Клиническая психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста : на примере бронхиальной астмы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические представления о проблеме психологических факторов в развитии соматических заболеваний 6
1.1. Общая характеристика психосоматических соотношений 6
1.2. Бронхиальная астма как психосоматическое заболевание 10
1.3. Психологические особенности детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой 13
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических факторов в развитии соматического заболевания у дошкольников (на примере бронхиальной астмы) 16
2.1. Организация и методы исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования 17
2.3. Практические рекомендации по психологическому сопровождению дошкольников с бронхиальной астмой 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложения 26

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Данная выпускная аттестационная работа посвящена изучению проблемы роли психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста. Нужно отметить актуальность заявленной проблемы исследования.
Дело в том, что в современном мире все более возрастает роль психологического фактора в различных сферах человеческой деятельности, что связано с доктриной ценности, уникальности каждой человеческой личности. Психология призвана помочь людям в решении их субъективных проблем, которые являются отражением их объективного существования. Отсюда и вытекает то положение, что применительно к человеку, страдающему каким-либо соматическим заболеванием, необходимо применять не только медицинские процедуры, но и средства широкого психологического плана. Значимость комплексного медико-психологического подхода к больному человеку стала осознаваться лишь в последние десятилетия [2; 7; 12].
Однако причиной проведения нашего исследования послужила не проблема взаимодействия медицинских и психологических знаний, а следующее. Как известно, одной из современных методологических установок в психологии является комплексный и системный подход к изучению человека. Понимание человека как целостной системы важно для его адекватного и объективного познания. Изучение личности человека предполагает учет самых различных факторов, в том числе и тех, которые имеют значение для развития различного рода соматических заболеваний, в частности психологического фактора. К сожалению, данный психологический фактор нередко недооценивается врачами и другими медицинскими работниками, что в свете современного развития медицины и клинической психологии представляется недопустимым [1; 16; 17; 26; 29].
Следовательно, заявленная в нашем исследовании проблема является чрезвычайно актуальной.
Также нужно отметить, что нами проводится изучение роли психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста на примере бронхиальной астмы.
Цель исследования – изучение роли психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку детей и подобрать методики диагностического обследования.
3. Провести диагностическое обследование эмоциональных свойств и состояний у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать эмоциональные особенности детей с бронхиальной астмой как психологический фактор ее развития.
5. Сформулировать практические рекомендации по психологическому сопровождению дошкольников с бронхиальной астмой.
Объект исследования – психосоматическая сфера.
Предмет исследования – психологические факторы в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – дошкольники с бронхиальной астмой будут отличаться от своих здоровых сверстников по ряду эмоциональных особенностей, которые могут рассматриваться в качестве психологического фактора развития бронхиальной астмы.
Научная разработанность проблемы. Проблема роли психологических факторов в развитии соматического заболевания получила разработку в рамках отечественных и зарубежных психосоматических теорий, а также в русле прикладных исследований психологических особенностей людей с различными соматическими заболеваниями. Однако относительная доля исследований указанной проблемы на выборке детей дошкольного возраста является небольшой, что создает определенный дефицит в знаниях и требует дальнейшего изучения проблемы.
Источниковая база исследования. Разработка проблемы роли психологических факторов в развитии соматического заболевания у дошкольников может базироваться на научных монографиях и статьях отечественных и зарубежных авторов. Среди данных ученых можно назвать такие имена, как Ф. Александер [7], Б.Ф. Бассин [2], Л.Б. Броуде [6], М.Э. Вайнер [8], А.Д. Зисельсон [14], В.В. Николаева [24], С.В. Смирнова [27], Т.С. Кривоногова [20] и т.д.
Практическая значимость исследования. Знание психологических факторов развития соматического заболевания у детей дошкольного возраста, в том числе и при бронхиальной астме, может помочь в профилактической и консультационно-коррекционной работе с детьми данного возраста и их родителями. По результатам проведенного исследования были сформулированы практические рекомендации.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность заявленной в работе проблемы и описывается аппарат научного исследования.
В первой главе анализируются теоретические представления о проблеме психологических факторов в развитии соматических заболеваний. В частности, приводится общая характеристика психосоматических соотношений. Также описывается бронхиальная астма как психосоматическое заболевание. Далее описываются психологические особенности детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой.
Во второй главе приводятся и анализируются результаты собственного эмпирического исследования психологических факторов в развитии соматического заболевания у дошкольников.
В заключении подводятся основные итоги проведенного теоретического и эмпирического изучения проблемы.
Общий объем основного текста работы без списка литературы и приложений составляет 20 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Было проведено исследование проблемы роли психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста. Изучение указанной проблемы осуществлялось с помощью теоретического анализа и эмпирического исследования на примере детей с бронхиальной астмой.
В результате теоретического анализа проблемы было выявлено, что бронхиальная астма (БА) – это хроническое прогрессирующее воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся обратимой бронхиальной обструкцией и гиперактивностью бронхов. И БА может быть примером психосоматического заболевания, т.е. соматического заболевания, причинами возникновения которого являются психологические факторы. При этом специфика психосоматических соотношений при БА кроется вообще в природе данного заболевания. Кроме того, при БА существует своеобразная специфика, как психосоматических соотношений, так и представления человека о своей болезни (внутренняя картина болезни). Естественно, все это не может не наложить определенных особенностей на личность дошкольников при БА.
В результате эмпирического исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза и, следовательно, можно утверждать, что дошкольники с бронхиальной астмой отличаются от своих здоровых сверстников по ряду эмоциональных особенностей, которые могут рассматриваться в качестве психологического фактора развития бронхиальной астмы. При этом в качестве психологического фактора развития бронхиальной астмы у дошкольников можно рассматривать такие эмоциональные особенности, как негативные эмоциональные свойства (незащищенность, конфликтность, тревожность, враждебность и депрессивность); низкая эмоциональная ориентация на других людей, низкий социальный интерес к общению с окружающими; низкая готовность при общении с другими людьми учитывать их эмоциональное состояние.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1.1. Общая характеристика психосоматических соотношений

Анализ современных научных источников позволяет говорить о том, что всю совокупность психосоматических феноменов ученые обозначают термином психосоматической сферы [24].
Психосоматическая сфера включает в себя две стороны: психическую и соматическую. Она представлена различными психосоматическими соотношениями. Существуют два качественно различных рода психосоматических соотношений: собственно психосоматика (влияние психических факторов на соматическую сферу человека: психосоматический процесс) и соматопсихика (влияние соматической сферы на психику человека: соматопсихический процесс). В каждом из двух родов соотношений можно выделить патогенное и саногенное влияние соответствующей стороны. В свою очередь патогенное влияние в соматопсихике включает соматогенное и психогенное влияние. Соматогенное влияние – это воздействие органических вредностей (интоксикация, гипоксия в ЦНС) на психику больного. Психогенное влияние болезни на личность выражается в психологической реакции на заболевание и его последствия, а также в изменении личности по мере развития болезни [7; 24; 30].
В целом психосоматические соотношения могут рассматриваться не только в узком смысле, а именно в русле возникновения психосоматических заболеваний и изменений психики в ходе болезни, но и более широко. Т.е. как определенная результирующая человека как целого. Это необходимо учитывать, поскольку многие феномены психосоматической сферы не обязательно относятся к патологическим процессам [28; 30].
Следует иметь в виду, что главной особенностью психосоматической сферы является интегральность, целостность и структурность как ее самой (физиологический уровень – психический уровень), так и ее компонентов: психической и соматической сторон. Так, целостность соматической стороны хорошо описывается в теории функциональных систем П.К. Анохина, объясняющей поведение живых существ физиологическими механизмами [14]. В то же время за последние годы появились работы системного рассмотрения психики человека, в которых обосновывается положение о качественной не сводимости психических явлений к физиологическим законам. Психика имеет свои законы функционирования, отличные от физиологических детерминант [19]. Так, например, В.Н. Панферов пишет: «Структурная организация психики… весьма подвижное явление в иерархии своих свойств и психических образований, каждое из которых способно репрезентировать всю целостность психологии человека. Это обусловлено сверхпластичностью психики человека, в структуре которой любой из элементов может сыграть роль системообразующего качества…» [25, c. 154].
Отметим, что основным механизмом психосоматических соотношений является механизм «замкнутого круга». Его суть состоит в следующем: изменения, которые произошли на психическом уровне, порождают изменения на физиологическом; последние, в свою очередь, порождают изменения на первом уровне и т.д. По этому механизму могут разворачиваться как в принципе нормальные процессы, так и патологические, а именно – обширная симптоматика психосоматических заболеваний [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы