Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Сценическое волнение и способы преодоления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ І. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЛНЕНИЯ……………………………………………………………………..6
1. Причины возникновения сценического волнения и его влияние на исполнительскую деятельность…………………………………………..6
2. Известные педагоги, психологи и исполнители о вопросе сценического волнения…………………………………………………………………..11
РАЗДЕЛ ІІ. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОЛНЕНИЯ И БОЯЗНИ СЦЕНЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ………………………………….18
1. Способы борьбы с волнением……………………………………………18
2. Практические рекомендации по преодолению волнения музыкантам..23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….28
Введение:
Святослав Рихтер
Наверное, не существует такого артиста или исполнителя, который бы не волновался перед выступлением. А в эпоху стремительного развития телевидения и интернет-связи, когда для сьемки достаточно иметь в руке телефон, волнение перед камерой может охватить каждого.
Впрочем, уровень «боязни сцены» у каждого свой. Кто-то не может рассказать стих перед классом в школе, кто-то сдать академ. концерт, кому-то страшно выступать на сцене в театре или телешоу, презентовать свой проект перед начальством или вести переговоры с бизнес-партнерами. И для каждого это является весьма важной проблемой. Боязнь выступать публично влечет за собой ухудшению внешнего вида, физический дискомфорт и, в конце концов, мешает достичь желаемого результата. Большинство словарей (в том числе Ожегова, Ушакова, Кузнецова) трактуют слово волнение как «сильная тревога, душевное беспокойство». Словарь Википедии указывает, что «тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий». Причем важно, что в отличие от страха, который является реакцией на какую-либо реальную угрозу, тревога может быть совершенно необоснованной. Новая, неизвестная обстановка или ситуация может стать типичным биологическим подспорьем для возникновения страха. Знаменитый австрийский психолог Зигмунд Фрейд считает, что главная функция тревоги – это предупреждение человека об опасности, которое нужно избежать или упредить.
Существует достаточное количество способов нейтрализации, или, хотя бы, частичного ослабления сценического волнения. Особенности характера, неправильные психологические установки – все это влечет стресс и волнение. Благодаря тщательной, причем и психологической тоже, подготовке к выступлению, можно превратить свое выступление в праздник и получать удовольствие, а не бесконечный стресс.
Для музыкантов-исполнителей сценический страх и волнение, пожалуй, самая первая проблема, которую нужно устранить как можно раньше, пока она не стала преградой к развитию, личностному росту и карьерой. Начиная с XVII века, многие известные педагоги и исполнители стали задаваться этим вопросом. Их рассуждения стали хорошим подспорьем к исследованию данной проблемы, однако, все так же она остается не достаточно изученной. Поэтому очередное освещение хотя бы одной из сторон сценического волнения способствует к продвижению к цели. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Цель исследования заключается в выявлении причин сценического волнения и способах его преодоления.
Объектом исследования является психическое состояние исполнителя, предметом – сценическое волнение исполнителя перед или во время выступления.
Задачи, вытекающие из целей работы:
— определить причины возникновения сценического волнения
— рассмотреть влияние сценического волнения на исполнительскую деятельность;
— выявить взаимосвязь типа темперамента и форм проявления сценического волнения;
— ознакомится с мнением известных педагогов, психологов и исполнителей касательно вопроса сценического волнения;
— обозначить основные способы борьбы с волнением
— сформулировать практические рекомендации по преодолению волнения музыкантам
Данная тема широко освящается в научной и популярной литературе. К ней нередко обращаются психологи, музыканты, музыковеды, педагоги в своих исследованиях. Рассматриваются как общие психологические вопросы, так и вопросы исполнительства. Проблема сценического волнения в музыкально-исполнительской деятельности отражена в работах выдающихся педагогов-исследователей А.Л. Готсдинера, Г.М. Когана, С.М. Майкапара, С.И. Савшинского, Г.М. Цыпина и других.
Методология базируется на аналитическом, историческом, эмпирическом методах, а также применяются наблюдательный, обобщающий подходы.
Структура работы: Аттестационная работа состоит из Введения, двух разделов, Выводов и списка литературы в количестве 30 источников. Общий объем работы – 25 страниц.
Заключение:
Исследования журнала The Point показали, что 90% людей страдают от страха публичных выступлений. Этот страх находится на третьем месте среди всех страхов, после боязни смерти и боязни пауков. Любое публичное, а тем более сценическое выступление неотъемлемо несет стресс и волнение, поскольку человек понимает возлагаемую на него ответственность, а также желание оправдать, затраченный труд и время, на подготовку. Музыкант на протяжении всего своего творческого пути сталкивается с проблемой сценического выступления и своевременное обнаружение причины волнения, и принятие мер по ее устранению поможет полноценности выступления.
Каждый исполнитель, исходя из своих собственных ощущений, типа темперамента должен анализировать и искать действенные методы борьбы со страхом сцены и волнением. В школьном возрасте этому должен уделить внимание преподаватель, чтобы облегчить этот путь. Во взрослом возрасте этот анализ должен выполняться самостоятельно и постоянно.
В первом разделе данной работы рассматривались причины возникновения волнения и признаки. Пожалуй, главной причиной выявилась психологическая. Все наши внутренние страхи, вызванные неуместными замечаниями родителей и учителей в детстве, едкими комментариями ровесников в подростковом возрасте или осуждающими взглядами коллег уже будучи взрослыми, выливаются в боязнь сцены. Наш негативный опыт (личный или увиденный) предыдущих неудачных выступлений или, даже, утрированное прокручивание в голове возможных последствий неудачи влечет за собой волнений и тревогу.
Также приводились высказывания по данному вопросу концертирующих исполнителей и педагогов разных музыкальных направлений. Оказалось, что многие известные музыканты постоянно испытывали страх перед выходом на сцену. Они описывают: какие чувства они испытывали. При этом многие уверяют, что ни возраст, ни опыт, ни количество выступлений не избавляют от сценического волнения.
Во втором разделе приводятся практические рекомендации по устранению страха. Это могут быть как психологические установки и самовнушение, так и физические и дыхательные упражнения, помогающие снять стресс. Кроме того, многие педагоги и исполнители настоятельно рекомендуют тщательно подготовится к выступлению: досконально выучить текст, порепетировать в разных обстановках, выспаться в день концерта. Все это исключает большой процент волнения, так придает большей уверенности в себе.
Но, пожалуй, самое главное, что должен помнить исполнитель: он выходит на сцену не чтоб показать свое волнение, не чтоб получить сочувствие со стороны публики, а чтобы подарить прекрасную музыку, чтобы все в зале могли насладится тем гениальным произведением, которое сочинил композитор. Поэтому задача исполнителя – максимально полно передать задумку композитора. Выходя на сцену, исполнитель должен держать в голове мысль: люди пришли в зал отдохнуть и насладиться искусством.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ І. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЛНЕНИЯ
1.1 Причины возникновения сценического волнения и его влияние на исполнительскую деятельность
Причин возникновения сценического волнения или страха достаточно много. Правда, главная проблема – психологическая. Самовнушение и внутренний негативный голос чаще всего мешает выйти на сцену. Однако, есть и другие факторы, влияющие на возникновения волнения. Рассмотрим их подробнее:
Застенчивость, робость. Чаще относиться к детям. Это страх чего-то нового, большого скопления людей, большого помещения, остаться одному на сцене. Это состояние обычно проходит с взрослением.
Боязнь наказания. Это также скорее относится к детям, которых родители за плохое выступление, как и за поведение / оценку, могут лишить какого-то удовольствия.
Боязни оценки сверстников. Состояние, в большей мере, присуще подросткам, для которых сверстники являются авторитетом.
Боязнь быть осмеянным. Так же чаще относиться к подросткам.
Боязнь мнения общественности. К сожалению, это проблема встречается у людей разных возрастных категорий, но кроется она, скорее в неуверенности в себе.
Боязнь не оправдать чьи-то надежды, ожидания, например, учителя, который потратил столько сил и времени (могут быть слова самого учителя) или родителей.
Желание быть признанным, ожидание похвалы и награды.
Боязнь ошибиться или забыть текст (известный советский пианист ХХ века Г. М. Коган как-то заметил, что волнение исполнителей чаще основывается именно на боязни забыть текст)
Память прошлых неудачных выступлений.
Плохое физическое самочувствие
Повышенная ответственность или преувеличение значимость выступления или мероприятия. Чаще встречается у людей с высоким статусом и занимаемой должности.
Невнимательность
Другой инструмент
Отсутствие силы воли
К сожаления, очень часто причина страха кроется намного глубже и тянется с детских лет. Вспомним, как часто взрослые любят запугивать детей, в надежде, что это мотивирует его лучше сконцентрироваться, приложить все усилия, выработает ответственность. Однако, это крайне редко бывает эффективным средством. Чаще это влечет только неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих, оценивание себя только сквозь призму отметок, успехов, каких-то заслуг. На появление боязни выступлений так же может повлиять пример (собственный или уведенный) неудачного выступления, стыд, недоброжелательные комментарии со стороны окружающих, насмешки или колкие замечания.
Второй глобальной причиной является отсутствие поддержки, веры в успех. Далеко не все люди способны самостоятельно справляться со своими проблемами, страхами, неудачами. Каждый исполнитель знает себя с разных сторон, видел самые свои худшие исполнения (пусть это даже было дома или в кабинете, где никто не видел и не слышал!), знает свои слабые стороны, и не всегда может адекватно себя оценить. Маленькие постепенные шаги роста от ежедневных занятий не бросаются в глаза самому себе, поэтому кажется, что их и вовсе нет. Однако, объективный, профессиональный взгляд со стороны, способен поднять самооценку и уверенность исполнителя [10].
Очень важной причиной, по мнению многих педагогов и знаменитых исполнителей, является недостаточная подготовленность. «Сырой текст» создает постоянное внутреннее беспокойство, чувство «полного провала», уверенности в себе не на чем основываться. Великий русский композитор и педагог Н. А. Римский-Корсаков утверждал, что чем хуже выучено произведения, тем больше будет волнение.