ГМУ Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Экономические науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль органов государственной власти в развитии малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7
1.1 Характеристика малого и среднего предпринимательства как субъекта хозяйствования 7
1.2 Роль государственных органов в регулировании и поддержке деятельности субъектов предпринимательства 16
1.3 Нормативная база поддержки развития предпринимательства 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РАЗВИТИИ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
2.1 Характеристика органа управления развитием предпринимательства Правительства Московской области – Министерства инвестиций и инноваций 28
2.2 Анализ деятельности органа государственной власти по поддержке и развитию предпринимательства в сфере торговли и общественного питания Московской области 33
2.3 Проблемы развития и поддержки предпринимательства в Московской области 42
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 49
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности по поддержке предпринимательства 49
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сектор малого бизнеса –объективно необходимый элемент экономики и общества в целом, без которого хозяйственное общество не может нормально существовать. Именно предпринимательские структуры, являющиеся наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни, составляют одну из основ развития любой страны с рыночной системой экономики.
Среди комплекса проблем, которые являются неотъемлемой частью современной российской экономической системы, большое место занимает формирование и развитие малого бизнеса, обеспечение высокого качества кадрового потенциала в этой сфере. По своей сути это весьма сложная и многоплановая проблема, без решения которой почти невозможно правильно оценить происходящие в России социальные, политические, экономические и иные процессы.
В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание на всех уровнях власти. По мнению Президента РФ, малый бизнес должен составить основу жизнедеятельности государства.
В России создана нормативно-правовая база, определены цели и задачи государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Поддержка малого бизнеса осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Активно обсуждаются вопросы, связанные с облегчением системы налогообложения малого бизнеса, с целью стимулирования роста новых и выхода «из тени» существующих мелких предприятий, снижением административного давления, прежде всего, со стороны надзорных органов и инспекций.
Решающая роль в обеспечении занятости населения и уменьшении безработицы в условиях рыночной экономики принадлежит малому бизнесу. Малый бизнес имеет хорошие перспективы развития, связанные с мировыми экономическими тенденциями развития. Усиление роли предпринимательства в мелкосерийном, индивидуальном выпуске товаров, усиливается специализация и дифференциация общественного производства, которая вызывает рост количества малых и средних структур в промышленности. Развитие малого бизнеса имеет не только экономические, хозяйственные функции, связанные с содействием малого бизнеса экономическому росту, но и социальные функции по созданию рабочих мест и выплате заработной платы. Развитие малого и среднего бизнеса положительно влияет на сокращение бедности и содействует социальной стабильности.
Однако, в развитии малого бизнеса множество нерешенных проблем: не остаточно развита система поддержки малого бизнеса; не достаточно эффективны институты финансовой поддержки малого бизнеса, предприятия продолжает испытывать сильное административное давление со стороны надзорных органов и инспекций, в малом бизнесе трудятся руководители, имеющие низкий квалификационный уровень. Перечисленные факторы доказывают, тема исследования очень актуальна.
Предмет исследования – деятельность Министерства инвестиций и инноваций Московской области по развитию малого и среднего предпринимательства.
Объект исследования – роль органов государственной власти в развитии малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания
Цель работы – обосновать и предложить мероприятия по совершенствованию деятельности органов государственного управления в вопросе развития и поддержки малого бизнеса в сфере торговли и общественного питания Московской области.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать малое и среднее предпринимательство как субъект хозяйствования.
2. Изучить роль государственных органов в регулировании и поддержке деятельности субъектов предпринимательства
3. Изучить нормативную базу поддержки развития предпринимательства.
4. Охарактеризовать орган управления развитием предпринимательства Правительства Московской области – Министерства инвестиций и инноваций.
5. Провести анализ деятельности органа государственной власти по поддержке и развитию предпринимательства в сфере торговли и общественного питания Московской области.
6. Выявить проблемы развития и поддержки предпринимательства в Московской области.
7. Разработать мероприятия по совершенствованию деятельности по поддержке предпринимательства.
8. Оценить эффективность предложенных мероприятий.
Для подготовки работы использованы следующие методы научного поиска: анализа, синтеза, индукции и дедукции, графический и расчетный, экспертный методы.
Научная новизна работы состоит в уточнении теоретических и нормативных аспектов деятельности органов государственной власти по развитию малого и среднего предпринимательства Московской области.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов государственной власти по поддержке предпринимательства в сфере торговли и общественного питания Московской области, применительно к проблемам, сложившимся в деятельности Министерства инвестиций и инноваций.
База исследования. Для исследования в работе использованы действующие нормативно-законодательные акты, учебная литература, материалы периодических изданий и Интернет-сайтов, касающихся исследуемой темы. Теоретической базой для выполнения работы также послужили труды таких авторов, как М. Г. Лапуста, А.Н. Романова, В.М. Прудникова, О.В. Рунова, Ю.Б. Рубина, Д.В. Максимова, С.В. Мочернова, В.М. Прудникова, Т.А. Скворцовой, для подготовки использованы статьи в специализированных СМИ по теме работы : С.П. Подустова, О.Г. Оганесян, Р.М. Усмановой, А.С. Шуткина и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, писка использованных источников и литературы, приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и нормативные аспекты деятельности органов государственной власти по развитию малого и среднего предпринимательства.
Во второй главе проведен анализ роли органа государственной власти в развитии и поддержке предпринимательства в Московской области.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию деятельности органов государственной власти по поддержке предпринимательства в сфере торговли и общественного питания Московской области и проведена оценка эффективности предложенных мероприятий.
Заключение содержит выводы по всем главам работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой главе работы проведено теоретическое исследование, в результате которого следующие выводы о том, что государственная поддержка выступает составным элементом государственного регулирования экономики, под государственным регулированием экономики понимают систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, которые реализуются государственными структурами и общественными организациями и направлены на эффективное функционирование экономики, согласование интересов государства, общества и отдельных слоев населения в целях достижения стратегических целей развития национальной экономики
Основными функциями государственного регулирования выступают: обеспечение конкурентоспособности российской экономики, законодательно-регулирующая функция, стабилизационная функция, координирующая функция, функция защиты конкуренции в рамках национальной экономики, целеориентирующая функция, информационная функция.
В качестве мер государственного регулирования используются прямые и косвенные методы. К методам прямого государственного регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирование. Регулирование ценообразования происходит путем установления предельных цен, через установление минимальной заработной платы. К методам косвенного государственного регулирования относятся денежно-кредитная, налоговая, бюджетная и внешнеэкономическая политика.
Направлениями развития государственной поддержки являются: создание единой системы поддержки, устранение двойственности законодательства, создание положительного имиджа предпринимательства, обеспечение доступа к информации, ориентация на социальное предпринимательство.
Анализ показал, что в настоящее время в Правительстве Московской области имеется орган управления, отвечающий за развитие малого предпринимательства – Управление развитие и поддержки предпринимательства Министерства инвестиций и инноваций.
Как показал анализ, динамики изменения количества предприятий малого предпринимательства, за два года рост количества предприятий торговли составляет 1945 единиц, а рост предприятий общественного питания составил 253 единицы, рост оборота предприятий розничной торговли составил 235 099 млн руб., а оборот общественного питания 13 314 млн. руб.
Сформирована инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства.
Разработана и реализуется государственная программа «Предпринимательство Подмосковья».
Цель программы состоит в увеличении конкурентоспособности экономики Московской области через создание благоприятных условий для развитие предпринимательской деятельности и обеспечение устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа содержит мероприятия по следующим направлениям: поддержка создания новых предприятий, осуществление имущественной поддержки субъектов МСП, осуществление развития инфраструктуры поддержки субъектов МСП, создание благоприятной деловой среды для деятельности МСП, оказание помощи в обеспечении доступа субъектов МСП к финансам, содействие в продвижении продукции МСП, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и консультирование
Успешность деятельности структур поддержки подтверждает рост числа предприятий и увеличение налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты от субъектов предпринимательства
Не смотря на наличие инфраструктуры, большого количества проводимых мероприятий, в сфере развития малого предпринимательства в области торговли и общественного питания имеются многочисленные проблемы, среди которых процедура лицензирования, охватывающая большой перечень видов лицензируемой деятельности, излишний государственный контроль и надзор, нехватка ресурсов для начала и ведения бизнеса, административные барьеры для начала бизнеса.
Перспективными направления развития поддержки малого предпринимательства определены следующие: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие информационной открытости, устранение административных барьеров; совершенствование финансовой помощи, проведение мониторинга эффективности деятельности организаций поддержки МСП; развитие имущественной поддержки.
Для повышения конкуренции продукции, её продвижения, предложено проводить выставочно — ярмарочные мероприятия. Выставки будут способствовать изучению конкуренции, продвигать производимую на предприятиях малого бизнеса собственную продукцию, оценить собственную конкурентную позицию на рынке, а также позволят предпринимателям удовлетворить другие потребности – в поиске поставщиков, новых потребителей.
Предлагается открыть постоянно действующий Выставочный портал продукции производственных предприятий малого бизнеса. На страницах портала предложено разместить фотогалерею и информацию о товарах и услугах, производимых предприятиями малого бизнеса. Цель работы портала – постоянное продвижение продукции малого бизнеса Московской области заинтересованным структурам, в том числе в других регионах страны. Для того, чтобы работа портала была эффективной, данные, представленные на портале должны поддерживаться в актуальном состоянии и активно продвигаться в сети Интернет.
Оценка эффективности предложенных мероприятий проведена экспертным методом, где в качестве экспертов выступили представители структур поддержки малого бизнеса Московской области
По результатам оценки, факторы, которые будут улучшены в наибольшей степени от реализации предложенных мероприятий: увеличение числа предприятий малого бизнеса; усиление финансовой поддержки малого и среднего бизнеса; повышение доходности субъектов малого бизнеса.
По результатам оценки, факторы, которые будут улучшены в наибольшей степени от реализации предложенных мероприятий: увеличение числа предприятий МСП; усиление финансовой поддержки малого и среднего бизнеса; повышение доходности субъектов МСП.
После внедрения предлагаемых мероприятий предполагается увеличение количества предприятий малого бизнеса в сфере торговли на 8334 ед к 2021 году, в сфере общественного питания на 2619 ед. А увеличение поступлений в доходную часть бюджета Московской области составит не менее 32474 млн. руб. к 2021 году.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Характеристика малого и среднего предпринимательства как субъекта хозяйствования

Малым бизнесом признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия. В некоторых работах под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Но практика показывает, что малый бизнес может иметь разные формы собственности.
С теоретических позиций малый бизнес рассматривается в качестве особой формы экономической активности, предполагающей ориентацию на достижение коммерческого успеха, инновационный и рисковый характер деятельности, перспективность, свободу и самостоятельность субъектов в принятии управленческих решений, функционирование малого бизнеса направленно на эффективную хозяйственную деятельность с использованием нормативно-правовой базы страны. Также, под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц или одним собственником.
Средняя численность персонала – один из главных критериев малого бизнеса, однако далеко не единственный. Наряду со средней численностью такими критериями могут быть объем оборота, объемы прибыли или дохода, размеры уставного капитала, величина активов. Таковы самые распространенные критерии определения предприятия как малого. Однако, по данным Всемирного банка, предприятие может быть определено как малое более чем по пятидесяти показателям. В разных странах используют соответственно разные группы показателей.
Результаты российских и зарубежных исследователей показывают, что в условиях современной экономики малый бизнес – это особая экономическая система, которая обладает собственными социально-экономическими особенностями и которой присущи собственные методы управления и специфические тенденции развития.
Малое предприятие — это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоя¬тельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.
Как правило, наиболее общими критериями показателей, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого бизнеса, являются: численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.
Сектор малого бизнеса обеспечивал занятость каждого десятого работающего на предприятиях и в организациях России. В то же время в странах ЕС в этом секторе занято 50—70% экономически активного населения. При этом развитие малого предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Так же неравномерно распределяется и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях.
По мнению М.Г. Лапусты, предпринимательство в развитой рыночной экономике выполняет общеэкономическую функцию, объективной основой которой является деятельность субъектов предпринимательства, осуществляемая под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики и направленная на производство товаров и услуг .
Если говорить более конкретно, то малые предприятия выполняют целый ряд различных воспроизводственных функций.
В первую очередь, малые предприятия участвуют в удовлетворении различных индивидуальных, коллективных и общественных потребностей за счет организации производства продукции, которая необходима обществу и оказания требуемых услуг.
Во-вторых, за счет малого бизнеса происходит воспроизводство части трудового потенциала общества.
Кроме того, предприятия малого бизнеса участвуют в воспроизводстве базовых отношений присущих рыночной экономике, таких как отношения связанные с частной собственностью, конкуренцией. Сохранение рынка с характерными ему свободой выбора и конкуренцией сохраняются во многом благодаря малому бизнесу.
Малый бизнес обеспечивает производство различной продукции (услуг) на локальных сегментах рынка, таким образом, осуществляя значительный вклад в целом в ВВП страны, способствует ускорению инновационных процессов в различных отраслях экономики.
Малый бизнес предлагает гибкие организационные формы для организации трудовых ресурсов государства, благодаря чему может обеспечить занятость экономически-активного населения даже в периоды экономических кризисов, депрессий и экономической нестабильности. Кроме того, с точки зрения воспроизводства трудовых ресурсов, малое предпринимательство способствует повышению качества трудового потенциала общества.
Достижение эффективности и инновационного процесса на малом предприятии основано во многом на:
Экономии затрат, связанной с упрощением структуры организации, как управленческой, так и исполнительской, за счет снижения количества уровней иерархии и ячеек передачи информации.
Увеличении эффективности использования капитала за счет гибкости и мобильности его использования и ускорения его оборота.
Быстром обновлении ассортимента продукции, технологий организации.
В настоящее время развитие малого бизнеса имеет особое значение. Малые предприятия не требуют значительных первоначальных финансовых вложений, обеспечивают потребительские рынки товарами и услугами, способствуют решению социально- экономических проблем территории.
Малые предприятия являются одной из основных движущих сил развития экономики, именно поэтому им оказывается поддержка. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Неравномерность развития малого бизнеса проявляется и в отраслевом разрезе. В Москве сконцентрировано 87% суммарного уставного капитала банков, 83% взносов страховых компаний. МП в основном сосредоточены в сферах обслуживания и торговли, в отличие от экономически развитых стран, где они играют важную роль практически во всех сферах экономки, включая производство наукоемкой продукции .
В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в формирование бюджета. В Москве, по экспертным оценкам, МП занимает около 25% валового регионального продукта, что в 1,5–2 раза ниже, чем во многих крупных городах мира (Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге и Токио) .
Активным фактором экономического развития страны сегодня является инновационное предпринимательство, который представляет собой особый вид коммерческой деятельности, которая имеет цель — получение прибыли, в том числе через создание и активное использование инноваций во всех сферах экономики страны. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий составляет источник около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается.
В то же время уровень развития малого бизнеса в Рос¬сии явно недостаточен как с точки зрения потребностей переходного периода, так и с позиции перспективы создания рациональной структуры рыночной экономики.
В качестве основных отличительных черт малого предприятия или малого бизнеса в целом можно назвать следующие:
 значительная централизация управления и его персонализация, связанная с малым размером организации и уникальностью роли каждого сотрудника;
 отсутствие системы стратегического управления как обособленной организационной и управленческой структуры;
 высокая зависимость от внешней среды, связанная с неустойчивость малой системы и отсутствием стабилизирующих фондов;
 дефицит финансовых ресурсов, особенно критичный в начале деятельности предприятия. Причем дефицитными являются как собственные, так и заемные финансовые ресурсы;
 скромные возможности по привлечению высококвалифицированных специалистов, связанные с отсутствием возможности карьерного роста и малыми финансовыми возможностями;
 небольшая численность персонала, являющаяся основным критерием определения предприятия как объекта малого предпринимательства;
 слабая юридическая защищенность, связанная с отсутствием средств для работы с высококвалифицированными юридическими группами и отсутствием собственного юридического отдела;
 выполнение руководством разнообразных функций, среди которых бухгалтерский учет, юридическая работа и управление персоналом.
У малого предпринимательства есть ряд существенных преимуществ, которые показал анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом:
Во-первых, происходит увеличение числа собственников, а соответственно частной собственности, что влечет за собой формирование среднего класса, который, как известно, является стабилизирующим звеном социальной и политической системы.
Во-вторых, происходит отбор энергичных, дееспособных индивидуальностей, которые со временем могут выйти в большой бизнес.
В-третьих, расширение сектора малого предпринимательства ведет к образованию новых рабочих мест, особенно в сфере услуг.
Помимо этого, малый бизнес способствует ликвидации монополий не только в сфере услуг, но и в производственном секторе, участвует в создании конкурентной среды. В условиях дестабилизации экономики и изменения ее отраслевой структуры освободившихся рабочих можно трудоустраивать на малые предприятия, туда же можно трудоустроить высвободившихся государственных служащих. При соответствующей мотивации малое предпринимательство обеспечивает занятость инвалидов, молодежи и различных незащищенных групп населения.
Если рассматривать преимущества малого бизнеса с точки зрения инноваций, то в малых предприятиях проще и быстрее внедряются технологические, технические и организационные новшества.
Но несмотря на все преимущества развитого малого бизнеса, у самих малых предприятий есть ряд особенных недостатков, из-за которых государству необходимо регулировать и способствовать деятельности и развитию малого предпринимательства.
Рассмотрим статистические данные о развитии малого бизнеса в России. В Приложении 1 приведены статистические данные о количестве зарегистрированных малых предприятий по России и федеральным округам.
Как следует из статистических данных, самое большое количество малых предприятий приходится на Центральный ФО, а чуть менее половины зарегистрированных предприятий Центрального ФО приходится на малые предприятия г. Москвы.
Не смотря на положительную динамику увеличения количества субъектов предпринимательства в России, она отстает от других стран по количеству предприятий (табл. 1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы