Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Становление навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ 7
1.1 Понятие коммуникации и коммуникативных навыков в психологии 7
1.2 Коммуникативные навыки как психологический фактор профессиональной деятельности юристов 16
1.3 Развитие коммуникативных навыков в студенческом возрасте 31
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ 35
2.1 Цель, задачи и организация эмпирического исследования навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов 43
2.3 Рекомендации по развитию навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Приложение А Опросник «Выявления типичных форм поведения в конфликтных ситуациях» (Томаса-Килмана) 60
Приложение Б. Методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко) 64
Приложение В. Опросник «Умение слушать» 66
Приложение Г. Опросник «Оценка самоконтроля в общении» (Марион — Снайдер) 67
Введение:
Закономерности функционирования психики личности во многом определяют ее способности принимать участие в общественном труде, выполнять разнообразные функции в зависимости от должностных или индивидуальных устремлений. Особо значимым является соответствие психологических особенностей человека возможностям осуществления своей работы в соответствии с выбранной профессией. При изучении согласованности и успешности работы психики человека с его профессиональной принадлежностью (была выбрана профессия по призванию или по необходимости), раскрываются ее особенности, способствующие становлению организационных основ, которые выполняются личностью в зависимости от своих профессиональных функций с одной стороны, и совершенствованию организации в данном виде деятельности с другой.
Одной из наиболее востребованных и ответственных профессий сегодня является профессия юриста. Успешная реализация профессиональных функций в этом случае тесно связана со спецификой психического развития профессионала. Изучение в сфере психологической деятельности помогает выделить профессионально важные качества для лиц с юридическим образованием. К ним можно отнести:
• творческое мышление;
• коммуникабельность;
• волевые качества;
• организаторские способности;
• способность противостоять отрицательным эмоциям и др.
Юридическая деятельность реализуется в процессе общения с людьми. Причем большинство случаев взаимодействия приходится на экстремальные ситуации. Поэтому, стоит отметить, что коммуникативные навыки является первоочередным профессионально-значимым психологическим фактором юриста. Любому юристу важно владеть способами установления и поддержания психологического контакта и применять его в профессиональных целях, чтобы получить оптимальный результат.
Многие специалисты считают, что коммуникативные навыки являются основой для достижения высоких результатов, как в учебной деятельности, так и в личностном развитии. Среди них: A.B. Батаршев; Л.А. Петровская; Г. Крайг, A.A. Леонтьев; Дж. О’Коннор, Дж Сеймор; Я. Яноушек. Помимо этого, А.Б. Добрович; М.С. Каган, A.M. Эткинд; A.A. Максимов; А.Я. Наин пишут, что коммуникативные навыки играют важную ролью и в дальнейшей профессиональной деятельности и сохранении и укреплении здоровья.
Проблему психологических факторов реализации профессиональной деятельности юристов исследовали Д.М. Рамендик, В.Г. Крысько, И.Б. Котова, В.Н. Карташов другие.
Однако, до настоящего времени вопросы специфики проявления и особенностей становления коммуникативных навыков в процессе получения профессионального образования студентами-юристами не получила достаточного освещения в психологической литературе.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что актуальность исследования обусловливается наличием противоречий: недостаточной разработанностью научных и методических вопросов развития коммуникативных способностей студентов-юристов и профессиональной потребностью в формировании коммуникативно-грамотных специалистов-юристов. Это обстоятельство и обусловливает актуальность настоящего исследования[1].
Объект исследования – коммуникативные навыки студентов-юристов.
Предмет исследования – сравнительное изучение коммуникативных навыков у студентов-юристов 1 и 4 курсов.
Цель – изучить динамику становления навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов в процессе получения профессионального образования.
Гипотеза: предполагается, что в процессе получения профессионального образования у студентов-юристов отмечается положительная динамика формирования навыков профессиональной коммуникации, проявляющаяся в способности к конструктивному взаимодействию в конфликтных ситуациях, повышении целенаправленности в общении с оппонентом, контроле ситуации взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Изучить методологические и теоретические подходы к исследованию проблемы развития коммуникативных способностей у студентов юридического профиля.
2. Изучить специфику коммуникативных навыков у студентов-юристов, обучающихся на 1 и 4 курсах.
3. Проследить динамику становления навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов в процессе получения профессионального образования.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию и развитию навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования коммуникации (Л.С. Выготский, О.И. Даниленко, О.Я. Гойхман, Л.А. Введенская, А.В. Батаршев, С.Л. Братчеко, В.Г. Антонян), развития коммуникативных навыков у юристов (В.Д. Шадриков, Ч. Куписевич, В.Н. Карташов, М. Дебольский, Т.В. Губаева, С.Л. Братченко, Г.С. Бояринцева, В.И. Андреев, Б.Г. Ананьев и др.).
Методы исследования:
— теоретические: изучение психологической и специальной литературы;
— эмпирические: тестирование, эксперимент;
— статистические: методы количественной и качественной обработки результатов.
Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», юридический факультет.
Экспериментальная выборка. Эмпирическое исследование проводилось на выборке студентов юридического факультета Саратовского государственного университета в количестве 20 человек 1 курса и 20 человек 4 курса.
Теоретическая значимость. Настоящее исследование расширяет представления о динамике формирования профессионально-значимых психологических качеств юристов в процессе получения профессионального образования.
Практическая значимость. Полученные в ходе экспериментального исследования данные могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки юристов и совершенствования психологических основ их профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы. В первой главе «Теоретический анализ проблемы становления навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов» рассматривается состояние исследуемой проблемы в психологической науке, определяются понятия коммуникации и коммуникативных навыков, рассматриваются коммуникативные навыки как психологический фактор в юридической деятельности, их развитие в студенческий период. Во второй главе «Эмпирическое изучение навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов: сравнительный аспект» описаны цель, задачи и методика эмпирического исследования, анализируются его результаты. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы. В приложении представлены тестовые бланки по каждой из описанных методик.
Заключение:
Настоящая работа посвящена исследованию динамики становления навыков профессиональной коммуникации у студентов-юристов в процессе получения ими профессионального образования.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что термин коммуникация означает взаимодействие между людьми, при помощи которого они стоят свои отношения. Согласно Б.Ф. Ломову, существуют определенные функции коммуникативных навыков: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, и аффективно-коммуникативная. Значимыми в контексте формирования коммуникативных навыков являются возможности конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, выбора стратегии поведения с учетом психологических особенностей оппонента, самоконтроля и т.д.
Для юридической профессиональной деятельности очень важно развивать коммуникативные навыки, поскольку общение с людьми является значимым аспектом работы юриста. Профессионально-значимыми для юриста являются такие коммуникативные навыки, как информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
С получением конкретных профессиональных знаний и опыта в процессе получения профессионального образования возможно совершенствование коммуникативных навыков, которые помогают достигать положительных результатов в дальнейшей профессиональной деятельности.
Если говорить о студентах, то они на первых этапах обучения достаточно эмоциональны и непосредственны, что мешает будущей профессиональной деятельности. Но со временем, при правильном обучении и работе над собой, студенты становятся более профессиональным, учатся контролировать себя и свои эмоции, брать ситуацию в свои руки и быть авторитетным при ведении беседы. Это происходит благодаря уже приобретенному опыту и знаниям. Но самые лучшие результаты показывают студенты, которые постоянно работают над собой самостоятельно.
• В экспериментальной работе приняло участие всего 40 студентов юридического факультета Саратовского государственного университета. Из них было 20 студентов первого курса и 20 четвертого. Эмпирическое исследование динамики становления навыков профессиональной коммуникации студентов-юристов был использован комплекс психодиагностических методик, результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике развития коммуникативных навыков у испытуемых. Так, были использованы методики:
• опросник «Выявления типичных форм поведения в конфликтных ситуациях» (Томаса-Килмана)
• методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко)
• опросник «Умение слушать»
• опросник «Оценка самоконтроля в общении» (Марион — Снайдер)
С учетом полученных в ходе исследования данных были сформулированы рекомендации по совершенствованию коммуникативных навыков студентов-юристов в процессе получения профессионального образования.
Таким образом, результаты теоретико-эмпирического исследования позволили подтвердить гипотезу, согласно которой предполагается, что в процессе получения профессионального образования у студентов-юристов отмечается положительная динамика формирования навыков профессиональной коммуникации, проявляющаяся в способности к конструктивному взаимодействию в конфликтных ситуациях, повышении целенаправленности в общении с оппонентом, контроле ситуации взаимодействия.
Результаты исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки юристов и совершенствования психологических основ их профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
1.1 Понятие коммуникации и коммуникативных навыков в психологии
Коммуникативная сторона общения проявляется посредством действий личности, личность сознательно ориентируется на их смысловое восприятие другими людьми. Интерактивная сторона является взаимодействием людей между собой в период межличностных отношений.
Перцептивная сторона находит свое проявление через оценивание и восприятие другими людьми общественных объектов
Также одним из сложных вопросов в психологии остаются затруднения, которые возникают при общении или при деятельности. Затруднения или так называемые “барьеры” общения как объект специального изучения начался ещё с середины XX века. Этим вопросом занимались такие учёные как: М. Андерсен, Д. Кати, А.А. Коломенский, Е.С. Кузьмин, Г. Лассвелл, Л. Ли, В.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и т. д.
Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них [28].
Отмечается, что проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения. По данным исследований, среди факторов затруднения общения межличностные отношения занимают I место.
Л.А. Поварницына выделяет шесть групп трудностей общения [19]
1 группа — трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
2 группа — трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
3 группа — трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;
4 группа — трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
5 группа — трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.
Проблема коммуникации является базовым критерием в психологии, точно так же как и «деятельность» и «отражение». Такие категории не просто взаимообусловлены, но и взаимосвязаны. Они опосредуются познавательными процессами. При коммуникации происходит взаимный обмен видами деятельности, их методами и достижениями, а также идеями, представлениями, установками, чувствами и интересами. Результатом общения называются сложившиеся отношения с другими людьми.
Потребность в коммуникации является важнейшей человеческой потребностью. Коммуникацией называется процесс двустороннего обмена информацией, которая приводит к взаимопониманию [15].
Коммуникация является средством взаимодействия между людьми, которое направляется на согласование и объединение усилий, для того, чтоб наладить отношения и прийти к общему результату [5]. Такой особый вид деятельности состоит из мотивов, предмета содержания, средств и результатов. В теоретических концепциях отечественной психологии речь самая важная психическая функция человека, а также универсальное средство общения, организации действий и мышления. Многие работы доказывают, что такие психические процессы как: память, внимание, мышление, воображение и восприятие являются результатом коммуникации [7].