Преподаватель англ яз Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Современные педагогические технологии в языковом образовании в основной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
исследования современных педагогических технологий в языковом образовании в
основной школе. 6

1.1. Языковое
образование в основной школе как психолого-педагогическая проблема. 6

1.2. Современные
педагогические технологии как инструментарий формирования языковой
компетентности. 12

Выводы по первой
главе. 20

Глава 2. Педагогические условия
развития языковой компетентности с применением инновационных образовательных педагогических
технологий. 23

2.1. Инновационные
образовательные педагогические технологии как 
условие  развития языковой
компетентности. 23

2.2. Опыт применения
современных педагогических технологий как условие развития языковой
компетентности в образовательном процессе. 43

2.3. Диагностика
уровня развития языковой компетентности с применением современных педагогических
образовательных технологий. 52

Выводы по второй
главе. 55

Заключение. 59

Список литературы.. 64

 



  

Введение:

 

Модернизация
школьного образования, которая в настоящее время осуществляется в нашей стране,
в первую очередь связана с качественным обновлением содержания и обеспечением
его развивающего культурного характера. В связи с этим особое внимание
уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося
и расширению возможностей современного опережающего образования, в том числе,  и языкового.

Язык – это
важнейшее средство общения, без которого невозможно существование и развитие
человеческого общества. Язык представляет собой сложную систему, которая
включает в себя правила произношения, написания, построения слов и предложений.
При помощи языка человек выражает свои чувства, мысли, потребности. Невозможно
представить современную жизнь без умения человека говорить, читать и писать.

Современные
изменения в общественных отношениях и средствах коммуникации (использование
новых информационных технологий) требуют повышения языковой компетентности
школьников, совершенствования их филологической подготовки.

Формирование
у учащихся способности к межкультурному общению способствует развитию
личностных качеств: коммуникабельности, толерантности, коммуникативной
культуры. В целом, учащиеся должны понимать, что изучение иностранного языка
ведет к взаимопониманию людей, являющихся представителями других культур, к
познанию культур других народов и, исходя из последних, к осознанию культурной
самобытности и ценностей своего народа. Содержание обучения иностранным языкам
в школе предполагает овладение учащимися как прямыми (говорение, аудирование),
так и косвенными (чтение и письмо) формами общения в пределах, указанных в
программе для каждого конкретного этапа обучения.

В последнее
время постоянно возникает вопрос об использовании современных технологий в
обучении. Когда мы говорим о современных технологиях, то имеем в виду не только
технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход
к процессу обучения в общеобразовательных школах.

В современном
мире школьное образование в целом и преподавание иностранного языка, в
частности, требуют пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и
приемов, т. е. пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество,
различные процессы, происходящие в сферах политики, экономики, культуры,
смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурной
коммуникации, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям.
Все это не может не  влиять на
технологическую организацию  языкового
образования, а также не может не вызывать новых проблем в теории и практике
языкового образования. Проблема обучения иностранному языку, как средству
общения, приобретает особое значение в современных школах, что и   определяет актуальность данной работы.

Цель
исследования – выявить теоретические основы 
исследования современных педагогических технологий и педагогических
условий языкового образования в основной школе, определить педагогические
условия развития языковой компетентности с применением инновационных
образовательных технологий  в языковом
образовании в основной школе.

Объект
исследования – процесс языкового образования в основной школе.

Предмет
исследования – использование современных педагогических технологий в языковом
образовании в основной школе.

Задачи
исследования:

¾               
исследовать
языковое образование в основной школе как психолого-педагогическую проблему;

¾               
рассмотреть
современные педагогические технологии как инструментарий формирования языковой
компетентности;

¾               
определить
педагогические условия развития языковой компетентности с применением инновационных
образовательных технологий;

¾               
проанализировать
инновационные образовательные технологии как 
условие  развития языковой
компетентности;

¾               
презентовать
опыт применения образовательных технологий как условие развития языковой
компетентности в образовательном процессе.

Степень
разработанности темы исследования. Языковое образование в своих работах
рассматривали Т.Г. Рамзаева, Н.Д. Гальскова, Б.С. Гершунский, Э.Г.Азимов, Е.И.
Пассов, Е.А. Михалева, И.А. Мальковская, Л.П. Загорулько. В свою очередь,
исследование языкового образования в российской научной среде началось в XIX
веке. В первой половине ХХ века заслуживают внимания труды Л.В. Щербы, И.И.
Гливенко, Н.К. Крупской, К.А. Ганшиной, И.А. Грузинской, Е.М. Рыта, отдельные
работы А.В. Луначарского. Во второй половине ХХ века в языковом образовании
начинают превалировать работы лингвистической направленности. К таковым, в
частности, относятся труды И. И. Халеевой, Т. В. Елизаровой, Н. Д. Гальсковой,
М. Л. Вайсбурд.

Методы
исследования: теоретический анализ научных изданий, исследований и научных
статей, синтез, обобщение, анализ профильных изданий, диагностические методы (прямое
и косвенное наблюдение за образовательным процессом изучения английского языка,
методы опроса, анкетирование, анализ и обобщение).

Практическая
значимость работы заключается в том, что результаты исследования и выводы могут
иметь прикладной характер для реализации целей языкового обучения школьников в
условиях  современной  школы – формирования  личности, 
владеющей языком и способной к межкультурной коммуникации в условиях
глобализации.

Структура
работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Цель
исследования – выявить теоретические основы 
исследования современных педагогических технологий и педагогических
условий языкового образования в основной школе, определить педагогические
условия развития языковой компетентности с применением инновационных
образовательных технологий  в языковом
образовании в основной школе.

Задачи
исследования:

¾               
исследовать
языковое образование в основной школе как психолого-педагогическую проблему;

¾               
рассмотреть
современные педагогические технологии как инструментарий формирования языковой
компетентности;

¾               
определить
педагогические условия развития языковой компетентности с применением
инновационных образовательных технологий;

¾               
проанализировать
инновационные образовательные технологии как 
условие  развития языковой компетентности;

¾               
презентовать
опыт применения образовательных технологий как условие развития языковой
компетентности в образовательном процессе.

Анализ  решения сформулированной цели и выполнения
поставленных задач позволил заключить, что:

В 1.1. в
соответствии с целями и задачами определили, что язык – это специфическое и
универсальное средство объективации содержания, как индивидуального сознания,
так и культурной традиции. Прежде всего, высокая значимость языка обусловлена
тем, что наше общество является информационным. Через язык осуществляется обмен
информацией, как в межличностных контактах, так и в профессиональной среде.
Умение работать с информацией, как на родном, так и на неродном языках,
обеспечивает человеку преимущество в любой сфере деятельности, что определяет
важность языкового образования. На данный момент под языковым образованием
понимается образование, формирующее языковую компетенцию, то есть владение
нормами языка (родного или иностранного) и способность адекватно использовать
их в ходе реальной речевой деятельности.

Образовательное
направление «языковое образование» включает в себя два направления:
преподавание родного языка и преподавание неродного языка. Они существовали и
продолжают существовать в достаточной изоляции друг от друга, как две
автономные образовательные области. У каждого из них есть свои традиции,
история и приоритеты. Для обучения неродному языку это сильные методологические
разработки в обучении общению, то есть речи, в языковом обучении по отношению к
обучению речи.

При обучении
родному языку акцент делается на обучении языку, языковым явлениям
(грамматическим правилам), а речевое обучение состоит из ознакомления с
определенными письменными жанрами и овладения определенными видами текстов
(эссе, презентация), которые, как правило, востребованы для непосредственных
нужд следующего этапа учебной деятельности. Приоритетным направлением языкового
образования на современном этапе, характеризующемся глобализационными
процессами, является межкультурная коммуникация. Изучение одного или нескольких
неродных языков открывает доступ к культуре, лежащей вне его непосредственного
опыта, способствует межкультурной коммуникации как совокупности специфических
процессов взаимодействия партнеров, принадлежащих к разным культурам и языкам.

В  1.2 в соответствии с целями и задачами определили,
что в примерной основной образовательной программе по иностранным языкам,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, оговаривается, что языковая
компетенция, под которой понимается владение языком, является частью
коммуникативной компетенции и включает фонетическую, лексико-грамматическую
сторону речи, а также орфографию.

Под языковой
компетенции понимается совокупность языковых знаний и умений, дающих широкие
возможности использования языка в различных сферах деятельности в соответствии
с нормами изучаемого языка и способствующих развитию языковых способностей.

Языковая
компетенция признается базовым компонентом коммуникативной компетенции, без
языковой компетенции коммуникативная компетенция не может быть сформирована.

Большинство
ученых рассматривают языковую компетенцию как знание языковой системы
изучаемого языка на всех уровнях (фонологическом, лексическом, грамматическом)
грамматических правил построения предложений.

Некоторые
исследователи относят языковую компетентность к навыкам и умению использовать
эти знания в речевой деятельности на иностранном языке.

Современная
педагогическая технология – это технология, ориентированная на такой результат
образования, когда учащийся не только получает и усваивает информацию, но и
способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях.

В 2.1. в
соответствии с целями инновационная образовательная технология – это
нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение,
вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие
характеристики, как отдельных её компонентов, так и самой образовательной
системы в целом. Другими словами, инновационная образовательная технология  – образовательная технология, базирующаяся на
использовании инновационных методов образования.

Инновационные
образовательные технологии включают проблемное обучение, разноуровневое
обучение, проектные методы обучения, проектные методы обучения, технологию
использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов
обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа),
информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Использование
инновационных форм обучения, в отличие от традиционных методов, отводит
учащемуся главную роль на пути к обучению, в котором учитель является активным
помощником, организует, направляет и стимулирует учебную деятельность. В своей
деятельности преподаватель должен решать не только учебные задачи, но и создавать
условия для самостоятельного поиска учащимися творческих способностей,
побуждать их к исследовательской деятельности, развивать навыки ориентирования
в огромном информационном пространстве и самостоятельного принятия решений.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс рассматривается
как необходимое условие решения поставленных задач. Постоянно развивающаяся
система информационного обеспечения в сочетании с технической поддержкой
обеспечивает качество учебного процесса.

Отметим, что
инновационные образовательные технологии взаимосвязаны, взаимозависимы и
представляют собой определенную дидактическую систему, направленную на
воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность,
сопереживание, взаимопомощь и обеспечение образовательных потребностей каждого
учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В 2.2. в
соответствии с целями определили, что перед учителями иностранного языка встает
проблема выбора наиболее эффективных образовательных технологий, создающих
условия для развития профессиональных компетенций, в том числе коммуникативных
и языковых. Возможность развития языковой компетентности обусловлена спецификой
выбранной педагогом современной образовательной технологии, методами и приемами
обучения.

Самыми
эффективными, на наш взгляд, сегодня являются интерактивные формы обучения,
проектные, проблемные технологии, дифференцированное обучение. Они стимулируют
познавательную активность учащихся. Учащиеся обретают большую самостоятельность
в выборе путей освоения учебного языкового материала.

Нам
представляется, что для развития языковой компетентности необходимо опираться
на новые тенденции в образовании, требующие от педагога взращивания в учащихся
способностей к самосовершенствованию, изменения методов и приемов обучения в
сторону активных, являющихся гарантом успешности в дальнейшей деятельности в
сфере иностранных языков. В связи с этим представлена разработка урока
английского языка в 5 классе, с использованием проблемных заданий на основе информационно-коммуникационных
технологий. Данные проблемные задания предлагаются для формирования
грамматической стороны речи на основе раздела № 2 «Family History» в УМК
«Rainbow English».

В 2.3. в
соответствии с целями и на основе использования опыта применения
образовательных технологий как условия развития языковой компетентности в
образовательном процессе нами была проведена диагностика. В диагностике
принимали участие 22 учащихся 5 класса. Нами 
проведен анализ диагностики уровня языковой компетенции учащихся по
результатам контроля составляющих языковой деятельности (фонетика, лексика,
грамматика). Был выбран 5 класс в связи с тем, что этот класс при переходе из
начального звена в среднее проходит адаптацию, а также в виду усложнения
изучаемого материала по предмету «английский язык». Результаты исследования
показали, что из всех учащихся данной группы имеют высокий и средний уровень по
фонетике – 42%, по лексике -31%, по грамматике 
— 19%.

Среди  учащихся было проведено анкетирование на тему
«Диагностика уровня мотивации школьников к изучению иностранного языка на
различных ступенях обучения»  по методике
Р.В. Овчаровой. При выявлении уровня мотивации изучения иностранного языка
использовался метод анкетирования. В результате данного анкетирования было выявлено,
что 23% опрошенных учеников имеют высокий уровень мотивации, у 32% обучающихся
средний уровень мотивации,  41% имеют
низкий уровень мотивации.

Анализируя
результаты исследования, сделан вывод, что необходимо применение таких форм и
видов работы, которые способствовали бы повышению уровня  языковой компетенции, а также уровня
мотивации у обучающихся к изучению английского языка. Можно отметить, что
использование инновационных образовательных технологий  в языковом образовании в основной школе на основании
педагогических условий развития языковой компетентности является эффективным
средством языкового образования в основной школе.

Обобщив
результаты исследования можно сделать вывод о том, что использование
современных педагогических технологий, внедрение активных и интерактивных
методов и применение инновационных образовательных технологий позволяют успешно
развивать языковую компетентность учащихся по иностранному языку.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
исследования современных педагогических технологий в языковом образовании в
основной школе

1.1.
Языковое образование в основной школе как психолого-педагогическая проблема

Язык – это специфическое
и универсальное средство объективации содержания, как индивидуального сознания,
так и культурной традиции. С одной стороны, он выступает как компонент
культуры, с другой – это средство формирования личности, социализации, познания
культуры в широком смысле этого слова. В жизни человека язык выступает как
универсальное средство общения, умственной деятельности, способ познания
окружающей действительности, в широком смысле этого слова –
социально-исторического опыта человечества.

Прежде всего,
высокая значимость языка обусловлена тем, что наше общество является
информационным. Через язык осуществляется обмен информацией, как в
межличностных контактах, так и в профессиональной среде. Умение работать с
информацией, как на родном, так и на неродном языках, обеспечивает человеку
преимущество в любой сфере деятельности, что определяет важность языкового
образования.

В связи с
этим перед авторами стоит задача: проанализировать современные подходы к
пониманию понятия «языковое образование».

Понятие «языковое
образование» гораздо шире понятия «обучение языку». Языковое образование
ориентировано не только на обучение ребенка основным видам речи, но и на
формирование личностно значимого, позитивного эмоционально-творческого
отношения к процессу изучения национальной культуры через родной язык. Целью
языкового образования является сам ребенок как человек культуры

По мнению Т.Г.
Рамзаевой, языковое образование – это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение основами теории языка в коммуникативных
целях, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой
носителя данного языка.

Б.С.
Гершунский предлагает рассматривать языковое образование как ценность, процесс,
результат, систему, подчеркивая многомерность этого понятия[1].

Н.Д.
Гальскова понимает языковое образование как «образование в области всех (родных
и неродных) языков и культур».[2] Н.Д.
Гальскова развивает эту идею, рассматривая языковое образование в трех
аксиологических блоках: языковое образование как государственную ценность;
языковое образование как социальную ценность и языковое образование как
личностную ценность. Следует отметить, что это взаимосвязанные блоки.

Только при
гармонии государственных, общественных и личных интересов в развитии языкового
образования возможно достижение качественных результатов в решении не только
социально-педагогических задач, стоящих перед обществом, государством,
образованием, но и задач социокультурного плана.

Э.Г. Азимов
понимает языковое образование как процесс и систему организации обучения
государственным, родным и иностранным языкам[3].
Целью языкового образования является, в частности, развитие многоязычия и
поддержка языкового разнообразия в обществе. Ведущей тенденцией современного
языкового образования является мультикультурализм, языковой плюрализм и диалог
культур.

Языковое
образование – это путь к цели, то есть процесс движения от цели к результату,
по мнению Е.И. Пассова[4]. Этот
процесс направлен на овладение учащимися новыми средствами общения, их познание
иноязычной культуры и понимание собственных этнокультурных истоков,
формирование у учащихся готовности к межкультурному диалогу и толерантности к
другим языкам и культурам.

По мнению Е.И.
Пассова, языковое образование в современном обществе должно создавать условия
для формирования коммуникативно-ориентированной личности, способной к
межкультурному общению в различных сферах человеческой деятельности: научной,
производственной, экономической, социально-политической, культурной и
научно-образовательной.

Так, Е.А.
Михалева считает, что языковое образование – это образование основной задачей
которого является воспитание конкурентоспособного выпускника, владеющего
государственными и иностранными языками, умеющего проявлять коммуникативные
способности в разных ситуациях, ориентированного на сохранение, воспроизводство
и приумножение национально-культурного достояния, что, в конечном счете,
отразится на его трудовом поведении. Владение языками, в том числе,
иностранными рассматривается как важнейший компонент человеческого капитала
личности, который она может приложить на современном рынке труда.



[1] Гершунский
Б.С. Философия образования: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб.
за-вед. — М.: Издательство Юрайт, 2017.-120с.

[2] Гальскова
Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пространство
исследования / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – №3. – 2017. – С.
2–9.

[3] Азимов
Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2018. – 496 с.

[4] Пассов
Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования литературы.
М.,- 2014.- 170 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы