Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Совершенствование коммуникативных компетенций педагогов дошкольного образования в рамкам ФГОС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО В РАМКАХ ФГОС 6
1.1. Понятие «коммуникации» в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Сущностная характеристика компетенции в исследованиях ученых 19
1.3. Особенности коммуникативной компетенции педагогов ДОО 26
Выводы по 1 главе: 30
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО В РАМКАХ ФГОС 31
2.1. Повышение коммуникативной компетенции как одно из важнейших направлений образовательного процесса 31
2.2. Методы развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО 40
2.3 Тренинги для повышения коммуникативной компетенции педагогов 44
Выводы по 2 главе: 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации дошкольного образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы. Помимо этого, современная система дошкольного образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности детского сада, улучшения эффективного процесса социализации и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога дошкольной организации требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Актуальность проблемы. Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы. Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а так же владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями.
Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а так же формирования и роста коммуникативной компетенции воспитателя.
Так, исследования роли педагога, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркачь, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств педагогов, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять коммуникативную компетенцию, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
В связи с этим возникает противоречие. С одной стороны, исследования ученых по данному вопросу показывают необходимость развития коммуникативной компетенции педагогов в дошкольных организациях, с другой стороны – на практике мы видим недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции. Это обуславливает выбор темы работы и определяет ее цель.
Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить пути развития коммуникативной компетенции педагога.
Объект исследования: коммуникативная компетенция педагогов ДОО.
Предмет исследования: процесс развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.
Гипотеза исследования: профессиональная компетенция воспитателей, должна быть направлена на выявление:
— определенных личностных черт, установок, и сущности профессии;
-выражении сущности учебно-воспитательного взаимодействия с дошкольниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы развития коммуникативной компетенции педагогов в психолого-педагогической литературе
2. Раскрыть содержательные характеристики коммуникативной компетенции педагогов дошкольной организации.
3. Рассмотреть особенности и определить направления развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО
4. Исследовать возможности развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.
Методической основой исследования выступают педагогические теории и концепции профессиональной подготовки педагогов, теория личности и теория деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теория сущности целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмеля, Андреева и других.
Методы исследования.
В работе используется комплекс методов исследования, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающий методы подготовки и организации исследования.
Теоретические:
— анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Структура работы определяется ее целью и задачами, а так же выдвинутыми гипотезами и состоит из введения, двух глав, теоретической, в которой раскрываются основные аспекты развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных организаций, практической, в которой внедрена программа по развитию коммуникативной компетенции, заключения и списка литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Термин «компетенция» (от латинского competentіs, что означает надлежащий, способный) еще недостаточно определен психолого-педагогической литературой. Его рассматривают как готовность на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные и профессиональные обязанности в соответствии с современных теоретических и практических достижений и опыта, приближенных к мировым требованиям и стандартам. При этом понятие компетенции содержит набор знаний, умений, навыков и отношений, что позволяет педагогу достигать профессионализма.
Компетенция анализируется многими исследователями как совокупность личностных качеств, знаний, умений, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, ее результатов, самопознание и саморазвитие; как сложное системное образование, что является частью профессиональной деятельности воспитателя и основой его мастерства и творчества. Формирование и развитие профессиональной компетенции педагогических работников в ходе обучения в системе повышения квалификации должно рассматриваться как целостный процесс их личностного и профессионального роста. Догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отсутствие связи с жизнью, ориентаций на усвоение готовых знаний уже не соответствуют ожиданиям взрослого человека, который сознательно настроена на профессиональный рост. Опыт свидетельствует, что обучение, ориентированное на формирование и развитие профессиональной компетенции специалиста, осуществляется эффективно только при условии налаживания в учебной группе продуктивного взаимосвязи между преподавателем и слушателями, положительного психологического климата, равноправного партнерства, построенного на диалоге, совместной развивающей деятельности.
Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации педагогических работников становятся интерактивные методы, которые главное внимание уделяют практическому закреплению приобретенных знаний, умений и навыков. Результатом обучения в системе повышения квалификации является динамика профессиональной компетенции, которая выражается в приросте знаний, умений, навыков, опыта личностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, ценностно-мировоззренческой направленности.
Компетенция в профессиональной деятельности – это свойство личности, которые определяют требованиями конкретной трудовой деятельности и которые можно определить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения, которое субъект получает от труда.
Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности формируется в процессе учебно — профессиональной и трудовой деятельности и выражает соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности.
Таким образом, по данным психолого-педагогической литературы, составляющими коммуникативной компетенции педагога является:
— глубокое знание материала, который подается детям, всех тех моральных правил, норм и привычек, которые им надо постоянно прививать;
— совершенное владение методикой обучения и воспитания, умение трансформировать свои знания, делать их доступными детям определенного возраста и уровня умственного развития;
— педагогический такт, который в первую очередь предполагает умелый подход к воспитанникам, учет их возрастных и индивидуальных особенностей.
Формирование компетенции – это и этапы становления личности специалиста, оформление своеобразия его типичных и индивидуальных черт. Пока в таком подходе к отношениям «субъект — профессия» открывается возможность сопоставить, по крайней мере, оба аспекта этих отношений. Они, как известно, содержат и объективную составляющую профессионального воздействия определенной деятельности (в частности, «специализацию» способностей работающего, а по данным Л. Мертона – даже его характера), и субъективную: оценку достижений, результатов профессионально регламентированных действий и степень удовлетворения от них и участия в деятельности в целом.
В то же время фактическим преимуществом, по крайней мере по месту в освещении в специальной литературе, располагает идея компетенции по принципу соответствия человека–соискателя тем требованиям, которые выясняются при анализе того дела, которым она хочет или уже занимается.
Таким образом, поставленная цель в начале исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО В РАМКАХ ФГОС
1.1. Понятие «коммуникации» в отечественной и зарубежной литературе

Основным в определении коммуникации — является понимание коммуникации как процесса, выполняет объединительную функцию и не является тождественным.
Конечно, естественными операциями, в которых установленное происходит общение, являются речевые операции, или речи.
Общение и речь отождествлять нельзя. Вещание-контакт — это форма общения, к тому же не единственная. Скажем, такие психофизиологические формы влияния на собеседника, как внушение, поведенческие акты (видимо демонстрирования тела, использование жестов), которые могут сопровождаться и не сопровождаться речевыми актами, тоже являются формами коммуникации и направлены на привлечение участника коммуникации к своей группы, коллектива, к выполнению им определенных физических или интеллектуальных действий, необходимых тому, кто инициирует коммуникацию, или выражает интересы тех, кто заинтересован в этой коммуникации, то есть в подчинении лица своей общине. Кстати, не во всех коммуникативных ситуациях слово является действенным, иногда взгляд больше весит, чем слово, и надо уметь хорошо ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальную форму общения[4, с.18].
Коммуникация по своей природе является “агрессивным” процессом, процессом влияния на человека или общество, поскольку процесс установления контактов (чем является коммуникация), хоть сам собой и безболезненный, но не такой уж и наивный относительно методов и способов контактирования он может быть навязчивым, грубым, коварным и т. п. И лишь с коньюнктурной точки зрения или через научное невежество можно сказать, что коммуникация — это дистиллированный процесс передачи информации, не связанный с влиянием на людей. Это влияние необходимо постоянно помнить и хорошо осознавать, что делает слово и нести за это ответственность, если не перед своей совестью, то перед законом. Говоря о своем праве на слово, надо думать и о правах того или тех, кто слушает. Нельзя быть эгоистом и стремиться сказать любой ценой своего слова, надо уважать тех, кто слушает, и думать о том, нужно ли им ваше слово.
Наше определение коммуникации, как и все другие, не претендует на полноту. Его можно дополнять, расширять, модифицировать, что мы сейчас и сделаем, когда поведем речь о массовую коммуникацию [6, c.82].
Основным субъектом языковой коммуникации является человек, который принадлежит к определенной культурной общности – группы людей, объединенных языком и культурой, – и реализует себя в процессе информационного обмена как коммуникативная личность. «Коммуникативная личность это комуникант, наделен совокупностью индивидуальных качеств и характеристик, которые определяются его коммуникативными потребностями, когнитивным диапазоном и коммуникативной компетенцией и проявляется в процессе коммуникации» [6, с. 85].
Коммуникативную личность нередко отождествляют с языковой личностью в условиях общения. При этом языковую личность определяют как тип комуниканта, наделенного совокупностью способностей и характеристик, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно – языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы