Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль нетарифных мер регулирования международной торговли и практика их применения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы нетарифных мер регулирования международной торговли 7
1.1. Роль и значение таможенного регулирования международной торговли 7
1.2. Становление, понятие и сущность нетарифных мер регулирования международной торговли 15
Глава 2. Порядок применения нетарифных мер регулирования международной торговли 26
2.1. Классификация и виды нетарифных мер регулирования международной торговли 26
2.2. Зарубежный опыт нетарифных мер регулирования международной торговли 38
Глава 3. Проблемы и перспективы применения нетарифных мер регулирования международной торговли 48
3.1. Проблемы применения нетарифных мер регулирования международной торговли 48
3.2. Перспективы применения нетарифных мер регулирования международной торговли 54
Заключение 62
Список литературы 65
Введение:
Урегулирование внешней торговли считается одной из главных функций страны. Международная практика говорит, что даже в промышленно развитых странах имеется объективная необходимость таможенного регулирования внешнеторговой деятельности страны. Государство призвано, в первую очередь, защищать интересы отечественных производителей, принимать меры для роста объемов экспортных операций, привлечения зарубежных инвестиций, сбалансированного платежного баланса, валютного баланса, и что очень важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила реализации внешнеторговой деятельности и осуществлять контроль за их неукоснительным соблюдением.
Одним из основных инструментов регулирования внешней торговли выступает так называемый таможенный тариф. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования – это установление таможенных пошлин, в соответствии с которым участники таможенно-тарифных соглашений не имеют права заключать какие-либо дополнительные соглашения по размерам и срокам уплаты пошлины. Это означает, что при перевозе каких-либо товаров через границу РФ все предприниматели обязаны оплачивать соответствующую таможенную пошлину по определенной ставке – так называемый таможенный тариф.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена исключительно важной ролью нетарифных ограничительных мер не только в международной торговле, но и во внешней торговле России. В современных условиях роль нетарифных методов в таможенной политике возрастает, что присуще не только России, но и всем передовым государствам мировой экономики. Сейчас роль нетарифных методов в таможенной политике России можно приравнять к тарифным методам, ведь где тариф оказывается неэффективным, целесообразнее применять нетарифные меры.
Степень разработанности проблемы. Вопрос нетарифного регулирования международной торговли является очень актуальным, и по этой причине нашёл обширное отражение в трудах российских и зарубежных специалистов. На сегодняшний день, написано огромное количество трудов по этой тематике. Зарождение и раннее развитие нетарифного регулирования международной торговли описали в своих трудах А.Я. Капустин, Д.В. Волков. Становление и развитие нетарифного регулирования международной торговли на современном этапе, в рамках функционирования ЕАЭС определили предметом своих научных исследований: О.В. Грачёв, В.А. Шамахов, Ю.А. Кожанков, Р.С. Гринберг, В.А. Евсюков, А.Н. Козырин, И.Б. Новокшонов, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
На сегодняшний день широко освещены все аспекты нетарифного регулирования международной торговли в рамках ранее действующего Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, однако есть пробелы в исследовании нетарифного регулирования международной торговли в рамках ЕАЭС, которые объясняются сравнительно недавнем образованием последнего.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Тарифные и нетарифные меры регулирования международной торговли очень важны. Их применяют очень многие страны для защиты своих рынков. Применение тарифных мер оправдано – позволяет бороться с искусственным занижением цены. А применение количественных ограничений по ГАТТ имеет двоякий характер. С одной стороны, страны-члены ВТО должны отказаться от количественных ограничений в пользу открытости торговли, с другой стороны некоторые положение предусматривают применения количественных мер для поддержания платежного баланса или ограничения к ряду стран, которые являются исключением из правил, также возможен полный запрет экспорта или импорта (запрет экспорта при дефиците того или иного товара на внутреннем рынке). Также для защиты своего рынка, жизни и безопасности людей, страны имеют право вводить технические барьеры (в ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле): установка технических стандартов для повышения качества продукции.
Становление нетарифных мер происходило с середины ХХ века вместе с развитием трансграничной торговли и международных экономических связей, а также создания различных наднациональных органов регулирования, а сами нетарифные меры регулирования разрабатываются не только в международном, то также и в национальном законодательствах государств.
Нетарифные меры представляют собой комплекс мер ограничительно- запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Данные меры являются своеобразным инструментом политики протекционизма и устанавливаются, исходя из соображений экономической политики.
Нетарифное регулирование с одной стороны служит защите прав и законных интересов национальных производителей и потребителей товаров и услуг, с другой — ограничивает конкуренцию между субъектами внешней торговли, отрицая принципы равноправия и недискриминации внешнеэкономической деятельности. Также стоит отметить, что существует наиболее радикальный подвид нетарифных мер — нетарифные барьеры. Критериями для отнесения к нетарифным барьерам служат высокая степень протекционизма и установленные международной торговой практикой и национальными законодательствами ограничения на их применение.
Во второй главе работы были рассмотрены две крупных классификации мер нетарифного регулирования, особенности их применения к различным группам товаров. Так же было изучено законодательство, непосредственно регламентирующее порядок применения той или иной меры. В ходе исследования классификаций было выявлено, что они граничат между собой.
К наиболее распространенным видам нетарифного регулирования относят: валютно-финансовое регулирование (валютные ограничения, валютный контроль за внешнеторговой деятельностью, регулирование порядка совершения валютных операций и пр.); квазитарифные методы регулирования (таможенные сборы и платежи неналогового характера, НДС, акцизы и пр.); компенсационные и антидемпинговые пошлины; квотирование внешнеторговых сделок; лицензирование; монополия государства на внешнюю торговлю отдельными видами товаров.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы нетарифных мер регулирования международной торговли
1.1. Роль и значение таможенного регулирования международной торговли
На сегодняшний день таможенное регулирование внешней торговли России в политической, экономической и торговой системах играет важную роль. Поскольку оно реализует не только фискальную функцию, которая является одним из важных источников пополнения доходной части государственного бюджета, но и направлено на защиту экономики страны, на создание более благоприятных условий для развития отечественного производства, а также на поддержание стабильности международной торговой системы. Главная цель таможенного регулирования – это обеспечение национальной безопасности.
Таможенное регулирование является одним из основных инструментов торговой и внешнеэкономической политики каждой экономической системы.
Таможенное регулирование несет в себе спектр норм и правил, целей и задач, которые возложены на таможенные органы. Поэтому государство должно стремиться к тому, чтобы повысить эффективность таможенного регулирования и создавать благоприятные условия для улучшения работы кадров таможенных органов .
Под таможенным регулированием в Российской Федерации понимается процесс регламентации порядка и правил регулирования таможенной сферы, а именно правила ввоза и вывоза продукции, совершение таможенных операций и процедур в отношении категорий товаров, процесс исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов, осуществление мер таможенного контроля, соблюдения применяемых запретов и ограничений .
Экономика каждой страны в мире, в том числе и Российской Федерации, является частью пространства мировой экономической системы, а процесс вхождения стран в эту систему определен универсальными законами эволюции, действующим международным разделением труда, ростом производительности труда, переходом от ведения относительно замкнутой, изолированной, локальной торговли на национальных рынках к относительно открытой международной торговле. Внешнеэкономические условия, степени экономической свободы являются факторами, влияющими на развитие внешнеторговой деятельности, импортно-экспортные потоки и становление экономик этих стран как развивающейся экономической системы.
Определение «внешнеторговой деятельности» подразумевает сложнейший механизм взаимоотношений, возникающих в процессе купли- продажи товаров, услуг, информации и интеллектуальной собственности на мировом рынке. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае, она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создания правовых, политических и торговых механизмов, стимулирующих развитие внешнеэкономических связей. Во втором случае, она направлена на осуществление самостоятельного выбора внешнего рынка и партнера, товара или услуги для экспортно-импортной операции, цены и стоимости договора, объемов и сроков поставки национальными предприятиями.