Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Современные тенденции развития когнитивной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1. Теоретические основы современной когнитивной психологии. 4

1.1. Информационный подход как основа современной
когнитивной психологии  4

1.2. Когнитивная психология и нейропсихология. 7

1.3. Когнитивное моделирование. 12

2. Практическое применение исследование современной
когнитивной психологии. 16

2.1. Современная когнитивная психотерапия. 16

2.2. Современные технологии обучения на основе когнитивной
психологии  19

Заключение. 30

Список использованных источников. 31

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. Когнитивная психология включает в себя
изучение внутренних психических процессов — всего, что происходит внутри вашего
мозга, включая восприятие, мышление, память, внимание, язык, решение проблем и
обучение. Хотя это относительно молодая отрасль психологии, она быстро
превратилась в одну из самых популярных подполей.

Существует множество
практических приложений для этого когнитивного исследования, таких как
предоставление помощи в преодолении нарушений памяти, повышение точности
принятия решений, поиск способов помочь людям оправиться от травмы головного
мозга, лечение расстройств обучения и структурирование учебных программ для
улучшения обучения.

Изучение того, как люди
думают и обрабатывают информацию, не только помогает исследователям глубже
понять, как работает человеческий мозг, но и позволяет психологам разрабатывать
новые способы помочь людям справляться с психологическими трудностями.
Например, признавая, что внимание является как избирательным, так и
ограниченным ресурсом, психологи могут придумать решения, которые облегчат
людям с проблемами внимания улучшить свою концентрацию и концентрацию.

В сфере познавательной деятельности
когнитивные технологии опираются на положения когнитивной психологии, которая
направлена на изучение мышления и ментальных процессов, связанных с ним.
Когнитивные педагогические технологии сегодня представляют собой организацию
учебного процесса, направленную на интеллектуальное развитие обучающихся,
основанного на модульном представлении учебной информации. В таком обучении
обучающиеся становятся активными участниками процесса, тем самым реализуется
субъект-субъектное отношение, предусмотренное в стандартах образования нового
поколения. Использование когнитивных технологий в развитии мышления становится
актуальным средством, которое имеет личностный и социально обусловленный
характер.

Цель
исследования

заключается в изучении современных тенденций развития когнитивной психологии и
ее практического применения.

Поставленная цель предполагает
необходимость решить следующие задачи
исследования
:

1. Изучить информационный подход как
основу современной когнитивной психологии.

2. Охарактеризовать когнитивную
психологию и нейропсихологию.

3. Описать особенности когнитивного
моделирования.

4. Исследовать современную когнитивную
психотерапию.

5. Проанализировать современные
технологии обучения, основанные на когнитивной психологии.

Объектом
исследования

выступают основы современной когнитивной психологии.

Предметом
исследования

является анализ практического применения исследований современной когнитивной
психологии.

Теоретическая значимость исследования: уточнение
особенностей использования когнитивных технологий в процессе обучения, глубокое
изучение основных понятий, связанных с когнитивной психологией, тем самым обогащая
теорию психологии развития.

Практическая значимость исследования: результаты
исследования могут быть использованы практическими психологами.

Методы и методология исследования:


теоретический анализ психологических исследований;

— обобщение и систематизация
современных исследований;

— анализ и синтез полученной
информации.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Когнитивная наука – это
междисциплинарное исследование разума и интеллекта, охватывающее психологию,
нейробиологию, лингвистику, философию, антропологию и вычислительный интеллект.
Сегодня имеется четыре основных направления современной когнитивной науки.

 Первая тенденция заключается в том, что
когнитивная нейробиология становится все более и более центральной во всех
областях психологии. Технология сканирования мозга продолжает
совершенствоваться благодаря появлению более мощных МРТ-аппаратов и других
технологий, таких как транскраниальное магнитное моделирование и спектроскопия
ближнего инфракрасного спектра, которые дают новые экспериментальные данные о
том, как мозг производит мысли. Осмысление экспериментальных результатов
требует теории, и область теоретической нейробиологии значительно расширилась
за последнее десятилетие благодаря новым вычислительным моделям механизмов, с
помощью которых мозг способен представлять и обрабатывать информацию.

Второй важной тенденцией
в когнитивной науке в последнее десятилетие стало растущее значение
статистических моделей, основанных на байесовской теории вероятностей. Эти
модели были применены ко многим важным явлениям в когнитивной психологии, а
также имели впечатляющие применения в робототехнике, таких как управление
автономными транспортными средствами.

Третья важная тенденция –
это усиление акцента на воплощении. В философии это беспокойство ошибочно
привело к утверждениям, что важные умственные роли тела и мира требуют отказа
от вычислительно-репрезентативного понимания ума. В психологии, однако, было
более разумное признание того, что такие аспекты мышления, как образы и эмоции,
требуют расширения и модификации традиционных представлений о представлении и
вычислении. Признание роли воплощения в познании усиливается первой упомянутой
тенденцией: достижения в когнитивной нейробиологии (как экспериментальные, так
и теоретические) показывают, как мозг использует информацию, полученную от
чувств и взаимодействия с миром, для выполнения сложных задач.

Наконец, четвертая важная
тенденция в когнитивной науке сегодня — это более глубокое понимание социальных
аспектов познания, которые могут показаться в противоположном направлении от
биологической тенденции когнитивной нейробиологии, но фактически совместимы с
ней. Психология и антропология все чаще показывают, каким образом на
человеческое мышление влияют взаимодействия людей с другими людьми в культуре,
которую они разделяют. Эти взаимодействия зависят от биологических механизмов,
таких как генерация и передача эмоций, но социальные изменения также вызывают
биологические изменения.

Когнитивные
образовательные технологии базируются на теории о том, что каждый человек
воспринимает информацию согласно имеющимся у него когнитивным схемам, многие из
которых могут быть обусловлены врождёнными особенностями. Таким образом,
подобные технологии в образовании предполагают индивидуальный подход к каждому
ученику.

Когнитивные
технологии позволяют значительно увеличить эффективность процесса обучения,
ведь теперь обучающий в первую очередь ориентирован на одного ученика, а не на
группу людей, что также противопоставляет новый метод когнитивного познания
старым образовательным теориям, ориентированным на усреднённого человека.

Ведь давно доказано, что процесс формирования
когнитивных схем у каждого человека проходит по-разному, всё зависит от его
эмоционального отношения к педагогу, изначальных интеллектуальных способностей,
его отношения к заданию и обстоятельствам, в которых приходится эту задачу
решать. Как доказано многими исследователями и педагогами-практиками,
организация педагогического процесса, построенного на когнитивных технологиях,
улучшает общее качество получаемого образования, увеличивает его эффективность,
что и является основной задачей применения новых методов в образовании.
 

Фрагмент текста работы:

 

Информационный
подход к познанию относится к числу современных направлений в науке. Своими
корнями информационный подход в психологии восходит к работам ученых середины
XX в., где понятие информации становится ключевым для развивающихся дисциплин –
как общенаучных (общей теории систем, семиотики, синергетики), так и
специальных (молекулярной генетики, нейробиологии, лингвистики, психологии,
теории связи и др.)
[21].

Современное
научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер,
отец кибернетики: «…информация – это обозначение содержания, полученного из
внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему
наших чувств».

На
становление информационного подхода к познанию оказало влияние множество
событий. Среди них – разработка теории автоматов А. Тьюринга и теории
информации Клода Э. Шеннона, развитие уже упоминавшейся кибернетики, достижения
нейрофизиологии, а также исследования в области искусственного интеллекта. Алан
Мэтисон Тьюринг – английский математик и логик, один из основателей информатики
и теории искусственного интеллекта. Работы Тьюринга касались исключительно
области математики и логики, однако оказали большое влияние на современные
когнитивные науки. Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать, что
Тьюринг разработал понятие алгоритма как совокупности элементарных операций. В
1936 г. он предложил абстрактную вычислительную машину, получившую название
машины Тьюринга, которая способна реализовать алгоритм по вычислению различных
функций [15].

Машина Тьюринга
является теоретическим прообразом всех современных компьютеров. Разрабатывая
понятие алгоритма, Тьюринг также задавался вопросом, нельзя ли и мышление
человека представить в виде реализации алгоритмической программы. И если можно,
то что будет критерием, позволяющим сказать, что этот алгоритм действительно
повторяет ход человеческих рассуждений.

В 1950 г.
Тьюринг предложил тест, позволяющий установить, является ли машина «думающей».
Тест основывался на известной в то время салонной игре «в переговоры». Смысл
игры состоял в том, чтобы по ответам на заданные вопросы играющий определил, с
кем он имеет дело – с мужчиной или женщиной. По тесту Тьюринга играющий должен
был определить – с кем он имеет дело: с человеком или машиной? [10].

Фактически
Тьюринг пытался разработать абстрактную модель работы человеческого мозга при
выполнении некой алгоритмической программы. Вопрос о мышлении человека и машины
был в дальнейшем рассмотрен в кибернетике Винера и лег в основу информационного
подхода к мышлению. «Логика машины похожа на человеческую логику, – писал
Винер, – и, следуя Тьюрингу, мы можем использовать логику машины для освещения
человеческой логики». Такой алгоритмический подход определил основное направление
психологических исследований познания в когнитивной психологии, и выделение
простейших – элементарных – операций сложных психических процессов стало одной
из задач научных изысканий специалистов [22].

Клод Шеннон,
в свою очередь, будучи сотрудником корпорации Bell Telephone Laboratories, занимался поисками наиболее
эффективного способа передачи телефонных сообщений. Шеннон предложил формулу
для оценки меры информации, содержащейся в сообщении и передаваемой по каналу
связи, причем под каналом связи можно понимать и телефонный кабель, и
радиоканал, и страницу текста, и даже устное сообщение, передаваемое от одного
человека к другому. Процедура измерения количества передаваемой информации
является нейтральной но отношению к природе этой информации [3].

В теории Шеннона под информацией понимались не любые
сообщения, которыми люди обмениваются, передаваемые по техническим каналам
связи, а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации.
Неопределенность существует тогда, когда происходит выбор одной из двух или
большего числа возможностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы