Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья обучающихся школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у школьников 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование у школьников ценностей здорового образа жизни и мотивации к двигательной активности 10
1.3. Характеристика здоровьесберегающих технологий у школьников 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-15 ЛЕТ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 17
2.1. Методы и организация исследования 17
2.2. Оценка осведомленности школьников 13-15 лет о здоровом образе жизни Результаты и их обсуждение 23
2.3. Оценка уровня физического здоровья и физической подготовленности школьников 13-15 лет 31
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний про основы здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепление здоровья школьников приобретает все большую актуальность [3, 5, 6].
Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов вызвали осложнения учебных программ, их интенсификацию, увеличили число раздражителей, которые постоянно влияют на организм школьников.
Вместе с этим, проблеме повышения качества жизни, уровня здоровья и теоретико-методологическим основам формирования здорового образа жизни у школьников посвятили свои исследования многие ученые [7, 11]. В своих исследованиях ученые рассматривают общетеоретические вопросы формирования здорового образа жизни у разных групп населения, социальную ценность здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Вопросы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи на здоровый образ жизни исследовались во многих работах [7, 14, 22, 25, 31].
Таким образом, учитывая насущную проблему и научно-практические потребности в ее решении, а также учет состояния обоснованности этой социально-воспитательной проблемы, представляется довольно аргументированной потребность в ее дальнейшем разработке. Вышеназванные обстоятельства позволили определиться с направлением исследования, котороя состоит в оценке осведомленности школьников о факторах здорового образа жизни, а также мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Цель исследования – изучение уровня осведомленности школьников о здоровом образе жизни.
Объект исследовани – формирование здорового образа жизни у школьников.
Предмет исследования – осведомленность школьников о факторах здорового образа жизни.
Гипотеза исследования. Предполагается, что современные школьники обладают низкой осведомленностью о здоровом образе жизни, а также низкой физической подготовленностью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования здорового образа жизни у школьников.
2. Оценить уровень осведомленности школьников о здоровом образе жизни.
3. Оценить уровень физической и функциональной подготовленности школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Социологический опрос (анкетирование).
3. Педагогическое тестирование: оценка уровня физической и функциональной подготовленности школьников.
4. Методы математической статистики.
База исследования. Исследование проводилось в МОУСОШ села Тыргетуйск Забайкальского края Карымского района, в котором принимали участие школьники 13-15 лет.
Заключение:
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровый образ жизни подразумевает строгое соблюдение правил личной гигиены, высокую приверженность к занятиям физической культурой и спортом, игнорирование вредных привычек и сознательно негативное отношение к ним. Формирование здорового образа жизни человека происходит под влиянием многих социальных, биологических и экологических факторов, где ведущую роль играет семья, компания друзей, средства массовой информации, учреждения образования. Проблема формирования ориентации на здоровый образ жизни является очень актуальным вопросом, что обусловлено тенденцией снижения уровня здоровья молодежи, а также гиподинамией в условиях современного образовательного процесса.
Результаты проведенного опроса школьников вызывают обеспокоенность о том, что лишь немногая часть из них отдает предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями, что крайне необходимо для укрепления здоровья.
Настораживает тот факт, что большая часть школьников не проводят никаких мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, не придерживаются правил здорового образа жизни, не занимаются спортом и не следуют принципам рационального питания, что негативно влияет на состояние здоровья современной молодежи и повышает их восприимчивость к различным заболеваниям.
Во время детального анализа ответов респондентов было выявлено, что они очень часто болеют инфекционными заболеваниями, однако не отдают предпочтение соблюдению здорового образа жизни и не считают его важным фактором профилактики инфекционных заболеваний.
Это требует повышенного внимания со стороны педагогов современных образовательных учреждений, так как лишь небольшая часть школьников получают информацию о здоровом образе жизни на учебных занятиях, однако больше половины опрошенных респондентов хотели бы получать информацию о профилактике инфекционных заболеваний.
На основании полученных результатов оценки функционального и физического состояния школьников было выявлено, что у школьников наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных проб, индекса Скибинского, жизненной емкости легких, индекса Руффье, что свидетельствуют о сниженных адаптационных возможностях кардиореспираторной системы. Результаты тестирования их физической подготовленности также показали низкие результаты оценки всех исследуемых качеств: гибкости, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств и выносливости.
Таким образом, в данной работе была подтверждена гипотеза о том, что современная молодежь обладает низкой осведомленностью и приверженностью к соблюдению здорового образа жизни.
Данное обстоятельство требует разработки целенаправленных мероприятий по повышению мотивации на здоровый образ жизни и занятий физической активностью. Необходимо побуждать население к физически активному образу жизни, повышать доступности этих видов оздоровления, доносить актуальную и ценную информацию о здоровом образе жизни с помощью средств массовой информации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у школьников
Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Перспективы развития и существования государства в значительной степени зависят от того, как происходит процесс воспроизводства основ производительных сил, а именно людских ресурсов. Молодежь является залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего [36].
Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека.
Так как именно оно определяет выбор будущей деятельности, возможность всестороннего развития личности, ее социального утверждения. Более того, состояние здоровья также влияет на общую подготовленность человека, его духовное и физическое развитие, будущие достижения в сфере профессиональной деятельности [12, 13, 15].
Осложнение социально-экономической ситуации и кризисные явления в обществе стали причиной снижения активности молодежи, замедления ее физического и психического развития, отклонений в социальном поведении. В результате этого, проблема сохранения здоровья личности становится особенно актуальной, что подтверждает официальная статистика и результаты эпидемиологических исследований, согласно которым состояние здоровья населения страны значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. Вышеизложенное актуализирует проблему сохранения и укрепления здоровья школьников, определение стратегии развития образования, с позиций формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [14].
Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности.
Здоровье является целостным, многомерным динамическим состоянием, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, 8, 18].
Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья личности обуславливается жизненными приоритетами человека (наличием позитивных целей и ценностей); вдумчивым и осмысленным отношением к своему здоровью, рациональной организацией здорового образа жизни, который позволяет управлять состоянием человека исходя из его индивидуальных особенностей организма, а также реализовывать программы самореализации.
Формирование культуры здоровья личности реализуется в системе образования и тесно связано с методологией обучения основам здорового образа жизни [27].
В то же время реальная система образования зачастую приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи.
Интенсификация учебного процесса, увлечение компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физической культурой и спортом – главные причины гиподинамии школьников и студентов.
Кроме того, большинство руководителей и педагогов образовательных учреждений слабо владеют специальными знаниями и умениями диагностики состояния здоровья, организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Индивидуальное здоровье человека является системообразующим фактором, которое нужно оценивать в динамике и практико-ориентированном здоровом образе жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.
Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.