Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Социальная политика органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан 5
1.1. Понятие и сущность слабозащищенных категорий граждан 5
1.2. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан 8
Глава 2. Особенности социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан на примере Муниципального казенного учреждения «Управление социальной политики» г. Норильск 15
2.1. Анализ социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан 15
2.2. Перспективы развития социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан 24
Заключение 30
Библиографический список 34
Введение:
Благодаря действующим и полноценно функционирующим механизмам государственной поддержки для членов общества создаются условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни, сохраняется социальная стабильность в стране.
Поэтому решение проблемы государственной поддержки и социальной защиты отдельных категорий граждан является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в РФ на современном этапе и в значительной мере определяет уровень социального благополучия как всего населения России, так и его незащищенных слоев.
Вместе с тем стоит отметить, что актуальность проблемы государственной поддержки незащищенных категорий населения в современной России обуславливает необходимость изучить данный процесс более детально и комплексно, выявить его социально-экономическую сущность и особенности содержания социально-незащищенных граждан, применив при этом исследование трансформации содержания категории социально-незащищенных граждан на разных социально исторических этапах развития в практике государственного управления РФ обратив особое внимание на такие периоды как дореволюционный, послереволюционный и постсоветский, так как эти исторические этапы отмечены важными реформами в сфере социальной защиты.
Объектом исследования аттестационной работы являются общественные, правовые и экономические отношения, возникающие в процессе осуществления социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан.
Предметом исследования аттестационной работы являются механизмы развития социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан.
Целью аттестационной работы являются комплексный анализ социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан.
Задачи аттестационной работы:
— раскрыть понятие и сущность слабозащищенных категорий граждан;
— изучить полномочия органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан;
— провести анализ социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан;
— определить перспективы развития социальной политики органов местного самоуправления по поддержке слабозащищенных категорий граждан.
Методологической основой аттестационной работы являются общенаучные и специальные методы познания: описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация, формально-юридический метод, формально-логический метод, системно- структурный метод.
Нормативную базу аттестационной работы составили, Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Под слабозащищенными категориями населения мы понимаем группы населения, которые ограничены в настоящее время в доступе к материальным и нематериальным ресурсам или в отношении которых существует риск подвергнуться социальной эксклюзии в ближайшем будущем при отсутствии поддержки социума.
Исходя из выше изложенного нам ясно, что экономико-правовой подход (монетарный подход) к понятию «слабозащищенный гражданин» получает закрепление в российском законодательстве за счет четкости критериев и наличия статистической информации, поэтому мы будем исследовать особенности содержания категории слабозащищенных граждан РФ именно с этой точки зрения.
Основные полномочия по поддержке слабозащищенных категорий граждан находятся в руках государственных органов, у органов местного самоуправления их значительно меньше, также наблюдается нехватка ресурсов по реализации данных полномочий. Социальная политика органов местного самоуправления производна от государственной политики.
Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по поддержке слабозащищенных категорий граждан:
1. решение вопросов социальной поддержки
— решение вопросов социальной поддержки слабозащищенных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
— назначение и выплата слабозащищенным категориям гражданам пособий;
— решение вопросов социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
2. решение вопросов социального обслуживания (предоставление социальных услуг по уходу, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, содействие в организации ритуальных услуг).
На сегодняшний день основной формой взаимодействия государства и слабозащищенных категорий граждан продолжает выступать система государственной поддержки, выражающаяся в целенаправленной деятельности государства по повышению качества и условий их жизни. Поддержка слабозащищенных категорий граждан в условиях современных реформ должна стать одной из важнейших задач органов государственного и муниципального управления. Органам местного самоуправления необходимо обеспечить нормальные условия жизнедеятельности, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, создание условий для воспитания, физического, психического и духовного развития детей и др. Необходимо разрабатывать муниципальные программы с сочетанием государственных мер для поддержки слабозащищенных категорий граждан. Органы самоуправления необходимо наделить более широкими полномочиями в сфере социального и экономического развития территорий.
Приоритетными направлениями деятельности Управления социальной политики г. Норильска является:
— реализация единой социальной политики государства на территории г. Норильска (предоставление мер социальной поддержки, в том числе поддержки семей с детьми, оказание государственной социальной помощи) в рамках переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
— реализации вопросов местного значения в сфере социальных отношений;
— улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, в том числе неблагополучных семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако результаты исследования указывают на проблемы в данной сфере. Это:
1. сложности с получением информации о порядке оказания социальных услуг;
2. длительность ожидания получения помощи;
3. ограниченный список оказываемых услуг, а именно запрос на транспортные услуги и расширение перечня культурных мероприятий.
Для разрешения вышеперечисленных проблем необходимо создание муниципальной программы г. Норильска — «Социальная поддержка слабозащищенных категорий граждан». Она включила бы в себя комплексный подход. Ожидается следующее:
1. усовершенствование правового регулирования в сфере поддержки слабозащищенных категорий граждан;
2. развитие, модернизация, укрепление материально-технической базы государственных учреждений социальной поддержки слабозащищенных категорий граждан;
3. содействие развитию рынка социальных услуг путем расширения участия коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а так же физических лиц;
4. увеличение количества детей-сирот и детей, передаваемых на воспитание опекунам и приемным родителям (количество детей в детдомах за последние 5 лет снизилось почти в 2 раза);
5. развитие кадрового потенциала в области социального обеспечения, в том числе повышения уровня профессиональной подготовки работников, за счет переподготовки и повышения квалификации;
6. развитие конкуренции в сфере оказания социальных услуг;
7. внедрение механизма частно — государственного партнерства (для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях), в основе которого должны лежать проекты по отработке новых технологий и услуг в сфере социального обслуживания.
Нами предложен проект новой формы досуговой услуги «VR туризм» для пожилых людей и инвалидов.
Совершенствование поддержки слабозащищенных категорий граждан будет способствовать формированию новых рабочих мест, а также сгладит напряженность на рынке труда.
В целом результаты проведенного исследования показывают, что проводимая в рамках административной реформы работа органов власти г. Норильска по повышению качества и доступности предоставляемых им муниципальных услуг в сфере поддержки слабозащищенных категорий граждан оказывает положительное влияние на уровень удовлетворенности граждан качеством их предоставления — формирует положительный тренд ее роста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СЛАБОЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
Понятие слабозащищенных категории граждан в правовой литературе имеет легального определения и понимается хотя и традиционно, но неопределенно широко. Категории граждан, получающие социальную поддержку государства и муниципальных образований чрезвычайно разнообразны. Отсутствие ясности в понятии социально незащищенные категории граждан порождает сложности для правоприменителя.
Конкретизация, уточнение и нормативное закрепление понятий необходимы потому, что численность граждан, нуждающихся в государственной защите и поддержке, постоянно растет. В правовой литературе применительно к анализируемой категории используются весьма неопределенные и расплывчатые определения, касающиеся форм взаимодействия государства и слабозащищенных слоев населения, системы государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» и работает «на повышение качества и условий жизни каждого индивида».
В федеральном законодательстве используются, но не конкретизируются понятия социальных групп (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5.62. КоАП РФ, социально-демографических групп населения. Аналогичные понятия использованы и в региональном законодательстве, где также отсутствует конкретизация.
В российском законодательстве используется широкая формулировка — «малоимущие и социально незащищенные категории граждан» (п. 8 ст. 217, п. 14 ст. 251 НК РФ). При этом ни один федеральный закон или нормативный акт органа исполнительной власти в полном объеме не приводит перечня указанных категорий, везде присутствуют бланкетные и ссылочные нормы. Так в соответствии с п. 2. ст. 98 ЖК РФ категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Конкретизировано лишь понятие малоимущие граждане. К категории малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан относят лиц в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья .
Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» определены в Федеральном законе «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В совокупности к малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Малоимущие граждане и семьи во всех случаях относятся к социально незащищенной категории граждан, которая таким образом, является собирательным понятием и определяется в совокупности различных норм как федерального, так и регионального законодательства.