Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Совершенствование системы социальной защиты семьи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
1.1 Система социальной защиты семьи, материнства и детства……………..7
1.2 Правовая защита семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России……………………………………………………………………………13
1.3 Проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России..22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДА СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
2.1 Анализ опыта работы по организации социальной защиты семьи, материнства и детства в Краснодарском крае……………………………….29
2.2 Обобщение опыта работы управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи……………………………………………………38
2.3 Основные пути совершенствования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании……………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………58
Введение:
Значимость социальной политики и ее социальной сферы трудно переоценить. Социальная политика является частью политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.
В условиях рыночной экономики все сильнее обостряется дифференциация населения по доходам, сопровождающаяся ухудшением демографических показателей и в целом социальной напряженностью общества.
Ощущение социального неблагополучия обостряется такими социальными явлениями как, нищета инвалидов, заброшенность и беззащитность стариков, особенно одиноких, детская безнадзорность. Поэтому решение вопросов социальной защиты отдельных категорий граждан выступает одним из приоритетных направлений государственной социальной политики как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и определяет уровень социального благополучия, как всего населения России, так и ее социально незащищенных слоев.
Основными методами государственной поддержки материнства и детства в настоящее время выступают такие меры, как увеличение размера пособия по уходу за ребенком, материнский капитал, различные льготы для оплаты услуг детских учреждений, материальная поддержка родителей-одиночек или воспитателей сирот.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы заключается в том, что государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особое значение и, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечили бы институту семьи эффективную защиту, адекватную цели социально-экономической политики Российской Федерации, в том числе повышение рождаемости как важного компонента сохранения и развития многонационального народа России и позволяющего создавать условия, позволяющие гражданам их права и обязанности на местах семейных отношений, в том числе оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а также для семей с детьми, обеспечение дополнительных мер государственной поддержки.
Проблемы современной российской семьи во многом связаны с влиянием социально-экономических реформ 1990-х годов, которые привели к массовому снижению уровня жизни семей с детьми.
Безработица, задолженность по заработной плате, пособия, низкая заработная плата негативно влияют на положение семьи. Более того, если семья имеет доход не ниже прожиточного минимума, то это исключает возможность получения дополнительных социальных пособий от государства.
Сокращение социального пакета на предприятиях приводит к росту социальной уязвимости работающего населения. Семья, как правило, находится в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития
В связи с этим необходимо принять меры для фундаментальной поддержки института семьи. На данный момент нет целенаправленной государственной семейной политики как самостоятельного направления деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Следует отметить, что нормативной базой семейной политики является не только семейное право, которое регулирует отношения в семье.
Правовые отношения между семьей и государством, регулируемые нормами законодательства о социальном обеспечении, часто формируются без учета реальных интересов семей, в том числе многодетных, стихийно. Реальная реализация этих правовых норм должна быть последовательной и последовательной.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является муниципальное образование города Сочи Краснодарского края.
Предметом исследования работы выступает развитие системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании города Сочи.
Цель исследования – совершенствование социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании, анализ основных проблем и предложения по улучшению еѐ деятельности.
Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть систему социальной защиты семьи;
2) изучить правовую защиту семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России;
3) определить проблемы социальной защиты семьи, материнства и детства в России;
4) проанализировать опыт работы по организации социальной защиты семьи, материнства и детства в Краснодарском крае;
5) дать обобщение опыта работы управления по вопросам семьи и детства муниципального образования города Сочи;
6) выявить основные пути совершенствования системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании.
Методологической основой работы явился общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, в том числе: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный и контент-анализ текстов нормативных правовых актов и судебных решений.
Эмпирической основой исследования послужили федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные акты Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления регламентируют порядок предоставления социальной помощи семьям, а также результаты правоохранительной деятельности по реализации социальных прав.
Гипотеза исследования Теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в ходе данного исследования, направленные на улучшение содержания и структуры законодательства о социальном обеспечении семьи, могут служить основой нормотворческой деятельности, определяющей механизм социальной защиты семьи. Похоже, что формулирование предложений по улучшению социальной защиты семей в Российской Федерации позволит повысить уровень жизни российских семей.
В исследование проблем социальной защиты материнства и детства в частности следует выделить, таких ученых, как А. Карлсона, Дж. Клииз, П.Ф. Лесгафта, М.С. Мацковскош, В.М. Медкова, Д. Попеное, Р. Скиннера, А.Г. Харчевая, С. Л. Голода, М.С. Мацковскош, Л.И. Савинова, А.Б. Синельникова, Е.М. Черняка. Также в исследованиях А.Л. Антонова раскрывается сущность семьи как социального явления, которое анализируется с точки зрения как традиционного эволюционного подхода к истории семейных форм, так и с точки зрения функционального подхода.
Поставленные цель и задачи исследования определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами была достигнута цель – совершенствование социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании и анализ основных проблем и предложения по улучшению деятельности социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании.
Необходимо отметить, что семья, материнство, отцовство и детство рассмотрены в нашем исследовании как взаимосвязанные правовые категории, как правообразующие факты состояния, выступающие основаниями для возникновения определенных видов социально- обеспечительных правоотношений, а также как социальные риски, создающие для семьи угрозу материальной необеспеченности.
Доктринальная модель системы социально-обеспечительного законодательства развивается под влиянием двух факторов:
1. Объективных изменений общественных отношений в области социального обеспечения.
2. Развития научных представлений о расширении отраслевого предмета правового регулирования. Так, новые демографические ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли, что выражается в появлении новых и существенном обновлении ранее сложившихся отраслевых институтов.
3. Анализ выплат семьям с детьми с точки зрения целевой направленности позволил нам доказать их недостаточную эффективность и внести предложение о необходимости формирования единой системы социальных выплат, адресованных семье с детьми, в качестве самостоятельного элемента в системе социального обеспечения населения.
Социальная защита может оказываться в денежном виде это субсидии, пенсии, льготы, компенсации и другие, в натуральном виде это продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, а также в виде услуг, таких как психологические, медицинские, юридические, консультативные и т.д.
Меры по защите материнства и детства носят комплексный характер и включают в себя развитую систему мер. Основные цели политики государства в отношении материнства и детства следующие:
повышение числа браков и снижение числа разводов;
снижение показателей детской, материнской и младенческой смертности;
создание эффективной системы заботы о детях-сиротах;
сокращение числа безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей.
Законодательство в сфере социальной защиты семьи включает:
1. Общие нормативные положения, определяющие принципы, методы и способы социальной защиты семьи.
2. Специальные нормы, регулирующие особенности социально-правового статуса различных типов семей (молодых, многодетных, малообеспеченных и т.п.).
3. На общефедеральном уровне законом установлена единая система государственных пособий (их восемь разновидностей), которая призвана обеспечить материальную поддержку материнства, отцовства, детства.
В законодательстве наблюдается противоречие между правом застрахованного лица на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и страховым обеспечением, предоставляемым на значительно меньший срок – до достижения ребенком полутора лет. Это лишает малообеспеченных родителей возможности осуществлять индивидуальный уход за ребенком раннего возраста, когда пребывание его дома предпочтительнее нахождения в детском дошкольном учреждении. К тому же услуги этих учреждений доступны далеко не всем.
Необходимо создать адекватную замену для семейного ухода за ребенком, например денежную выплату – ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трехлетнего возраста. Очевидно, что пособие по уходу за ребенком должно выплачиваться до достижения ребенком трехлетнего возраста во всех случаях, а не как сейчас в виде исключения только чернобыльцам. И размер его должен составлять не менее установленного прожиточного минимума для ребенка в регионе (субъекте).
К сожалению, достаточный уровень ежемесячного пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.
При усыновлении ребенка-инвалида предусматриваются повышенные меры материальной поддержки. При этом требуется пересмотр законодательства в части регулирования процедуры усыновления.
В настоящее время наблюдается тенденция децентрализации в законодательстве о социальном обеспечении семей с детьми, которая негативно отражается на материальном положении семьи и ее возможностях осуществлять содержание и воспитание детей.
Недостаток регионального законодательства заключается в отсутствии единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов – получателей различных видов социального обеспечения. Это обусловливает существенное различие в уровне социальной защищенности семей, проживающих в разных регионах России. Приходится констатировать, что перевод регулирования ежемесячного пособия с федерального на региональный уровень не смог обеспечить единства принципов социального обеспечения детей, установленных Конституцией и Федеральным законом №81–ФЗ.
Для системного и целенаправленного развития законодательства о социальной поддержке семьи требуется разработать и принять Концепцию развития законодательства о социальном обеспечении семьи. Необходимо принять Федеральный закон «О социальной защите семьи в Российской Федерации», в котором следует предусмотреть не только предоставление семьям различных социальных выплат, но и гарантирование жилищных прав семей, права на доступ детей в дошкольные образовательные учреждения и др.
Государство увеличит в 2019 году сумму инвестиций на рост благополучия детей и семей, поддержка будет оказана многодетным семьям и семьям с одним родителем, будут созданы лучшие возможности по уходу за детьми и уменьшена нагрузка по опеке. Также будет улучшена система защиты детей и предусмотрен рост зарплат для социальных работников патронатных домов и специальных попечительских учреждений.
Для того, чтоб рождались дети и для их воспитания важно предложить семьям среду, где они будут получать помощь и поддержку. Чтобы помочь семьям с двумя детьми сделать шаг в направлении увеличения семьи, со следующего года появится пособие для многодетной семьи, которое даст дополнительную уверенность семьям с тремя и более детьми. В то же время, важно улучшить возможности по уходу за детьми и запустить схему алиментной помощи для родителей-одиночек.
Многодетные семьи получат дополнительную поддержку.
Важно отметить особую роль принципа социальной преемственности поколений, который предусматривает ориентацию государства и общества на сохранение и поддержание взаимосвязи поколений, соблюдение и воспроизводство в молодой семье традиций семейного воспитания, передачу и преемственность российских социокультурных ценностей. Однако вопросы социальной защиты пожилых членов семьи выходят за рамки данного исследования и требуют особого детального изучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
1.1 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
По мнению В.А. Никитина (отечественного социолога) семья – это основанное на браке и кровном родстве объединение, которое связано взаимным бытом и взаимной ответственностью. Семью следует рассматривать не только как брак, потому что помимо отношений супругов, в семье присутствуют и дети, а также иные родственники, ее следует рассматривать как социальный институт.
Социальный институт это форма человеческой деятельности, организованная система социальных норм и связей и система правил, при неисполнении которой возникает социальный контроль.
Социальные институты поддерживают порядок в обществе и социальные учреждения.
Социальная защита может оказываться в денежном виде это субсидии, пенсии, льготы, компенсации и другие, в натуральном виде это продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, а также в виде услуг, таких как психологические, медицинские, юридические, консультативные и т.д. [50,c.139].
Меры по защите материнства и детства носят комплексный характер и включают в себя развитую систему мер. Основные цели политики государства в отношении материнства и детства следующие:
повышение числа браков и снижение числа разводов;
снижение показателей детской, материнской и младенческой смертности;
создание эффективной системы заботы о детях-сиротах;
сокращение числа безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей.
Конституция РФ устанавливает основное право граждан Российской Федерации на социальную защиту и пенсионное обеспечение. Так, в ст. 39 Конституции РФ сказано: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
В российском законодательстве определен единый порядок действий, которые должен соблюдать гражданин при организации защиты своего права на социальное обеспечение.
Социальное страхование, формы социальной помощи, государственные социальные гарантии (пенсии, компенсации, льготы, субсидии и др.) представляют собой современную систему социальной защиты.
Организационно-функциональное обеспечение социальной защиты осуществляется через систему органов управления.
Возглавляет управления социальной защитой государства Министерство здравоохранения и социального развития, которое является структурой Правительства РФ, основными задачами которого в области развития социальной защиты населения являются разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики в области:
решения комплексных проблем социального развития народонаселения;
развитие социального страхования;
совершенствования системы оплаты труда и социального партнерства
организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания;
улучшение условий и охраны труда;
обеспечение эффективной занятости населения и социальных гарантий;
обеспечения социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, членов их семей;
совершенствования законодательства о труде, занятости и социальной защите населения [1,c.175].
Главная роль социальной защиты проявляется через работу учреждений социальной защиты населения и соответственно разработки критериев эффективности – это при минимальных затратах бюджетных средств добиваться более эффективной социальной защиты действительно нуждающихся в ней граждан, используя, в первую очередь, их собственные возможности.
В России гражданам гарантируется право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, и иное, что подпадает под социальное обеспечение, для определенных категорий граждан, это лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, многодетные семьи, и дети малообеспеченных семей.
В России система социальной защиты имеет адресный характер. Порядок и условия адресной социальной помощи для малоимущих семей определяется на основании федеральных законов «О государственной социальной помощи» и «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Кроме того, малообеспеченным, многодетным и студенческим семьям органами государственной власти субъектов РФ предоставляются денежные выплаты, льготы и натуральная помощь [28,c.86].
Пока ребенку не исполнится полтора года, на него платят пособие — так называемые детские. Если родители работали, кто-то из них получает деньги из фонда социального страхования. Потому что до этого работодатель платил туда взносы.
Вообще маме или папе платят 40% от среднего заработка за два года. Но у этого заработка для расчета пособий есть лимит — максимальная сумма, выше которой пособие быть не может. Даже если мама в день зарабатывала 5 тысяч рублей, пособие ей посчитают так, как будто средний заработок был 2017 рублей. Это ограничение установили потому, что есть лимит дохода за год, выше которого взносы в соцстрах не платят. Его устанавливает правительство.
В 2018 году максимальное пособие по уходу за ребенком до полутора лет составляло 24 536 рублей. Столько денег работающая до декрета мама могла получать на ребенка в месяц. Но не любая мама, а только та, у которой зарплата была больше 70 тысяч в месяц. При зарплате в 30 тысяч рублей пособие составит около 12 тысяч, то есть 40% от реально заработанной суммы — и то только от той, что проходит официально. Серую зарплату для пособия не учитывают.
В 2019 году. Максимальную сумму для взносов в соцстрах повысили до 865 тысяч рублей. В 2018 году это было 815 тысяч. Для пособий 2019 года будет учитываться максимальный заработок 2018 года, поэтому сумма детских по уходу за ребенком до полутора лет может вырасти до 26 152 рублей. Но это максимум и не для всех.
В интернете полно новостей, что декретные в 2019 году будут больше 300 тысяч рублей, а до полутора лет всем будут платить по 26 тысяч. Это вранье. Повышение годового дохода для взносов в соцстрах влияет только на максимальные пособия. Это для мам и пап с большими официальными зарплатами.
Например, если у мамы зарплата 100 тысяч рублей в месяц, то 40% от этой суммы — 40 тысяч рублей. Но столько по уходу за ребенком она не получит. Соцстрах заплатит ей только 26 тысяч, потому что это максимум, больше не положено. Так же с декретными. При зарплате в 100 тысяч в месяц за 140 дней можно было бы получить примерно 460 тысяч рублей. Но столько государство не заплатит: максимальные декретные в 2019 году — 301 тысяча рублей. Потому что средний заработок для расчета пособий — максимум 2150 рублей в день.
Раздавать по 300 тысяч рублей всем роженицам в 2019 году никто не собирается. И платить по 26 тысяч в месяц в течение полутора лет каждой маме тоже не будут. Большинства семей это повышение лимита пособий вообще не коснется.
С 2018 года государство платит пособия семьям с доходом меньше полутора прожиточных минимумов на человека. При условии, что в 2018 году или позже родился первый или второй ребенок. В месяц платят прожиточный минимум, который установлен на детей во втором квартале предыдущего года. То есть в 2018 году платили прожиточный минимум за второй квартал 2017 года, а в 2019 году за ориентир возьмут уже 2018 год.
Суммы выплат зависят от прожиточного минимума в регионе, он везде разный. Размеры пособий по регионам в 2018 году есть на сайте ПФР, или их можно посчитать с помощью нашего калькулятора. В 2019 году мы внесем новые данные в калькулятор. Но обрадовать нам вас особо нечем. В Москве прожиточный минимум на детей увеличился на 77 рублей, в Петербурге — на 374 рубля, в Самаре — на 214 рублей, а в Омске -на 207 рублей.
За первого ребенка платит бюджет, деньги на второго вычитают из материнского капитала. Кстати, материнский капитал в 2019 году по-прежнему дают, но сумма не меняется — так и будет 453 тысячи рублей.
Закон называется «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Но выплаты получат не все семьи, в которых есть дети. И даже не все, у которых ребенок родится в 2018 году.
В 2019 году детские пособия будут проиндексированы только с 1 февраля 2019 года. Коэффициент индексации утверждается Правительством РФ (Федеральный закон от 19.12.2016 No 444-ФЗ.)
Вот какие условия установлены этим законом — они должны соблюдаться одновременно:
1. Выплаты получат только граждане России, которые постоянно здесь живут.
2. Первый или второй ребенок родился после 1 января 2018 года, и он тоже гражданин России. Если ребенок родился 31 декабря 2017 года, выплаты не положены.
3. Среднедушевой доход семьи не больше 1,5 прожиточного минимума в регионе. Если обратиться за выплатой в 2018 году, для ориентира возьмут прожиточный минимум во втором квартале 2017 года.
4. Прожиточный минимум разный для пенсионеров, детей и работающих людей. Для расчета выплаты берут прожиточный минимум для трудоспособного населения. Иногда разница в несколько тысяч.
Государственная социальная помощь предоставляется единовременно или на определенный период, в зависимости от вида оказываемой помощи. Размер социальной помощи устанавливается на региональном и местном уровнях.
1.2 ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОССИИ
Право семьи, материнства и детства на защиту государства гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 38).
Это конституционное право реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий для семей с детьми [55].
«Жизнь ребенка в семье предпочтительнее со всех точек зрения. Конечно, «я имею в виду семью» правильно исправляет А.М. Нечаева, — не наносит вреда воспитанию несовершеннолетнего»[46]. Но это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, они лишаются родительских прав, а затем ребенок остается вне семьи, без родительских прав.
Проблема правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации имеет значение, главным образом потому, что государство, гарантируя при этом безопасность детей, не уделяет должного внимания, на наш взгляд, проблемам защиты нормального развития ребенка и благополучия.
Проблема реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей является одной из основных проблем современного мира, поскольку она определяет будущую судьбу общества. Поэтому Конституция Российской Федерации предусматривает обязанности родителей в воспитании и уходе за детьми(ст. 38 Конституции РФ).
В Конвенции о правах ребенка (1989 год) необходимо ввести независимый контроль о положении детей в Российской Федерации и создании института омбудсмена по правам ребенка. С 1998 года ряд субъектов Российской Федерации реализует проект по внедрению соответствующей должности в регионах. Опыт Омбудсмена по правам детей подтвердил, что проблема нарушения прав детей в нашей стране достаточно острая.
Ребенок это субъект права. Понятие ребенок рассматривается в ст.1 Конвенции о правах ребенка. Согласно пункту 1 статьи 54 СК ребенок в возрасте до 18 лет (большинство) признается ребенком.
Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным правом, возникает с момента рождения. Правоспособность ребенка определяется гражданским правом (статья 21, статьи 26-28 Гражданского кодекса) и соответствующими статьями СК.
Без поддержки, предоставляемой родителями, и в случае отсутствия родителей, опекунов, попечителей, а также государственных органов, на которые возложены функции опеки над несовершеннолетним ребенком, ребенок не получит надлежащего воспитания, не может стать достойным представителем общества.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что основная цель этой статьи — проанализировать правовой статус несовершеннолетних детей в России.
Гражданская дееспособность — способность осуществлять свои собственные действия и в то же время приобретать различные гражданские права, создавать определенные обязанности и, конечно же, выполнять их.
Концепцию дееспособности нельзя путать с концепцией правоспособности.
Конечно, никто не сравнивает трехлетнего ребенка с тем, кому уже двенадцать. Несовершеннолетние на самом деле не имеют дееспособности. То есть не несут ответственности за свои действия.
Малолетние обладают частичной дееспособностью. Она означает наличие у несовершеннолетнего не всех, а только некоторых возможностей. Остальные права они могут реализовывать с согласия родителей, попечителей, усыновителей, либо законные представители сами осуществляют необходимые действия от их имени. Объем дееспособности различается в зависимости от возраста.
В последнее время на практике был разработан дополнительный механизм для обеспечения защиты прав ребенка, причем каждый ребенок является нарушением его прав и детей в целом, учреждением омбудсмена по правам ребенка.
Каждый ребенок имеет право на жизненный уровень, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, морального и социального развития, что требует соответствующих материальных затрат.
Статья 60 СК предоставляет ребенку следующие имущественные права:
право на получение содержания от родителей и других членов семьи;
право владеть и использовать имущество родителей при проживании вместе с ними.
Порядок и размер поддержки ребенка родителями и другими членами семьи определяется в п. V СК «Алиментные обязательства членов семьи».
Так ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Так что при наличии у родителей жилья, ребенок автоматически имеет право проживать в нем вместе с родителями. Более того, ребенок может вселиться к своим родителям даже в том случае, если родители проживают в не принадлежащем им жилье без согласия собственника и иных лиц.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства малолетних детей признается место жительства их родителей или опекунов
Приобретение полного гражданского потенциала ребенком до достижения взрослой жизни (брак — пункт 2 статьи 21 ГК РФ, эмансипация — статья 27 ГК РФ) не означает, что он может больше не считаются ребенком, за исключением случаев, указанных в законе, например, п. 2 ст. 120 СК РФ).
Термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетние», используемые в Гражданском кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, идентичны.
«Интересы ребенка» — концепция, которая имеет иное содержание и звук в теории права и практике ее применения. «Интересы ребенка» как семейно-правовая концепция зависит от ряда факторов:
формирования государственной политики семьи в России;
распределение функций и полномочий по воспитанию детей между родителями и государством;
установление возможности и условий для существования баланса частных и общественных интересов в этой сфере отношений;
ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка, что требует анализа масштабов и содержания применения соответствующих норм в российском семейном праве.
Несмотря на то, что понятие «интересы ребенка» долгое время является предметом различных исследований, не раскрывается семейно-юридическая сущность и значение интересов ребенка.
«Интересы детей» в семейном праве имеют юридические и экономические аспекты. Как семейно-правовая категория интересы детей являются ядром правового регулирования, определяют цели и вырабатывают направления.
Интересы детей, в свою очередь, имеют особое значение, поскольку их владельцы еще не в состоянии понять их потребности и интересы. В течение развития семейного законодательства появились различные подходы к определению этого термина.
Действующий семейный закон касается интересов детей через призму интересов родителей.
Таким образом, согласно пункту 1 статьи 65 СК «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей» Обеспечение интересов детей должно быть главной заботой их родителей.
Необходимо создать определенный термин «интересы детей». Такой подход соответствует нормам международного права и позволяет установить определенную семью и правовой статус несовершеннолетних.
Интересы ребенка – это субъективная потребность ребенка в благоприятных условиях существования, что объективно выражается в осуществлении родителями их прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством.
В соответствии со статьей 38 Конституция Российской Федерации, материнство и детство, семья охраняются государством.
Уход за детьми, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В зависимости от роли интересов ребенка в регулировании семейных правоотношений семья и правовые нормы можно разделить на следующие группы:
1. правила, определяющие необходимость учитывать интересы ребенка в е осуществление личных прав в семье. В частности, ребенок имеет право воспитывать его родители, защищать свои интересы (пункт 2 статьи 54 СК), защищать его права и законные интересы (пункт 1 статьи 56). Согласно статье 57 СК ребенок имеет право выражать свое мнение в семье при решении вопроса, затрагивающего его интересы. Интересы ребенка также учитываются при принятии решения о том, изменить ли его фамилию и (или) имя (статья 59 СК);
2. нормы, устанавливающие порядок осуществления родителями своих прав и обязанностей. В соответствии со статьей 65 СК «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей».
Обеспечение интересов детей должно быть главной заботой их родителей. «Родители, которые пользуются правами в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в порядке, установленном законом.
При рассмотрении различных категорий семейных и юридических споров судебные меры также принимают меры для защиты прав несовершеннолетних и несовершеннолетних.
Необходимость учитывать интересы детей имеет место в случае развода, лишения родительских прав, усыновления и т.д. Интересы ребенка, несомненно, учитываются судом и при принятии решения о применении к семье таких меры семейной и юридической ответственности, такие как лишение и ограничение родительских прав.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.
Следуя логике данной нормы и учитывая специфику наследственных правоотношений с участием несовершеннолетних наследников, представляется логичным закрепление участия органов опеки и попечительства в качестве необходимого условия, обеспечение которого должно быть возложено на нотариуса.
Процесс воспитания детей — это сложный процесс, включающий целый ряд видов деятельности:
медицинскую;
психологическую;
профессиональную деятельность.
Такие меры направлены на сохранение и восстановление здоровья ребенка и окружающей среды на его жизнеобеспечение.
Указанные проблемы могут быть решены в том случае, если установленные и санкционированные государственными правилами поведения предусмотрены меры юридической ответственности за их невыполнение.
При рассмотрении различных категорий семейных и юридических споров судебные меры также принимают меры для защиты прав несовершеннолетних.
Необходимость учитывать интересы детей имеет место в случае развода, лишения родительских прав, усыновления и т. д. Интересы ребенка, несомненно, учитываются судом и при принятии решения о применении к семье таких меры семейной и юридической ответственности, такие как лишение и ограничение родительских прав.
В соответствии с положениями п. 2ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия.
Следуя логике данной нормы и учитывая специфику наследственных правоотношений с участием несовершеннолетних наследников, представляется логичным закрепление участия органов опеки и попечительства в качестве необходимого условия, обеспечение которого должно быть возложено на нотариуса.
Указом Президента нашей страны, новым Законом о детских пособиях № 418-ФЗ с 1 января 2018 года введен в действие целый комплекс мер, направленных на поддержку семьей, в которых воспитывается подрастающее поколение.
Своевременность изменений в сфере выплат на детей назрела давно, ведь с 2007 года, когда была запущена программа материнского капитала, это первая масштабная законодательная инициатива государственной власти.
Новые пособия по уходу за детьми до 1,5 лет уже выплачиваются с января 2018 года. Размер рассчитывается, исходя из прожиточного минимума региона. Средняя сумма составит 10-10,5 тыс. рублей. Она выдается за первого ребенка из бюджетных средств. Такая же сумма полагается родителям и за второго малыша из средств мат. капитала об этом говорит Федеральный закон No 418-ФЗ от 28.12.17 г. Программу материнского капитала государство планирует сохранить до 2021 года включительно. Его размер 453026 рублей и в ближайшие два года индексация не планируется. Теперь его можно использовать до истечения 3-х лет на обучение ребенка в дошкольный период.
Дополнительно еще 10 регионов России получили право и бюджетные средства для выплаты пособий на 3-го ребенка. Размер его эквивалентен прожиточному минимуму на детей на территории региона. Рождение второго, равно как и третьего ребенка, решено поощрить созданием льготных ипотечных условий.
Ипотека всего под 6% годовых при покупке нового жилья доступна таким семьям с начала 2018 года. Дополнительные средства направлены на создание новых мест в детсадах ясельного типа. Они предназначены для малышей, начиная с возраста 2 месяцев. Будет профинансировано обновление материальной базы поликлиник, обслуживающих детей. При этом меры, разрешающие использовать материнский капитал на образование дошкольников, финансирование переоснащения мед. учреждений и расширения сети детских яслей, направлены на перспективу, носят стратегический характер.
Оформление же пособий и льготных ипотечных кредитов – право, которое при соблюдении определенных условий возникает непосредственно после рождения ребенка.
Право получать новые виды пособий на первого и второго ребенка, рожденных после 1.01.2018 г., имеют: мать; отец, если мать по каким-то причинам не получает выплату; официальный опекун или официальный усыновитель малыша, имеющий все необходимые полномочия, подтвержденные законом.
Получатель пособия должен проживать в России постоянно и иметь российское гражданство. Ребенок так же в обязательном порядке должен быть гражданином нашей страны. За основу берется величина в 1,5 прожиточных минимума региона. Если средний доход в пересчете на одного человека в семье менее этой величины, то возникает право на получение пособия. Сумма исчисляется из расчета дохода семьи за последний год.
Пособие на третьего ребенка — это государственная мера, направленная на повышение рождаемости в регионах, существует уже не первый год. В 2018 году финансирование коснется регионов, где коэффициент рождаемости не выше 2,0. Список их регламентируется соответствующим распоряжением, опубликованным на сайте Правительства России.
Пониженная ставка по ипотечным кредитам доступна при следующих условиях:
1. В семье появился второй (третий) ребенок.
2. Приобретается жилье в новостройке, а не на вторичном рынке недвижимости.
3. Если семья уже имеет ипотечный кредит, то возможно рефинансировать его под ставку 6 %.
Такой кредит можно будет оформить только в срок до конца декабря 2022 года включительно.
Правительство Российской Федерации, объявляя о сокращении некоторых социальных программ, обещает, что малообеспеченным семьям льготы не будут сокращаться. По словам представителей Министерства труда и соцзащиты, ведется колоссальная работа по созданию единого реестра, в который планируется внести всех, чьи доходы составляют сумму более низкую, чем предусмотренная для их категории населения.
По мнению сотрудников министерства, такой список даст возможность помогать живущим за определенной правительством чертой бедности. Подобная мера, по мнению ее инициаторов, поможет не только стабилизировать демографическую ситуацию, но и снизить социальную напряженность в резко расслоившемся обществе.
Пособие на ребенка, например, в 2019 году будет начисляться не в общем порядке, только после заявления и предоставления документов. Иначе гражданин считаться нуждающимся не будет.
Пробелы в действующем семейном законодательстве не только затягивают вопрос жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, но и затрудняют получение ребенком государственных гарантий, предусмотренных законодательством, что, безусловно, заслуживает пристального внимания со стороны законодателя.
Органы власти, исполняющие функции органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях ограничены в своих действия рамками норм, правил, регламентами, разработанными на основании действующего законодательства. С одной стороны, четкое и последовательное исполнение законов,¬ предписанных норм и правил эффективно и правильно.
Но, сфера защиты прав семьи и детства настолько непредсказуема и многогранна, что описать все случаи и возможные ситуации законодатели не могут.
Все вышеперечисленное потребует осуществления следующих действий:
организация и проведение мероприятий, повышающих правовую грамотность населения;
мероприятия для населения в муниципальных образованиях, дошкольных и образовательных учреждениях, социальные ролики и телепередачи, просветительские мероприятия органов государственной власти и местного самоуправления;
разработка и внедрение комплексных программ, направленных на преодоление кризисных ситуаций в семьях с несовершенными детьми;
разработка рамочных актов, регламентов взаимодействия между государственными органами и представителями некоммерческих организаций, представляющих систему органов профилактики.
Представляется, что принятие названных мер по реформированию государственной семейной политики обеспечит полноценную реализацию конституционных основ защиты семьи в Российской Федерации.
1.3 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА РОССИИ
Многие семьи не могут самостоятельно решить свои жилищные проблемы из-за высокой стоимости жилья и трудностей с получением ипотеки.
В вопросах совершенствования государственной поддержки матерей и детей значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семей.
Неонатальный скрининг на врожденные нарушения обмена веществ, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, а также медицинское оборудование федеральных и межрегиональных медико-генетических центров и консультации проводятся за счет программы «Дети-инвалиды».
Социальная поддержка семьи, материнства и детства является одним из приоритетных направлений социальной политики в Краснодарском крае.
Деятельность администрации Краснодарского края по социальной защите данной категории населения направлена на реализацию отдельных государственных полномочий, которые в нынешнем году исполнены в полном объеме. Среди направлений работы следует выделить профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержку детей-сирот, семей с детьми-инвалидами, социальную поддержку женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе беременных и затронутых проблемой ВИЧ/СПИД.
В рамках мероприятий, направленных на реабилитацию детей-инвалидов, в Краснодарском крае действуют клубы «Доверие» для их родителей, осуществляется социально-психологический патронаж семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Ежегодно в областном центре проходит городской фестиваль творчества детей-инвалидов «Передай добро по кругу», который помогает ребятам не только преодолеть чувство одиночества, но и развивать свои творческие способности.
В 2019 году приоритетом деятельности органов социальной защиты населения оставалось безусловное исполнение всех социальных обязательств, повышение качества и адресности оказания социальной поддержки.
Государство увеличит в 2019 году сумму инвестиций на рост благополучия детей и семей, поддержка будет оказана многодетным семьям и семьям с одним родителем, будут созданы лучшие возможности по уходу за детьми и уменьшена нагрузка по опеке. Также будет улучшена система защиты детей и предусмотрен рост зарплат для социальных работников патронатных домов и специальных попечительских учреждений, сообщает Министерство социальных дел в пресс-сообщении.
Для того, чтоб рождались дети и для их воспитания важно предложить семьям среду, где они будут получать помощь и поддержку. Чтобы помочь семьям с двумя детьми сделать шаг в направлении увеличения семьи, со следующего года появится пособие для многодетной семьи, которое даст дополнительную уверенность семьям с тремя и более детьми. В то же время, важно улучшить возможности по уходу за детьми и запустить схему алиментной помощи для родителей-одиночек.
Многодетные семьи получат дополнительную поддержку.
Какая семья признается малоимущей в России. К данной категории семей относятся те, в которых на каждого человека приходится доход меньше прожиточного минимума в регионе проживания. Учитывая то, что данный коэффициент устанавливается на квартал, статус малоимущих придется подтверждать в соответствии с этим периодом, так как может иметь место отмена льгот.
При этом важен тот факт, что в таком непростом материальном положении граждане оказались не по своей вине. Это означает, что к малоимущим не причисляются семьи, где родители, будучи полностью трудоспособными, не работают, например, в связи с алкоголизмом.
Дополнительная социальная поддержка многодетных подразумевает льготное медицинское обслуживание, питание и бытовое обеспечение.
Дополнительная социальная поддержка выражается в следующих льготах для семей с тремя детьми:
бесплатные препараты по рецепту для детей, не достигших 6-летнего возраста;
первоочередное обслуживание в больницах;
безвозмездный отпуск витаминов для детей;
бесплатные обеды и завтраки для школьников;
отдых в лагерях и санаториях без оплаты;
выдача школьной и спортивной формы;
одно свободное посещение музея, выставки или парка аттракционов (не чаще 1 раза в месяц).
Чтобы дети могли получить в школе бесплатное питание, мать или отец должны прийти в школу со всеми документами и написать заявление. Помимо паспортов и свидетельств, необходимо предоставить данные о прописке несовершеннолетних, бумаги о доходах родителей. Рассмотрев документы, школа перенаправит их в орган социального обеспечения.
Компенсировать самостоятельно оплаченную путевку можно, предоставив в собес чек, документ о нахождении ребенка в лагере и договор. Проезд до санатория оплачивается родителем только наполовину.
Статус многодетной семьи предоставляет право на обеспечение земельным участком площадью, не превышающей 15 соток. Землю можно использовать под жилищное строительство, дачное хозяйство или огородничество.
На что имеет право многодетная семья в своем регионе, так это получить участок, площадь которого не может быть меньше 6 соток.
Законодатель также предусмотрел другие варианты для данной категории:
жилищная субсидия на строительство дома;
бесплатное социальное жилье по договору найма;
предоставление государственной квартиры в собственность.
В квартире, переданной в наем или собственность, обязательно должны быть все коммуникации: отопление, свет, канализация и вода.
С помощью субсидии можно погасить долг или проценты за жилье, купленное на свои средства.
Местная власть вправе дать многодетной семье льготный кредит, дотацию или беспроцентную ссуду на строительство дома и покупку стройматериалов. Ипотека в данном случае не предусматривает первоначальный взнос, срок выплаты более длительный, а первая выплата отсрочена на 3 года.
Нетрудоспособные граждане нуждаются в непрерывной заботе. Они не в состоянии самостоятельно обслуживать себя и создавать комфортную для жизни среду. Поэтому находятся те, кто принимает ответственность за обеспечение нормальных условий для проживания. Такие люди вправе рассчитывать на получение государственных денежных компенсаций. Что считается