Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль православной культуры в формировании личности школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ОСОБЕННОСТИ 6
1.1. Сущность понятия «Формирование личности» 6
1.3. Формы и методы обучения, способствующие воспитанию интеллектуально нравственной личности 14
ГЛАВА 2. МЕСТО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ 19
И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 19
2.1. Православная культура: роль и место в истории России 19
2.2. Курс «Основы православной культуры»: краткая характеристика 23
2.3. Описание опыта работы учителя при формировании банка успешных практик по реализации комплексного учебного курса «Основы православной культуры» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Введение:
На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблемы и вопросы нравственного воспитания и развития личности оставались в центре внимания общества. С развитием и распространением организованных государственных систем образования появилась возможность использовать эти системы не только для передачи ученикам фактических знаний и навыков, но также и для формирования духовно-нравственных ориентиров.
В современном мире школьники подвержены множеству опасностей, они могут попасть под потенциальное деструктивное влияние какого-то явления культуры, либо сообщества. Сформированные в семье и школе нравственные ориентиры могут помочь школьнику противостоять опасности и не оказаться под воздействием субъекта, чья деятельность может значительно навредить психике, здоровью и даже жизни человека.
Актуальность
Тема настоящего исследования является актуальной для России, поскольку современные школьники открыты миру, но, в силу ограниченности собственного жизненного опыта, не могут противостоять его соблазнам и угрозам. Сегодня школьник на улице, в телевидении, в Интернете может непосредственно столкнуться и с жестокостью, и с насилием, и с непристойностями. По этой причине, проблема нравственного воспитания выходит на первый план. Не только семья, но и школа должны внести свой вклад в формирование понятия нравственности у школьника, поскольку речь идет о формировании личности человека, о создании его жизненных ориентиров и идеалов. И от того, какими эти ориентиры и идеалы будут, в конечном итоге зависит и будущее страны. Таким образом, важность и актуальность темы настоящего исследования сложно переоценить.
Цель
Цель настоящего исследования заключается в определении значимости предмета «Основы православной культуры» в формировании личности школьника.
Задачи
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
1. Определить сущность понятия «формирование личности» в педагогике;
2. Обозначить основные педагогические принципы формирования личности школьников;
3. Выявить формы и методы обучения, способствующие воспитанию интеллектуально нравственной личности;
4. Установить роль и место православной культуры в истории России;
5. Дать краткую характеристику курса «Основы православной культуры»;
6. Привести описание основных отличительных особенностей работы учителя и наиболее успешных педагогических практик в рамках реализации курса «Основы православной культуры».
Объект исследования
Объектом исследования являются принципы образовательного процесса, направленные на формирование личности школьника.
Предмет исследования
Предметом исследования являются морально-нравственные принципы формирования личности школьника на основе православной культуры России.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что проблема формирования личности находится в сфере непосредственного интереса психологов и педагогов. Исследователи по-разному трактуют источники формирования личности, тем не менее, стоит отметить, что личность формируется на основании совокупности факторов. Мы установили, что без благоприятной среды формирование гармоничной полноценной личности невозможно.
Подчеркнем, что современная школа должна отвечать на современные вызовы политических, социальных, технических сфер. При этом, школа должна также оставаться востребованной обществом. Перед школой современной России поставлена задача воспитания личности, основанного на принципах традиционной русской культуры. Современная система школьного образования в России отличается своей всеохватности, и поэтому она эффективна для достижения поставленной цели.
Мы установили, что нравственное воспитание школьников может быть эффективным только в том случае, когда эту задачу выполняют квалифицированные подготовленные учителя. Такие учителя должны не только владеть своим предметом и быть талантливыми педагогами, но и разделять те ценности, которые они стремятся вложить в школьников. Истинно нравственное воспитание возможно только на личном примере, с демонстрацией личного стремления соблюдать моральные нормы поведения.
С учетом культурно-исторического развития России, усиление роли православной культуры в системе школьного образования представляется логичным и обоснованным. Изучение в рамках школьной программы православной культуры и традиции позволяет объединить современное поколение с предыдущими, подчеркивая тем самым преемственность национальных традиций и морально-нравственных ориентиров.
Курс «Основы православной культуры» нацелен на формирование у школьника духовно-нравственных ориентиров на основании глубоких культурных традиций России. Курс «Основы православной культуры» фокусируется на православной культуре как на той общей базе, на которой была сформирована русская культура и русское самосознание. Мы установили, что православная культура представляет собой важную основу, на которой можно сформировать личность школьника с учетом морально-нравственной традиции русского народа.
Подчеркнем, что педагогическая работа, направленная на духовно-нравственное воспитание, наиболее эффективно реализуется через всю систему гуманитарных предметов школьной программы. Сами по себе занятия по «Основам православной культуры» призваны заложить в школьника основы нравственно-религиозного взгляда на мир, а также основы гармоничного восприятия жизни и мира в целом.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ОСОБЕННОСТИ
1.1. Сущность понятия «Формирование личности»
Сам по себе процесс формирования личности представляет собой процесс развития и становления конкретной личности под непосредственным воздействием и влиянием социальной среды, воспитания, образования. Кроме того, личность формируется и развивается в условиях социального взаимодействия, на основании тех или иных авторитетов [11]. Следовательно, роль учителя как авторитета в глазах школьника имеет первостепенное значение в задаче формирования личности школьника.
Отметим, что понятие «личность» применимо к человеку только с того момента, когда речь идет о его социальном становлении. По сути, человек становится личностью в тот момент, когда начинает встраиваться в систему социальных отношений. Таким образом, личность не возможна вне социальной деятельности и социальной коммуникации.
Среди основных факторов, оказывающих непосредственное воздействие на процесс формирования личности, принято выделять внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести собственную активность личности, которая основывается на собственных интересах, мотивах и потребности в общении. Среди внешних факторов принято выделять природную и социальную среду, а также воспитание в самом широком и узком – педагогическом смысле. Немаловажную роль, по мнению исследователей, также играет и наследственность [2].
Проблема формирования личности человека уже давно представляет собой значительный интерес для исследователей. Философы, психологи, социологи, педагоги рассуждают о соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности.
Существует точка зрения, которая поддерживается исследователями Э. Торндайком [21], Д. Дьюи [9], согласно которой сознание, способности, интересы человека определяются исключительно его наследственностью. Другие исследователи и философы прошлого – например, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций – отрицали влияние наследственности на личность конкретного человека, делая акцент на важности воспитания и среды, в которой человек развивается.
К.Д. Ушинский, в свою очередь, придерживался мнения, согласно которому личность человека формируется не только с учетом наследственности, принципов воспитания и среды, но также и при помощи собственных действий. Он говорил о совокупном воздействии всех этих факторов на процесс развития личности [22].
Далее следует более подробно проанализировать внешние факторы развития человеческой личности [23].
1. Географическая – или природная – среда: данный фактор включает в себя конкретные географические условия проживания человека – климат, территориальный ландшафт, разнообразие флоры и фауны, наличие природных ресурсов, экологическое состояние региона и т.д.;
2. Социальная среда: данный фактор объединяет материальные, общественные, духовное условия жизни конкретного человека, условия его жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром;
3. Воспитание как образование: данный фактор подразумевает реализацию социальной функции общества по подготовке нового члена такого общества, а также и педагогический процесс, осуществляемый по определенным правилам в рамках определенной схемы.