Методика преподавания русского языка Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Совершенствование стилистической грамотности учащихся на уроках развития речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ В ШКОЛЕ 6
1.1 Стилистика как предмет языкознания. Понятие стилистической нормы 6
1.2. Стилистические ошибки, их классификация, причины появления в речи 9
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 12
2.1 Задачи обучения стилистике в средней образовательной школе 12
2.2 Методы и приемы обучения стилистике на уроках развития речи 17
Выводы по главе 2……………………………………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 24
1.3 Уровень владения учащимися 8 класса МБОУ Актугановская ООШ МР Калтасинский район РБ стилистическими умениями (констатирующий эксперимент) 24
3.2 Комплекс стилистических упражнений на уроках развития речи 36
3.3 Описание и результаты апробации комплекса упражнений в 8 классе МБОУ Актугановская ООШ МР Калтасинский район РБ 40
Выводы по главе 3…………………………………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………..56

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Для каждого человека важно знать стилистические нормы, и употреблять в своей речи слова с различными оттенками значения. То, как человек говорит, характеризует его социальный и образовательный уровень. Использование стилистически окрашенных единиц обогащают речь, делают ее более культурной. Кроме того, они зачастую помогают высказать свою мысль более четко и лаконично.
Учащиеся, овладевая необходимыми навыками речи, должны знакомиться не только с грамматикой и правописанием, но и с лексикой и практической стилистикой. Учащиеся часто путают функциональные стили речи и особенности их употребления. И, как результат, речь школьников содержит в себе стилистические ошибки.
Начинать изучать стилистику начинают в средней школе, начиная с 5 класса, и полученные в этом возрасте знания и умения послужат хорошей подпоркой для обучения в старших классах. Именно поэтому изучению стилистики нужно уделить особое внимание в средней школе. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Разработанность проблемы. Первым цели и задачи стилистики выделил выдающийся швейцарский ученый Ш. Балли. С тех пор вопросами стилистики занимались многие выдающие ученые. Среди них русский философ М.М. Бахтин, выдающийся русский филолог В.В. Виноградов, российский лингвист и литературовед Г.О. Винокур, российский языковед Ю.Н. Караулов, историк русского языка, культуры и филологии В.В. Колесов, доктор филологических наук, профессор, действительный член РАО и член Президиума, а также РАЕН и Академии Словесности, известный специалист в области русского языкознания В.Г. Костомаров, российский лингвист, специалист по языку и жанрам массовой коммуникации Н.Н. Кохтев, выдающийся ученый-языковед, литературовед и педагог Б.А. Ларин, выдающийся русский языковед, лексикограф и лексиколог, историк литературного языка С.И. Ожегов и многие другие.
Объект исследования – преподавание стилистики русского языка в школе.
Предмет – виды стилистических упражнений в системе школьного изучения стилистики русского языка.
Цель исследования – изучить и разработать методические подходы для эффективного изучения стилистики русского языка в школе.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) рассмотреть стилистику как предмет языкознания, охарактеризовать понятие стилистической нормы;
2) рассмотреть классификацию стилистических ошибок;
3) рассмотреть задачи обучения стилистике в средней образовательной школе;
4) выявить методы и приемы обучения стилистике на уроках развития речи;
5) проанализировать уровень владения учащимися 8 класса МБОУ Актугановская ООШ МР Калтасинский район РБ стилистическими умениями;
6) разработать комплекс стилистических упражнений для использования на уроках развития речи;
7) описать результаты апробации комплекса упражнений в 8 классе МБОУ Актугановская ООШ МР Калтасинский район Республики Башкортостан.
Гипотеза: практические упражнения, реализованные в комплексе, являются эффективным средством повышения уровня стилистических умений учащихся.
Методологическая основа исследования. В основу нашего исследования легли труды, таких ученых как Г.Я. Солганик, О. Крайник, Т. Ким, Ю. Прытков, С. Муева, С. Маляева и другие.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в время участия в VIII Всероссийско научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и методики преподавания филологических дисциплин в образовательном процессе.
Практическая значимость работы. Результаты данного исследования можно использовать в педагогической практике на занятиях русского языка в средней школе, а также для преподавания студентам, обучающимся по педагогическим направлениям.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическому исследованию основ изучения стилистики в курсе русского языка. Во второй главе приводится методика обучения стилистики. В третьей главе описано эмпирическое исследование эффективности использования упражнений для изучения стилистики в курсе русского языка в восьмом классе средней школы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Стилистика – это раздел науки, предметом которого можно назвать различия между различными видами языка. Несмотря на то, что часто используется понятие «язык», «русский язык», в реальности каждый язык включает в себя разные части. Так, внутри русского языка есть различные функциональные стили (публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль и некоторые другие). Каждый из данных стилей используется в какой-либо сфере. Каждый стиль имеет свою лексику и правила написания текстов, и поэтому смешение стилей является стилистической ошибкой и создает впечатление неграмотности автора. Также слова русского языка имеют стилистическую окраску. Слово может быть нейтральным по стилю, а может быть книжным, экспрессивным, просторечным, ироничным и т.д. Часто одно понятие можно описать огромным количеством синонимов с разной стилистической окраской.
Как правило, дети и школьники плохо понимают стилистику. Они используют в своей речи разговорный русский язык, не задумываясь, что есть диалекты русского языка, книжные слова, просторечные слова. Школьники могут употреблять жаргон и просторечную лексику, но часто они делают это неосознанно, просто не понимая назначения такой лексики или не зная литературного синонима.
Поэтому необходимо изучать стилистику в школе. Изучение стилистики входит в предмет «русский язык», который связан с изучением не только грамматики, но и стилистики.
Изучение стилистики в курсе русского языка имеет важное знание для общего развития школьника. Выбор стилистических средств подразумевает развитие познавательных навыков, мыслительного процесса, самостоятельности. Кроме этого, изучение стилистических норм формирует чувство стиля, языка, а также выполняет воспитательную функцию.
Методики изучения стилистики в школе предполагают донесение до учащихся информации о том, что такое стилистика и какие функциональные стили речи существуют. Дети должны получить знания о том, что в русском языке имеются функциональные стили и слова с различной стилистической окраской. Обычно дети об этом не задумываются. А так как предмет «русский язык» направлен на развитие грамотности, то часто стилистические знания проходят мимо учащихся. Но при изучении стилистики в средней школе мало объяснений. Нужны также практические упражнения. Путем практических упражнений у школьников формируются стилистические умения, которые позволяют правильно употреблять те или иные слова и словосочетания в конкретных жизненных ситуациях. Упражнения помогают школьникам понять, что стилистика является очень практическим предметом, и эти знания помогут в жизни часто не меньше, чем орфографическая или грамматическая грамотность.
Проанализировав современный педагогический опыт, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными при изучении стилистики, по мнению учителей, являются следующие виды упражнений: лексические, фразеологические, по речевому этикету, моделирование текста, анализ слов, игры, конкурсы, творческие задание, исправление стилистических ошибок. Можно также использовать проектную методику.
В третьей главе исследования мы проанализировали уровень владения учащимися 8 класса МБОУ Актугановская ООШ МР Калтасинский район Республики Башкортостан стилистическими умениями. Проведенный анализ показал, что дети часто используют просторечие и жаргон, что является распространенной проблемой для всех российских школ. Обычно дети поступают так просто из-за непонимания стилистических норм. Дети редко и часто неправильно употребляют в речи стилистически окрашенные лексемы. Также анализ показал, что дети не очень хорошо знают точное значение многих лексических единиц и фразеологизмов, особенно тех, которые относятся к книжному стилю. Это означает, что уровень стилистических умений детей находится на среднем и низком уровне.
Нами был разработан комплекс упражнений, который предполагает систематическое изучение стилистических норм на уроках русского языка в средней школе. Данный комплекс включает в себя три этапа работы, которые постепенно усложняются, что позволяет детям углубить свои знания в области стилистики. В состав заданий и упражнений мы включили такие: упражнения на изучение функциональных стилей речи (публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль), упражнения на изучение пластов русской лексики (книжная лексика, разговорная лексика, просторечная лексика, жаргон), упражнения на лексические нормы литературного русского языка. Целью работы было познакомить восьмиклассников с богатством русского языка, обучить их стилистическим умениям, показать практическую важность стилистически грамотной речи.
Далее мы провели повторный анализ уровня владения учащимися 8 класса стилистическими умениями. Для этого мы использовали те же методики, но с другой лексикой. Проведенный анализ показал, что дети реже используют просторечие, правильно употребляют стилистически окрашенные слова и фразеологизмы. Дети сделали меньше ошибок в значении слов и фразеологизмов. Это означает, что теперь уровень стилистических умений детей находится на высоком и среднем уровне.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКИ В ШКОЛЕ
1.1 Стилистика как предмет языкознания. Понятие стилистической нормы
Стилистика – это особая наука. Несмотря на то, что как наука стилистика всеми признана, до сих пор нет четкого определения того, что изучает стилистика. Так, например, по А.И. Ефимову, на которого ссылается Л.Б. Баклушина под стилистикой принято понимать науку о стилях языка: «Изучая закономерности употребления речевых средств, она оценивает, отбирает и культивирует лучшие образцы национальной речевой деятельности… раскрывает и обобщает удачные и наиболее целесообразные способы и приемы использования различных средств языка. В силу этого стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка» [Баклушина, 2018, с. 24].
Л.Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина предлагают такое определение: «Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета, которым древние греки писали на вощаных дощечках) – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условий общения. Стилистика знакомит со стилистической системой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией правильной (с соблюдением норм литературного языка), точной, логичной и выразительной речи…[Климанова, Бабушкина, 2011, с. 4].
Основным содержанием стилистики является теория функциональных стилей речи, синонимия (фонетическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая), оценка изобразительно-выразительных возможностей различных средств языка и их стилистическая и экспрессивно-эмоциональная окраска. Основой стилистики является синонимика русского языка, богатство смысловых и экспрессивных оттенков в выражении мыслей и чувств» [Климанова, Бабушкина, 2011, с. 7].
«Стилистику можно определить, как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения», – пишет Т.П. Малявина [Малявина, 2018, с. 25].
Таким образом, к настоящему времени сложилось представление, отраженное в научных работах, учебниках, лингвистических словарях, что стилистика изучает выразительные средства языка и функциональные стили. Выразительные средства языка – это огромный фонд языковых средств, к которому можно отнести метафоры, эпитеты, фразеологические единицы и многие другие выразительные средства. Их главное отличие от «обычных» слов – экспрессивность, то есть способность выражать эмоции. Они украшают текст и речь.
Одно из направлений стилистики – изучение стилистического расслоения лексики. Лексика любого языка подразделяется на отдельные пласты. Обычно выделяют литературный язык, разговорный язык, просторечие и так называемый «нецензурный язык». Все эти пласты лексики имеют свое назначение в речи. Например, разговорный русский язык необходим при общении с хорошо знакомыми людьми и для переговоров в неофициальных ситуациях.
Важное направление стилистики – изучение функциональных стилей языка. Солганик Г.Я. именно изучение функциональных стилей языка считает важной задачей стилистики. По его словам, единственный объект, который выделяет стилистику среди других лингвистических дисциплин, конституирует ее как самостоятельную отрасль лингвистики, – это функциональные стили, а также другие стили во всех значениях этого слова [Солганик, 2009, с. 133].
С этим мнением можно согласиться. Понятие «язык» не имеет особого значения, если не обращать внимания на функциональный стиль. Язык используется с какой-то целью. Поэтому реально язык существует только как система стилей.
Функционально-стилевое расслоение – это один из главных, глубинных процессов, определяющих и состояние современного русского языка, и его структуру, и многие его особенности. Например, в прошлом большое значение имело разделение языка на литературный и разговорный язык. Долгое время считалось недопустимым использовать разговорный язык при написании литературных произведений.
Но сейчас это далеко не так. Писатели и поэты широко используют разговорный русский язык при создании литературных произведений. Намного важнее для современного русского языка различий между художественной, научной, публицистической, официально-деловой и разговорной речью.
Исследователи проблем стилистики (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Д.Э. Розенталь и др.) в своих работах употребляют термин «практическая стилистика».
Вопросы практической стилистики наиболее полно освещены в трудах Д.Э. Розенталя [Розенталь, 2005]. По мнению ученого, содержанием практической стилистики являются:
1) общие сведения о языковых стилях;
2) оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка;
3) синонимия языковых средств.
Таким образом, ни один язык не является однородным. Внутри любого языка есть различные пласты лексики и различные стили общения между людьми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы