Педагогическое образование, профиль ИЗО и Технология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Специфика проведения занятий по иллюстрированию в старших классах ДХШ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность книжной иллюстрации 13
1.2. Виды и техники создания иллюстраций 29
1.3. Знаменитые художники – иллюстраторы и их творчество 35
Вывод по разделу I 39
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Взаимосвязь иллюстрации и текста, как основное условие оформления печатной продукции 41
2.2. Особенности методы создания серии иллюстраций по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 48
Вывод по разделу II 54
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ ДШХ
3.1. Иллюстрирование как изобразительно-творческая деятельность школьников, его становление в педагогическом процессе обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства 55
3.2. Методы обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в педагогике 63
Вывод по разделу III 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ А 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 99

 

  

Введение:

 

Иллюстрация – ведущая дисциплина в детской художественной школе, которая формирует творческое мировоззрение, развивает образное мышление и индивидуальные способности детей. Этот предмет тесно связан с рисунком, живописью, скульптурой. Художественная школа должна дать ученикам диплом, необходимый для творческой работы, в четкой и сжатой последовательности. И именно предмет «композиции» должен непосредственно влиять на развитие творческих способностей детей, стимулировать и направлять их, то есть формировать то, без чего художник не может жить. Работа над композицией должна основываться на стремлении воспитать в себе способность учащихся не только копировать реальность, но и выражать свое отношение к ней, то есть создавать художественный образ.
Первое знакомство ребенка с искусством происходит, когда он берет в руки свою первую книгу. Задача иллюстратора – сделать книгу яркой и понятной для такого читателя, который не только не умеет читать, но и часто говорит. В этом дизайнеру помогает язык художественных образов – язык, который с древних времен находил путь к сердцу и уму людей разных наций, возрастов и убеждений. И первая книга, которая попадает в руки малыша, очень часто встречается в сказках. Разнообразные художники работали и работают в этой области книжной графики.
Большое внимание уделяют иллюстрированию сказок художники.
Обучение учащихся иллюстрированию является предметом изучения таких наук как психология, педагогика и др. Психологические аспекты представлены в трудах В.С. Мухиной, Е.И. Игнатьева, Г.Г. Виноградовой и др.
Эффективность обучения учащихся искусству иллюстрации является не только психологической, но и собственно педагогической проблемой, изучением которой занимались Е.В. Шорохов, В.С. Кузин, Р.И. Коргузанова, В.А. Ромашко, Н.М. Сокольникова, Е.Е. Рожкова и некоторые другие.
Актуальность работы состоит в том, что в практике работы ДХШ и ДШИ иллюстрации как произведения особой области искусства используются сравнительно редко. Учителя зачастую испытывают затруднения в определении доступного для учащихся содержания знаний об иллюстрации и иллюстрировании, выборе форм и методов ознакомления детей с данным видом искусства. Так же в контексте примерной программы по курсу композиция в ДХШ мало внимания уделяется творчеству художников-иллюстраторов, и не рассматриваются иллюстрации детской литературы (особенно авторских).
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления учащихся с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
— развитию сюжетных композиций у детей на занятиях по курсу композиция в ДХШ;
— эстетическому воспитанию учащегося.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Проблемой данного исследования является способность школьников старших классов передавать замысел литературного произведения при его иллюстрировании на уроках изобразительного искусства в условиях детской художественной школы (ДХШ). Решение данной проблемы связано с поиском рациональных педагогических методов и приёмов, средств и форм обучения школьников в процессе создания сюжетной композиции, для наиболее полной реализации их творческого потенциала в передаче замысла литературного произведения художественно-изобразительными средствами. Для передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения от школьника требуются разнообразные знания, творческое воображение, фантазия, умение внимательно читать текст и, главное, умение убедительно выражать замысел на бумаге.
Рассматривая проблему обучения школьников художественному иллюстрированию, мы опирались на творческий опыт художников-иллюстраторов А.Н. Бенуа, И.Я. Билибина, О.Г. Верейского, А.Д. Гончарова, A.А. Гончарова, А.А. Дейнека, Б.А. Дехтярёва, Д.Н. Кардовского, Е.А. Кибрик, Б.И. Кустодиева, В.В. Лебедева, Ю. Лебедева, Д. Митрохина, В.А. Фаворского, С. Чехонина, Д.А. Шмаринова и др. и на искусствоведческие исследования о природе книжной иллюстрации Э.З. Ганкина, Н.А. Дмитриевой, B.В. Пахомова, В.И. Петрова, О.И. Подобедовой, А.Д. Чегодаева и др., дающие основание строить обучение школьников передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения по системе закономерностей творческого процесса, то есть адекватно творческому поиску художника.
Основным принципом процесса художественной иллюстрации в профессиональном искусстве является разделение сложной многоэтапной работы на ряд последовательно решаемых частных задач и объединение их в единое целое: анализ намерения литературного произведения, поиск выражения намерения. в эскизах ищите образные и образные характеристики отдельных элементов и всей композиции в целом, воплощения дизайна в визуальном материале. Обучение подростков иллюстрированию по тому же принципу поможет им «увидеть» изображение в определенное время, побудит учащихся создавать изображение с помощью наглядных пособий и будет способствовать разнообразному и независимому построению композиции иллюстрации и понимания. у школьников понятие «форма для содержания», где форма — это то, как и каким образом передать смысл литературного произведения.
Организация процесса художественной иллюстрации по логическим законам творческой деятельности (дизайн, поиск, исполнение) успешно осуществляется в условиях системы художественного образования. В общеобразовательной школе мало времени уделяется предмету «Изобразительное искусство», поэтому творческая работа над тематическим рисунком (иллюстрацией) осуществляется школьниками в классе под присмотром учителя. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании было выяснено, что иллюстрации поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или активно толкуют текст. В книгах необходимо взаимодействие трех лиц – автора, художника и читателя. Художник должен активизировать любопытство детей подросткового возраста, настроить на нужную атмосферу произведения, вызвать живой отклик.
Иллюстрирование литературных произведений предполагает вариативность техник выполнения: от реалистической до декоративной. Рассмотрение образцов мастеров позволяет обогащать собственный художественный опыт, помогает понять особенности какой-либо техники исполнения работы, структурирует основные позиции в выборе сюжета для иллюстрирования. Человек, животное, интерьер, архитектура, пейзаж – многообразие различных жанров включает в себя иллюстрация. Произведения рассмотренных иллюстраторов отличаются профессионализмом, для большинства работ характерно обилие оттенков, сложные световые сочетания, как в многоцветной гамме, так и в ограниченной гамме, построенной на нюансных цветовых отношениях.
В процессе исследования данного раздела нами было выяснено, что иллюстрация в книге и литературный текст – это, по сути, единый организм, одно целое. Литературная основа повествует, в то время как соответствующая иллюстрация погружает читателя в мир образов, фантазий и размышлений. Для того, чтобы выбрать, какой именно сюжет должен изображаться на иллюстрации, необходимо, в первую очередь, провести анализ литературного текста и выделить в нем самые главные константы и события. То есть, иллюстратор выбирает наиболее яркие, характеризующие литературное произведение события, и именно они отражают авторский замысел, имеют какую-то определенную концептуальную основу. Иллюстрация не может по своей теме и наполненности идти в разрез с темой изложения.
Кроме того, были определены этапы и методы создания серии иллюстраций. Поэтапность в работе представляется нам основой для создания полноценной серии. Также выделены критерии оценки учащихся и определено, что у них имеются высокие навыки рисования иллюстраций, и, соответственно, учащиеся художественной школы готовы к тому, чтобы работать с серией иллюстраций по литературному произведению «Маленький принц».
В процессе методической работы нами было определено, что иллюстрирование серии литературного текста по произведению «маленький принц» должно являться самостоятельной работой учащихся, которая будет аккумулировать все ранее имеющиеся у учеников знания и умения в области художественного творчества и графической иллюстрации как компонента книжной иллюстрации. И с целью подготовки к такой самостоятельной работе была разработана и предложена серия уроков по формированию эстетического восприятия, пространственного мышления, чувства формы и цвета и так далее с целью именно самостоятельного последующего определения с процессом работы над серией книжных иллюстраций.
В качестве методов обучения особенно выделяются словесный и наглядный методы, причем, наглядный определяется как наиболее показательный. К тому же, у педагога существует собственная серия иллюстраций по произведению «маленький принц», которая может быть успешно использована в процессе показа учащимся. Тем не менее. Они должны стараясь самостоятельно ставить задачи и находить решения.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

1.1. Понятие и сущность книжной иллюстрации

Иллюстрация относится к книжной графике – одному из многих видов изобразительного искусства. Писатель и художник на первый взгляд не имеют ничего общего, однако автор-писатель и художник создают художественный образ. Для того чтобы художник изобразил иллюстрации, ему нужно хорошо знать текст. Иллюстрация и текст должны быть неразрывно связаны. Читая книгу, ребенок знакомится с окружающим миром, учится различать добро и зло, и, конечно, значимую роль в восприятии книги играют иллюстрации.
Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п. Первые иллюстрации делались вручную и представляли собой миниатюры, написанные красками. С изобретение книгопечатания иллюстрация получила новые способы тиражирования и изображения. Печатные книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей [21, С. 17].
Рассматривая обобщенное понятие термина «иллюстрация», можно сказать, что это любое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение (например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», рисунки В. А. Серова к басням И. А. Крылова). Такие произведения не являются иллюстрациями в узком значении этого слова. Они независимы от литературного источника, который только задает тему художнику. В таком случае текст является не большим, чем источником вдохновения, при этом не имеет большого значения, следует ли художник словам автора текста или добавляет нечто свое, вкладывает в изображение свое понимание, что очень важно. На фоне эмоционального понимания художником текста в форме созданных им художественных образов, личность писателя может потеряться. Также, как и суть текста, которую вложил сам автор [21, С. 17].
Иллюстрации предназначены для единого восприятия с текстом, их взаимосвязь обеспечивает набольшую выразительность литературного текста, образность восприятия содержания текста. Иллюстрация поясняет текст, демонстрируя соответствующие зрительные образы или активно толкуя текст.
Иллюстрации помогают читателю на всех стадиях прочтения текста, но действуют на текст по-разному. Так, иллюстрация, трактующая смысл текста иначе, только мешает восприятию текста. Верный подход художника представляет собой шествие по страницам рука об руку с автором, помогает понять ситуацию, быт героев и самих героев. Иллюстрация должна стилистически дополнять и соответствовать тексту, сопровождать его, раскрывать неясные моменты и появляться тогда, когда читатель должен ее увидеть. Иллюстрации могут пояснять текст, дополнять текст и быть почти полностью самостоятельным, либо подчиняющими текст себе.
В зависимости от метода познания изображаемого и целей, которые преследуются, иллюстрации можно подразделить на:
— научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.);
— художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
Иллюстрации также могут соединять в себе и художественный образ, и научную документальность изображения.
Все элементы книжного оформления, будь они внутри или снаружи книги, соответствуют стилю и тексту. В XX веке появляется понятие «дизайн книги», или «художественное конструирование книги». До этого времени оформление книги было каноничным, но теперь дизайн книги, включающий в себя последовательность и расположение текста и иллюстраций, варианты техник, плетение и т.д., мог меняться. В качестве средств художественной выразительности дизайнер использует готовые типографские знаки и шрифты. В некоторых книгах художник осуществляет полное оформление: определяет формат книги, особенности шрифта, размещение текста, фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.п.).
Однако именно выполнение внешних элементов оформления книги (суперобложки, переплета или обложки), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (авантитула, титульного листа, шмуцтитула, иллюстрации) играет особенную роль в творчестве художника.
Специфические особенности книги, такие как двухмерность книжной полосы, формат, характер шрифта, способ верстки, качество печатной бумаги, цвет печатной краски и т.п., накладывают определенные требования к книжной иллюстрации.
Книжная графика – вид графического дизайна. Оформление книги должно:
1. Соответствовать типу книги.
2. Выражать содержание.
3. Вызывать интерес и желание прочесть ее.
Внешнее оформление книги должно быть в меру декоративным, стильным, поддерживать текст. Обложка должна отображать стиль текста и вводить в стиль и иллюстраций. Обложка и переплет содержат первую информацию, которую получает читатель. Одним из самых важных частей книги является шрифт. Он должен иметь не более двух видов и четко отображать суть и стиль текста, поддерживать его, как и иллюстрация.
Разновидности композиции в оформлении книги: декоративно-шрифтовая и сюжетно-тематическая. Декоративно-шрифтовая композиция не несет смысловой нагрузки, но стилистически подходит к тексту. Сюжетно- тематическая композиция составляет синтез текста и иллюстраций, которые помогают понять текст, то есть несут смысловую нагрузку наравне с текстом.
Основные конструктивные элементы книги в переплете: форзацы, переплет, наклейки, накидки и вкладки, каптал, обложка, футляр книги, суперобложка, ленточка-закладка, книжный блок, вклейка. На корешковом поле указываются автор, название, располагаются декоративные элементы. Форзац – специальная страница, прикрепленная к переплету и делающая книгу прочнее. Может быть как белой, так и цветной. Суперобложка – съемное бумажное покрытие, надевается поверх переплета. Футляр – коробка для сохранности книги.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы