Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль руководителя в реализации права участников образовательных отношений на управление образовательной организацией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДОО 7
1.1. Понятие «право участников образовательных отношений в управлении ДОО» 7
1.2. Роль руководителя в реализации права участников образовательных отношений на управление образовательной организацией. 10
1.3. Организационно управленческие условия реализации права участников образовательных отношений в управлении ДОО 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДОО 28
2.1. Анализ существующей управленческой практики реализации в ДОО 28
2.2. Промежуточные результаты внедрения организационно управленческих условийй реализации права участников образовательных отношений в управлении ДОО 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность исследования. В образовательном учреждении руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Особая роль уделяется управленческому мастерству руководителя. Но это не означает, то руководитель должен брать все обязанности по управлению на себя. Это просто невозможно в современных условиях, и не эффективно. Хороший руководитель должен суметь распределить часть своих обязанностей между другими членами коллектива. Участники образовательного процесса (педагоги, родители учащихся, администрация) могут не только выполнять какие-либо незначительные поручения руководителя, но и самостоятельно принимать управленческие решения. Такая практика по привлечению участников образовательного процесса к управлению сделает ДОО более открытым, современным, конкурентоспособным.
В современном ДОО функции педагогов должны быть расширены. Педагоги должны заниматься не только воспитанием и обучением детей, но и должны уметь организовывать это обучение, заниматься созданием оптимальных условия в ДОО для ведения творческой педагогической деятельности. В условиях рынка образование становится товаром, а значит, относится к предмету спроса. Для того чтобы спрос на образование был высок необходимо добиваться высокого качества образования. Значит, каждый педагог должен быть заинтересован в том, чтобы ДОО развивалось: расширялась материально-техническая база, использовались современные технологии образования, повышалось качество образования. Если педагоги будут принимать участие в управлении организацией (как менеджеры), то они будут заинтересованы в развитии учреждения, они будут понимать и принимать управленческие решения, смогут организовывать себя без каких-либо внешних указаний.
Кроме администрации и педагогов, в повышении качества образования заинтересованы и родители обучающихся. Для родителей важно, чтобы ДОО обеспечивало эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе, чтобы дети не переутомлялись, чтобы улучшалось их здоровье, у детей появлялось желание учиться, чтобы способности детей развивались. Таким образом родители также могут принимать участие в управлении в ДОО. Например, они могут также участвовать в утверждении программы обучения, помогать в развитии материально-технической базы, участвовать в проведении досуга детей.
Без использования новых приемов и форм управления на сегодня уже не возможно достичь высокого качества менеджмента. Одним из таких инновационных приёмов управления является командный менеджмент, обеспечивающий активизацию деятельности педагогов, учащихся их родителей через развитие ресурсов команд, создающихся для решения проблем организации. Командные методы работы уже зарекомендовали себя во многих организациях. Они способны повысить эффективность деятельности учреждений, а также данные методы могут способствовать развитию человеческого и социального капитала образовательной организации.
Основные отличия командного менеджмента от традиционных видов управления:
наличие определенной степени свободы руководителей и подчиненных в принятии решений;
направленность организации и всего коллектива на достижение оптимальных результатов деятельности;
партнерство в решении проблем организации;
конструктивное взаимодействие педагогов на основе организации командной работы.
Таким образом, командный менеджмент обеспечивает не только успешное функционирование организации, но и ее развитие в ситуации экономической и социальной нестабильности.
Анализ литературы в области командного менеджмента позволяет сделать выводы о недостаточной теоретико-методологической, методической проработанности данного вопроса. Проблема заключается в том, что с одной стороны существует реальная необходимость во внедрении командного менеджмента в организациях образования, а с другой, недостаточно разработаны теоретические основания и практика внедрения командного менеджмента в организациях. Непонятна роль руководителя в обеспечении командного управления организацией. Также остаётся проблема низкой компетентности участников образовательного процесса в управленческой деятельности, низкий уровень активности.
Объект исследования: управление дошкольной образовательной организацией участников образовательных отношений: педагогические работники и родители.
Предмет исследования: организационно управленческие условия реализации права участников образовательных отношений на управление ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать стратегию привлечения педагогов и родителей к управлению ДОО и экспериментально обосновать её.
В соответствии с целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: реализация права участников образовательных отношений в управлении ДОО будет обеспечена, если руководителем будет внедрен комплекс следующих организационно-управленческих условий:
— разработана локально нормативная база, обеспечивающая реализацию указанного права в ДОО;
— создана проектная группа. Обеспечивающая разработку и реализацию основной образовательной программы ДО.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации права участников образовательных отношений в управлении ДОО
2. Определить роль руководителя в реализации права участников образовательных отношений в управлении ДОО
Текст работы:
Образовательная организация состоит из разных участников: педагоги, родители, учащиеся, органы местного самоуправления. Все эти участники имеют своё мнение и свои интересы. Не учитывая эти интересы образовательная организация не сможет развиваться в 21 веке. Поэтому руководитель должен создать такие условия при которых участники образовательной организации смогли бы управлять ею. Только так они будут заинтересованы в развитии организации, а значит будут использовать свой потенциал на благо образовательной организации.
Командный менеджмент – это современный подход, к созданию команд, основанный на совместном участии работников с руководителем в управлении организацией, а так же использование руководителем потенциала каждого работника или группы в целом. Таким образом, при командном менеджменте сочетаются принципы единоначалия и коллегиальности управления.
Команда – это небольшая группа людей, имеющих общую цель, достижимую только при объединённых усилиях, несущих взаимную ответственность.
Для построения и эффективной работы команды необходимо, чтобы все участники команды: воспринимали свою группу как единую; разделяли поставленные цели и стремились к их достижению; несли ответственность за результаты совместной работы; имели схожие ценности, интересы, морально-нравственные нормы; доверяли друг другу; были способны к продуктивной коммуникации; были заинтересованы в повышении эффективности совместной деятельности. Только такая команда является по настоящему командой.
Процедура командообразования включает такие этапы как:
1. Постановка общих целей и задач, приемлемых для всех членов команды.
2. Планирование совместной работы, распределение ролей.
3. Налаживание системы внутренних и внешних коммуникаций.
4. Стимулирование командных достижений, прежде всего с помощью методов морального стимулирования.
5. Предоставление самостоятельности и инициативы, повышение роли и статуса каждого члена команды, осознание им его значимости.
6. Формирование командной культуры и идеологии.
7. Мониторинг командной работы.
Исследователями выделяются шесть этапов развития команды:
1) Адаптация – просматривание членов команды друг к другу.
2) Группирование – появление микрогрупп.
3) Кооперация – объединение микрогрупп для достижения общих целей.
4) Нормирование деятельности – определение роли каждого члена в команде.
5) Функционирование – непосредственная деятельность команды.
6) Расформирование – неизбежный этап любой команды.
Различают четыре основных подхода к формированию команды:
1. Целеполагающий подход (основанный на целях) – все члены настроены на достижение общих целей;
2. Межличностный подход (интерперсональный) – команда сформировалась под влиянием личных пристрастий;
3. Ролевой подход – каждый член команды готов играть определённую роль, в зависимости от решаемого вопроса (роли меняются);
4. Проблемно-ориентированный подход – команда создаётся для решения какой-либо проблемы.
Командный менеджмент даёт организации такие преимущества как:
экономию средств организации за счёт исчезновения руководителей среднего звена;
повышение производительности труда работников результате возникающего эффекта синергии;
налаживание эффективной коммуникации в управлении;
общность и единство людей, коллектив становится единым и дружным;
улучшение качества работы за счёт стремления сотрудников к постоянному совершенствованию.
Роль руководителя при командном менеджменте заключается в организации, консультировании сотрудников, их мотивации и объединении.
Заключение:
Актуальность исследования. В образовательном учреждении руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Особая роль уделяется управленческому мастерству руководителя. Но это не означает, то руководитель должен брать все обязанности по управлению на себя. Это просто невозможно в современных условиях, и не эффективно. Хороший руководитель должен суметь распределить часть своих обязанностей между другими членами коллектива. Участники образовательного процесса (педагоги, родители учащихся, администрация) могут не только выполнять какие-либо незначительные поручения руководителя, но и самостоятельно принимать управленческие решения. Такая практика по привлечению участников образовательного процесса к управлению сделает ДОО более открытым, современным, конкурентоспособным.
В современном ДОО функции педагогов должны быть расширены. Педагоги должны заниматься не только воспитанием и обучением детей, но и должны уметь организовывать это обучение, заниматься созданием оптимальных условия в ДОО для ведения творческой педагогической деятельности. В условиях рынка образование становится товаром, а значит, относится к предмету спроса. Для того чтобы спрос на образование был высок необходимо добиваться высокого качества образования. Значит, каждый педагог должен быть заинтересован в том, чтобы ДОО развивалось: расширялась материально-техническая база, использовались современные технологии образования, повышалось качество образования. Если педагоги будут принимать участие в управлении организацией (как менеджеры), то они будут заинтересованы в развитии учреждения, они будут понимать и принимать управленческие решения, смогут организовывать себя без каких-либо внешних указаний.
Кроме администрации и педагогов, в повышении качества образования заинтересованы и родители обучающихся. Для родителей важно, чтобы ДОО обеспечивало эффективное обучение детей, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе, чтобы дети не переутомлялись, чтобы улучшалось их здоровье, у детей появлялось желание учиться, чтобы способности детей развивались. Таким образом родители также могут принимать участие в управлении в ДОО. Например, они могут также участвовать в утверждении программы обучения, помогать в развитии материально-технической базы, участвовать в проведении досуга детей.
Без использования новых приемов и форм управления на сегодня уже не возможно достичь высокого качества менеджмента. Одним из таких инновационных приёмов управления является командный менеджмент, обеспечивающий активизацию деятельности педагогов, учащихся их родителей через развитие ресурсов команд, создающихся для решения проблем организации. Командные методы работы уже зарекомендовали себя во многих организациях. Они способны повысить эффективность деятельности учреждений, а также данные методы могут способствовать развитию человеческого и социального капитала образовательной организации.
Основные отличия командного менеджмента от традиционных видов управления:
наличие определенной степени свободы руководителей и подчиненных в принятии решений;
направленность организации и всего коллектива на достижение оптимальных результатов деятельности;
партнерство в решении проблем организации;
конструктивное взаимодействие педагогов на основе организации командной работы.
Таким образом, командный менеджмент обеспечивает не только успешное функционирование организации, но и ее развитие в ситуации экономической и социальной нестабильности.
Анализ литературы в области командного менеджмента позволяет сделать выводы о недостаточной теоретико-методологической, методической проработанности данного вопроса. Проблема заключается в том, что с одной стороны существует реальная необходимость во внедрении командного менеджмента в организациях образования, а с другой, недостаточно разработаны теоретические основания и практика внедрения командного менеджмента в организациях. Непонятна роль руководителя в обеспечении командного управления организацией. Также остаётся проблема низкой компетентности участников образовательного процесса в управленческой деятельности, низкий уровень активности.
Объект исследования: управление дошкольной образовательной организацией участников образовательных отношений: педагогические работники и родители.
Предмет исследования: организационно управленческие условия реализации права участников образовательных отношений на управление ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать стратегию привлечения педагогов и родителей к управлению ДОО и экспериментально обосновать её.
В соответствии с целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: реализация права участников образовательных отношений в управлении ДОО будет обеспечена, если руководителем будет внедрен комплекс следующих организационно-управленческих условий:
— разработана локально нормативная база, обеспечивающая реализацию указанного права в ДОО;
— создана проектная группа. Обеспечивающая разработку и реализацию основной образовательной программы ДО.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации права участников образовательных отношений в управлении ДОО
2. Определить роль руководителя в реализации права участников образовательных отношений в управлении ДОО
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ДОО
1.1. Понятие «право участников образовательных отношений в управлении ДОО»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) гласит о том, что участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данный закон ввёл в систему образования новые институты, в том числе в сферу управления образовательным учреждением.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Основная задача органов самоуправления – выразить свою позицию при решении каких-либо вопросов.
Компетенция совета родителей (законных представителей) обучающихся Учреждения:
ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными программами;
получение информации о результатах работы по оказанию платных образовательных услуг;
согласование локальных нормативных актов Учреждения, затрагивающих права и обязанности обучающихся родителей (законных представителей);
выражение мнения при выборе обучающемуся меры дисциплинарного взыскания;
разработка предложений по повышению качества образовательного процесса;
содействие образовательному Учреждению в работе с обучающимися, направленной на повышение сознательности обучающихся, воспитание бережного отношения к имуществу Учреждения;
направление представителей для участия в работе комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
рассмотрение ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчёта о результатах самообследования.
Управленческая функция педагогов может быть реализована через педагогический совет. К компетенции Педагогического совета относится:
а) разработка образовательной программы, локальных актов, касающихся разработки, принятия и реализации образовательной программы, контроля за ее реализацией;
б) разработка локальных нормативных актов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс, правил внутреннего распорядка для учащихся, других локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения с учетом мнения органов учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся;
в) обсуждение вопросов учебной, воспитательной, организационно-массовой и учебно-методической работы, принятие решений по их совершенствованию;
г) создание при необходимости учебно-методического, научно-методического, экспертного и других советов, а также временных и постоянных комиссий по различным направлениям образовательной деятельности;
д) рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогических работников, их аттестации;
е) рассмотрение кандидатур для награждения и других форм поощрения, как педагогов, так и обучающихся и представление их директору;
ж) участие в разработке Программы развития образовательного учреждения;
з) выбор вариантов содержания образования, форм и методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации;
е) принятие решений по другим вопросам образовательной деятельности.
Стоит отметить тот факт, что согласно ФЗ все органы самоуправления образовательной организации не являются обязательными, их не создаёт администрация, они не являются органами управления организацией и не принимают управленческих решений.
При этом согласно этому же закону в образовательной организации могут быть созданы комитеты обучающихся, родителей или педагогов. И этот орган управления уже будет коллегиальным, а его решения будут обязательными для исполнения. Создание подобного комитета должно быть предусмотрено локальными актами образовательного учреждения [1].
Большинство участников образовательного процесса не имеют желания участвовать в управлении образовательной организацией. Это связано с низкой гражданской активности российского общества в целом. Однако руководитель организации, хотя и не может заставить кого-либо участвовать в управлении