Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Система органов социальной защиты населения России и их деятельность в современных социально-экономических условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основные положения и принципы деятельности органов социальной защиты населения 6
1.1. Система органов и организаций социальной защиты населения, их полномочия и функции 6
1.2. Нормативно-правовые основы и управления социальной защиты населения 20
1.3. Финансирование деятельности по социальной защите населения 28
Глава 2. Анализ деятельности Управления социальной защиты населения 40
2.1 Задачи, функции и структура Управления социальной защиты населения 40
2.2. Основные направления деятельности органов социальной защиты населения 49
2.3. Разработка проектных предложений 61
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения 80
Введение:
Актуальность темы. Обязательной составляющей любой современной страны, тем более государств, признавших себя социальными, является деятельность по социальной защите граждан, которая является необходимым элементом функционирования любого развитого государства. На протяжении многих лет в большинстве стран мира активно обсуждаются вопросы сущности, стандартов и механизмов достижения высокого уровня социальной защиты граждан. Отдельные аспекты этого вопроса вызывают дискуссии в научных кругах, поскольку чрезвычайно актуальны для всех стран.
В течение последних десяти лет в РФ было проведено реформирование почти во всех сферах социального обеспечения и охраны труда. На современном этапе Россия пытается создать эффективную систему социальной защиты всех категорий населения. В процессе ее разработки нужно учитывать опыт зарубежных стран, где такая система функционирует достаточно успешно уже долгое время. С этой точки зрения интерес может представлять система социальной защиты, которая внедрена в странах Европейского Союза и США.
Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Социальная защита призвана обеспечить конституционные права и минимальные гарантии гражданину, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности, независимо от ее места жительства, национальности, пола и возраста.
Степень разработанности темы. Теоретико-методологические, методические, прикладные вопросы, касающиеся социальной защиты населения, были и остаются предметом постоянных научных исследований, ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как Т. А. Анбрехт, Р.Р. Байтасов, Д. Дикенс, В. П. Галаганов, Е. Н. Приступа, Ю. В. Слезко, И.Г. Тарент и др.и др. В то же время исследование организации социальной защиты, их структуры и функций на примере Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы остается актуальным и сегодня, так как служит основой совершенствования системы социальной защиты населения как в данном городе так в других регионах РФ.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение системы органов социальной защиты населения России и их деятельности в современных социально-экономических условиях.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть систему органов и организаций социальной защиты населения, их полномочия и функции;
раскрыть нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения;
определить особенности финансирование деятельности по социальной защите населения;
определить задачи, функции и структуру Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
проанализировать основные направления деятельности органов социальной защиты населения;
разработать рекомендации по совершенствованию социальной защиты населения.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является деятельность органов социальной защиты населения, а именно – Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Предметом исследования выпускной квалификационной работа являются отношения, регулирующие вопросы деятельности органов социальной защиты населения, а именно – Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих особенности системы социальной защиты населения в РФ. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих научных организаций, материалы научных конференций и семинаров, законодательные и другие нормативные акты РФ.
Информационную базу исследования составили статистические данные Росстата, Мосгорстата, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати, посвященные развитию системы социальной зашиты населения в РФ.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, списка использованных источников и приложений.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной практики.
Практическая значимость исследуемой проблемы. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения по совершенствованию развития социальной защиты населения в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы могут быть использованы как в данном городе, так в других городах РФ.
Заключение:
В ходе написания выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Государственное управление социальной защитой населения – это значительная сфера государственного управления, которая состоит подчиненных и связанных между собой органов управления, объединенных общими объектами управления, которые выполняют специальные задачи и функции, направленные на поддержку и обеспечение нормального уровня жизни социально незащищенных слоев населения. На федеральном уровне управление системой социальной защиты осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ. На региональном уровне управление осуществляется органами исполнительной власти субъекта федерации.
2. Правовыми основами государственного управления в сфере социальной защиты населения в Российской Федерации являются ряд нормативно-правовых актов международного, национального и регионального уровня, основными из которых являются Конституция РФ, Федеральный закон 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Положения закона 442-ФЗ обеспечивают развитие системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышение уровня и качества предоставляемых услуг.
3. Государственное финансирование социальной защиты населения в РФ осуществляется за счет трех внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. За 2016-2018 гг. доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации выросли на 8,45% или на 644,4 млрд. руб. и составили в 2018 г. 8269,6 млрд. рублей. За 2016-2018 гг. доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации выросли на 82,53% или на 149,8 млрд. руб. и составили в 2018 г. 331,3 млрд. рублей. За 2016-2018 гг. доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации выросли на 14,38% или на 238,3 млрд. руб. и составили в 2018 г. 1895,9 млрд. руб.
4. Департамент труда и социальной защиты населения г. Москва является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения. Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы отвечает за меры социальной поддержки, выплаты, социальные и реабилитационные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Занимается профилактикой безнадзорности несовершеннолетних, устраивает детей, лишившихся родителей, в семью. Ведомство также помогает в поиске работы, занимается охраной труда. Кроме стандартных мер социальной поддержки населения Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы реализует следующие социальные проекты: проект Мэра «Московское долголетие»; приданое для новорожденного «Наше сокровище».
5. За 2017-2018 гг. в г. Москва величины прожиточного минимума населения выросла на 3,9% и составила в IV квартале 2018 г. 16087 рублей. За 2017-2018 гг. в г. Москва величины прожиточного минимума трудоспособного населения выросла на 4,1% и составила в IV квартале 2018 г. 18736 рублей. За 2017-2018 гг. в г. Москва величины прожиточного минимума пенсионеров выросла на 4,2% и составила в IV квартале 2018 г. 11424 рублей. За 2017-2018 гг. в г. Москва величины прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 16 лет выросла на 2,3% и составила в IV квартале 2018 г. 13747 рублей. Технологии социального обеспечения Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы включают в себя: пенсионное обеспечение, обеспечение граждан пособиями, компенсационных выплат и социального обслуживания, надомное обслуживание. К основным проблемам выплат социальных пособий в г. Москва можно отнести следующие: недостаточность размера пособий, подлежащих выплате государственными учреждениями отдельным категориям граждан, имеющих право на них; децентрализация в законодательстве о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства; отсутствие на федеральном уровне единообразной трактовки категорий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечении; низкий уровень правового информирования населения РФ в сфере социальных пособий.
6. Предлагаем следующие направления совершенствования социальной защиты населения в РФ в целом и в г. Москва в частности: развитие института благотворительности в данной сфере, повышение доступности социальных объектов, развитие сети учреждений дополнительного образования для детей-инвалидов, повышение прожиточного минимума или хотя бы предоставление пенсионерам и инвалидам дополнительных бесплатных продуктов питания, развитие современных форм социального обслуживания. Предлагаем следующие направления совершенствования технологии социального обеспечения населения в г. Москва: разработать и утвердить федеральный закон РФ о минимальном потребительском бюджете семьи; на законодательном уровне установить единообразную трактовку понятий, определяющих статус субъектов-получателей социального обеспечения, а именно внести дополнения в Семейный кодекс РФ и регламентировать определение «семья» и ее виды; провести изменение структуры официального сайта Департамент труда и социальной защиты населения г. Москва в целях упрощения поиска необходимой гражданину информации – создание раздела «каталог социальных пособий»; провести внедрение и популяризацию новых инновационных технологий социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому как: услуга «Домашний помощник», услуга «Санаторий на дому», услуга «Сиделка», «хоспис на дому», проект «Семья для пожилого», «Бригадный метод обслуживания на дому» и т.п..
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные положения и принципы деятельности органов социальной защиты населения
1.1. Система органов и организаций социальной защиты населения, их полномочия и функции
Социальная защита занимает видное место в социальной политике. Как деятельность государства социальную защиту относится к одному из направлений социальной политики наряду с такими, как занятость населения, система здравоохранения, образование и т.д.
Назначение системы социальной защиты проявляется в ее функциях: политической, экономической, социально-реабилитационной и демографической .
Считается общепринятым, что распространение термина «социальная защита» связано с принятием Закона о социальной защите («Social Security Act») в 1935 году в США .
В буквальном переводе термин «security» имеет несколько значений, основные из которых: безопасность, охрана, защита, обеспечение, обеспечение. В свою очередь «social» переводится с английского языка как «общественный», «социальный».
В современном законодательстве Российской Федерации нет точного определения понятию «социальная зашита населения». Поэтому целесообразно установить содержание данного понятия для дальнейшего представления и понимания. К тому же, тот факт, что не существует какого-либо общего нормативно-правового акта в нашем законодательстве, закрепляющий базу государственной системы социального обеспечения, осложняет задачу.
Существуют различные теоретико-методологические подходы к определению сущности понятия «социальная защита». Так, Международная организация труда (далее – МОТ) определяет понятие социальной защиты как общую базовую социальную поддержку всем гражданам, независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа. Так, Конвенция МОТ 1952 и последующие международные трудовые нормы содержат девять основных составляющих социальной защиты : медицинская помощь, помощь в результате болезни, пособие по безработице, в связи с рождением ребенка, помощь семьям с детьми, в результате производственного травматизма и профессионального заболевания, по инвалидности, по возрасту, в случае потери кормильца. То есть налицо широкая трактовка социальной защиты как социальной поддержки, которая предоставляется всему населению и целью которой является социальная безопасность.
Вызывает интерес определение, которое дает социальной защите «The Encyclopedia Americana»: «социальная защита, в общем смысле этого понятия, означает безопасность и свободу от страха и направлено к обществу как к группе взаимосвязанных и зависимых друг от друга людей» .