Биология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Естественные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Сочетание традиционных и инновационных методов обучения Биологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
1. Техника традиционных и инновационных методов обучения 5
2. Предметное содержание деятельности учащихся при обучении биологии 8
3. Особенности применения интерактивных и инновационных методов и технологий на уроках биологии и химии 14
4. Динамика развития предметно-биологических умений в условиях педагогического эксперимента 18
Заключение 30
Список литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одним из путей обновления содержания, согласования его с современными потребностями интеграции в европейское и мировое образовательное пространство является реализация компетентностного подхода, направленного на личностную самореализацию школьников. Именно развитие в личности жизненно важных компетенций может дать человеку возможности ориентироваться в современном обществе, информационном пространстве, скоротечном развитию рынка труда, дальнейшему получении образования. Реформирование современной общеобразовательной школы в контексте личностно ориентированных технологий требует акцентирования внимания на самостоятельной учебной деятельности учащихся, развития их личностных качеств и творческих способностей, обеспечение структурированности профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, ценностей и мотивов.
Такой подход может быть реализован в условиях профильного обучения, обеспечивает подготовку к вхождению в профессиональный мир, самореализацию личности на основе обновления целей, содержания, форм, методов, способов деятельности на компетентно-ориентированной основе.
Компетентно-ориентированный подход к формированию содержания образования стал новым концептуальным ориентиром школ зарубежья. Международная комиссия Совета Европы в своих документах в понятие «компетентность» включает общие или ключевые компетентности, базовые умения, фундаментальные пути обучения, умение или навыки, ключевые представления, опорные знания.
Необходимо перестроить учебный процесс так, чтобы в нем большое количество времени занимало не пассивное восприятие учебной информации, а активная деятельность учащихся. Необходимо работать с творчески активными учениками, которые формируются как творческие личности.
Такие ученики для педагога находка, они дают возможность творить вместе с ними, переорганизовывать уроки по инновационным технологиям в школе. Этот творческий потенциал каждого ученика нужно сохранить и развивать. Если использовать активные методы, то проблемы общения просто не существует. Даже в стесненных условиях можно активизировать обучение, сделать его насыщенным. Основной формой в организации учебно-воспитательного процесса остается урок.
Главная задача — чтобы урок был интересным и стимулировал школьников к познанию нового. Только на уроке можно выявить детей, которые выделяются, прежде всего, повышенным уровнем умственного развития. Обучение и воспитание две стороны единого процесса, а эффективный и качественный урок является первой ступенькой к всесторонне развитой личности.
Эксперты стран Европейского Союза определяют понятие «Компетентность» как «способность применять знания и умения» [8], обеспечивает активное использование знаний в новых ситуациях.
Компетентностный подход направлен на решение проблем профильного обучения: овладение учащимися прочными, эффективными знаниями, продуктивными умениями и навыками и развернутой рефлексией; формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к обучению и будущей профессиональной деятельности.
Анализ актуальных исследований. Дидактические основы компетентностного подхода к процессу обучения исследовались многими учеными. Большое внимание компетентностной составляющей современной личности уделено в работах отечественных исследователей (В. Байденко, В. Болотова, Е. Бондаревская, А. Вербицкий, Г. Дмитриев, И. Зимняя, В. Краевский, С. Кульневич, К. Митрофанова, А. Петров, В. Сериков, А. Хуторской и др.).
Обьект исследования – традиционные и инновационные методы обучения биологии.
Предмет исследования – методика развития предметной деятельности учащихся в курсе биологии средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования состоит из предположения, что если систему уроков биологии выстроить на основе применения и сочетания различных технологий обучения, то это приведет к повышению интереса учащихся к предмету, возникновению мотивации обучения, повышению уровня знаний и, соответственно, формированию ключевых компетенций.
Цель аттестационной работы — обосновать структуру и пути формирования предметной компетентности учащихся на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить технику традиционных и инновационных методов обучения.
2. Определить предметное содержание деятельности учащихся при обучении биологии.
3. Рассмотреть особенности применения интерактивных и инновационных методов и технологий на уроках биологии и химии.
4. Рассмотреть динамику развития предметно-биологических умений в условиях педагогического эксперимента.
При выполнении данной работы использовались следующие методы исследования:
— праксиметрический (изучение и обобщение педагогического опыта, анализ результатов деятельности),
Научная новизна: разработана методика организации учебной деятельности направленной на формирование ключевых компетенции учащихся в процессе обучения биологии.
Практическая значимость: разработанные педагогические технологии, как предложенные методические рекомендации могут применяться учителями различных типов образовательных учреждений при формировании ключевых компетенций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Новое в педагогике — это не только идеи, подходы, методы, технологии, в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, что позволяет в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задачи воспитания и образования.
Широкое использование активных методов обучения, несомненно, будет способствовать эффективному решению главной проблемы обучающие — повышение качества знаний учащихся, повышение эффективности обучения на уроках биологии и химии. Важно, чтобы учитель умел выбирать такие методы и формы работы, которые соответствуют цели учебной дисциплины.
Развитие педагогической науки предлагает учителям и ученикам новые формы коммуникации, новые подходы к решению абстрактных и конкретных задач, превращая учителя с авторитарного транслятора готовых идей на координатора интеллектуального и творческого потенциала ученика. Будущее за системой обучения, укладывалась бы в схему ученик — технология — учитель, при которой учитель превращается в педагога-методолога, технолога, а ученик становится активным участником процесса обучения
Таким образом, использование на занятиях биологии межпредметных связей, интерактивных методов обучения, информационных и игровых технологий, в том числе технологий мультимедиа, способствует развитию познавательного интереса учащихся, повышает качество усвоения учебного материала, облегчающие выполнение рутинных, технических, нетворческий операций, связанных с исследованием различных процессов и явлений или их моделей, раскрывают широкие возможности существенного уменьшения нагрузки во время учебно-познавательной деятельности.
Формирование предметной компетентности является необходимым условием совершенствования образовательной практики обучения биологии в профильной среде. Предметная компетентность как личностная интегративная характеристика обеспечивает: развитие личности учащихся, их познавательных интересов, навыков самообразования, интеллектуальных и творческих способностей, умение применить биологические знания на практике, подготовку к дальнейшему профессиональному образованию или профессиональной деятельности, формированию прочных и глубоких знаний о строении, функционирования, экологии, эволюции биологических систем на различных уровнях организации, способствует реализации цели профильного биологического образования.
Применение различных педагогических технологий: активного, проблемного, модульного, игрового, дифференцированного обучения, развития критического мышления, а также различных форм и методов организации учебно-познавательной деятельности: конференций, семинаров, дискуссий, экскурсий, практических занятий, домашних экспериментальных заданий позволяет достичь оптимальной подготовки учащихся по предмету.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Техника традиционных и инновационных методов обучения
Неталантливых детей нет. Задача состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку учиться, усваивать все общечеловеческое, познавать себя как человека, лелеять чувство собственного достоинства, самоуважения, ощущение, что с ней считаются, что она нужна, ее ценят. Дать простор для творчества, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности. Ученики не боятся сказать свое слово, выразить свои мысли, могут доверять, но не бояться быть высмеянными или наказанными.
Выделены следующие виды коллективной деятельности учащихся:
— Парная работа, носит односторонний характер (сильный ученик помогает отстающему) или двусторонний характер (взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимо-оценивание);
— Групповая работа в микро-коллективе (гомогенные группы — одинаковые по успеваемости; гетерогенные — разные по успеваемости);
— Разновозрастные, для выполнения некоторых учебных дел и тому подобное;
— Командные игры.
По Фридману Л.М. одним из принципов, по которым должно быть построено учебный процесс, является принцип широкого использования коллективных форм учебной работы учащихся в органическом единстве с индивидуальной и фронтальной формами работы. Второй принцип построения учебного процесса является принцип личностно-ролевой участия школьников в этом процессе [32, с.56].
Основой для учителя и ученика является учебная тема, которая решается и изучается на протяжении системы уроков. И соответственно никакой общей единой структуры урока не может быть и не должно быть.
Согласно литературных источников (Портнов М.Л. «Азбука школьного управления») существует три уровня усвоения:
— Первый — запоминание и воспроизведение материала, который изучили. Этот уровень способствует накоплению знаний, фактических сведений. Без этого не может быть образованного человека.
— Второй — использование знаний на практике, умение пользоваться знаниями в подобных обстоятельствах, по образцу и тому подобное.
— Третий — использование знаний в нестандартных обстоятельствах. Это творческий подход к решению задач, трансформации знаний, их комбинация, самостоятельная оценка явлений и фактов.
В целом только на уроке осуществляется выработка всех трех уровне усвоения. Урок имеет определенную цель, задачи единые требования. Главное требование к уроку — это достижение цели, усвоения изученного материала.
Урок — это педагогическое достижение, которое отличается целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой, развернутой деятельностью учителя и учеников.
Изложение учебного материала должно быть вариативным по своей структуре. Более ставить проблем и искать пути их раскрытия, доказательные решения. Создаются условия для естественной жизни ребенка, сосредоточение, желание познавать окружающий мир, самостоятельно искать истину, знания. Когда ребенку интересно, он стремится проявить смекалку, быстроту реакции.
Для каждого предмета соотношение инновационного и традиционного могут быть разные.
Учебный процесс в современных условиях реформирования системы образования требует постоянного совершенствования. Это обусловлено, прежде всего, изменением приоритетов и социальных ценностей: интеграционные процессы все больше осознаются как средство достижения такого уровня качества образования, который в наибольшей степени соответствует удовлетворению потребностей человека и развития его духовного богатства.
Успешность достижения цели зависит не только от содержания образования, но и от того, как усваивается учебный материал: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, опираясь на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Химия и биология могут стать очень интересными, если построить процесс обучения правильно, с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала [29, с.90].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы