще вырос. Также
ребенка начинает очень интересовать прошлое его близких родных людей. Осознание
своих качеств и умений, представление себя во времени, открытие для себя новых
переживаний и эмоций – все это ведет ребенка к осознанию самого себя,
возникновению личного сознания [53].

М.И. Лисина определяет самооценку как
сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на
формирование личности, ее деятельность, общение, психическое здоровье [41].
Л.И. Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование
дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности
ребенка [13].

М.И. Лисина разделяет самооценку на следующие уровни:
высокая, низкая, завышенная, заниженная. Ребенку с высокой самооценкой будет
легче адаптироваться в группе. Он не стесняется показаться глупым или смешным,
уверен в своих действиях и не относится к своим действиям критично. Такому
ребенку легче учиться, ведь он уверен в своих силах, а сложные и новые задания
вызывают у него интерес и любопытство. Как следствие, это ведет к активности
ребенка, продуктивной деятельности и авторскому видению [40].

Л.А. Венгер и В.С. Мухина называют адекватной
самооценкой позитивное отношение к самому себе, но при этом не идеализированный
образ, а сильные и отрицательные черты. Такая самооценка очень важна для
нормального развития ребенка. Дети с завышенной самооценкой часто переоценивают
свои силы, представления о самом себе не соответствуют представлениям
окружающих. В связи с этим, у дошкольника наблюдаются проблемы с коммуникацией,
он становится излишне агрессивным и тревожным, что препятствует положительному
взаимодействию в группе [46].

М.И. Лисина отмечала, что ребенка с низкой самооценкой
можно узнать по внешним признакам: угрюмый, застенчивый, стеснительный, он
будет думать, что с ним скучно играть. Сверстники могут пользоваться и его
положением и выделять для него в играх невыгодные роли – неинтересные, скучные,
в которые больше никто не играет. А в ситуации, когда ребенок с низкой
самооценкой решается на какой-либо смелый поступок (например, ответить
обидчику, изменить сюжет игры, проявить инициативу), после может глубоко
переживать, стыдиться или стесняться своего действия, даже скрываться от
ответственности [40].

Также, М.И. Лисина совместно с А.И. Силвестру
отмечали, что завышенная самооценка ребенка свидетельствует о многочисленных
поощрениях со стороны родителей. Лишенные органичности частые «поглаживания»
могут являться манипуляцией. Например, родители удовлетворяют все запросы
ребенка на материальном уровне, но притом не уделяют ему эмоционального
контакта, не интересуются его личностью, не воспитывают. В такой обстановке
ребенок растет с убеждением, что все вокруг ему дано от природы, но эти никак
не связано с его личностью. В такой ситуации ребенок не понимает, за что его
могут хвалить, не может отличить собственные достижения от чужих [40].

Л.А. Венгер и В.С. Мухина считают, что дети с
неадекватно заниженной самооценкой часто бывают тревожными, неуверенными в
себе, стремятся расположить к себе собеседника и понравиться ему [46].

В. Сатир считала самооценку определяющим фактором в
успешном воспитании ребенка и развитии его личности. Самооценка, по его мнению,
способность (или неспособность) человека честно с любовью и по достоинству
оценивать себя [53].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наибольшее
влияние на формирование самооценки в дошкольном возрасте оказывают взрослые.

Самооценка дошкольника носит преимущественно
эмоциональный характер.

Часто на самооценку влияет положение ребенка в группе,
его социальный статус.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже не просто
оценивает свои личностные качества, но также пытается осмыслить мотивы свих
поступков.

К концу дошкольного возраста самооценка обогащается,
становится более глубокой и детализованной.

В результате развития познавательной и мотивационной
сферы ребенка в конце дошкольного возраста появляется важное новообразование – «осознание
ребенком своего социального «я» и возникновение внутренней позиции». Этот
период оказывает прямое влияние на формирование психологической позиции
школьника, при переходе на следующий возрастной этап.

Ребенок 6-7 лет уже знает свои способности и
возможности, умеет ими оперировать и сравнивать свои достижения с достижениями
сверстников.

Полученный опыт помогает критически оценивать действия
сверстников. Также, к достижения семилетнего возраста самооценка из общей
переходит в дифференцированную, ребенок может разделять, что ему удается легче,
а что сложнее.

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы