Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством народной сказки 8
1.1. Нравственное воспитание и его роль в формировании личности детей дошкольного возраста 8
1.2. Народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста 15
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию нравственных представлений детей дошкольного возраста посредством народной сказки 21
2.1. Методика организации и проведения воспитательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с использованием народных сказок 21
2.2. Организация опытно-практической работы по исследованию роли народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 29
Заключение 37
Список литературы 40
Приложение 43
Введение:
личностное и познавательное развитие детей [1]. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
В настоящее время особенно остро встает проблема нравственного и патриотического воспитания. Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности [8].
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма. Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Здесь на помощь педагогам может прийти народная сказка. Сказка окружает нас повсюду, это удивительный психологический инструмент для работы с внутренним миром человека. Психологи уже давно интересуются сказками. Специфическая речь сказок открывает детям путь к наглядно-образному и наглядно-действенному пониманию мира человеческих отношений, которое вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка и, особенно, на нравственное воспитание. Личность ребенка рождается в детстве. Поэтому чем раньше сказка коснется струн детской души, а не только ума, тем больше гарантий, что добрые чувства возьмут верх над злыми.
Объект исследования: нравственное развитие личности дошкольников посредством народной сказки.
Предмет исследования: процесс формирования основ нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством народной сказки.
Противоречие: между воспитательным потенциалом народных сказок и недостаточной эффективностью его использования в практике педагогов по нравственному воспитанию дошкольников.
Данное противоречие обуславливает проблему исследования – как правильно обеспечить воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам нравственные и ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста при использовании в процессе воспитания народных сказок будет успешным, если:
• Определены формы, методы и приемы работы по приобщению детей к чтению народных сказок
• Разработан комплекс ООД по роли народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Заключение:
В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Одним из наиболее эффективных и проверенных временем средств нравственного являются сказки. Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого его рождения. Как только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и даже дальше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают первые уроки нравственности.
Ценность сказок заключается в их влиянии на развитие связной речи ребенка, развитие его эмоций, интеллекта и подготовку условий для дальнейшего успешного обучения в школе. Сказки помогают возродить в людях духовность, милосердие и человечность. Использование сказок в процессе формирования нравственности, образного мышления, выразительности речи, психического и эмоционального развития ребенка полностью оправдывает себя.
В связи с поставленной целью, в работе были решены следующие задачи.
Провести диагностическое исследование уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников на исходном этапе опытно-поисковой работы.
Уровень нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, соответствие тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.
Диагностика уровня сформированности нравственных представлений необходима для отслеживания эффективности принятых методов нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Мы использовали несколько методик: «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Раскрась рисунок».
Результаты констатирующей диагностики показали, что только 9,5% детей имеют устойчивое понимание нравственных норм. 19% детей нравственные нормы вообще игнорируют. Остальные дети, хотя и показывают понимание нравственных норм, но, в силу возраста, отношение к нравственным нормам еще неустойчивое.
Следующей задачей стало определение содержания и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Следующей задачей экспериментального исследования стал анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию развитию нравственных представлений в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты данной коррекционной работы показали, что у детей повысился уровень сформированности нравственных представлений, уровень развития социального интеллекта. Дети стали понимать различия между нравственным и безнравственным поведением и активно стремиться к проявлению своих положительных качеств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством народной сказки
1.1. Нравственное воспитание и его роль в формировании личности детей дошкольного возраста
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В настоящее время общество развивается в условиях, когда социальные, экономические, политические преобразования приводят к изменению мировоззрения людей и некоторому смещению ценностных приоритетов из духовной в материальную сферу, что зачастую ведет за собой искажение моральных ценностей.
Нравственное развитие и воспитание дошкольников являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Сегодняшние дети в нашем бурно меняющемся мире совсем иные, чем были раньше. Они опережают своих предшественников в физическом развитии, но отстают в нравственном. К тому же новые условия жизни не способствуют духовному здоровью детей [6].
Нужно научить ребёнка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Продолжая традиции прошлого, именно дошкольное образовательное учреждение призвано решать многие из этих проблем, а главной задачей педагога является воспитание нравственного человека [11, с. 16-19].
Нравственное воспитание дошкольников являлось и продолжает являться одной из актуальных и сложнейших проблем и поэтому ее должны решать все,