Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Роль и функции воспитателя в организации воспитательного-образовательного процесса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Воспитатель в организации воспитательного-образовательного процесса 5
1.1. Особенности педагогической деятельности воспитателя 5
1.2. Содержание деятельности воспитателя при построении учебно-воспитательной работы в дошкольных организациях 12
1.3 Модель компетентностного портрета современного воспитателя 21
Глава 2. Особенности социализации и познавательного развития дошкольников в рамках воспитательной работы 32
2.1. Методы и анализ особенностей развития дошкольников 32
2.2. Анализ рабочей программы воспитателя образовательного учреждения 43
Заключение 48
Список литературы 50
Введение:
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации дошкольного образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы.
Помимо этого, современная система дошкольного образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности детского сада, улучшения эффективного процесса социализации и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога дошкольной организации требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы.
Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а также владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями.
Степень изученности темы исследования. Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста педагогической компетентности воспитателя.
Так, исследование роли воспитателя, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркачь, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств воспитателей, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять психолого-педагогическую компетентность, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Цель исследования заключается в изучении роли и функций воспитателя в организации воспитательного-образовательного процесса для обеспечения эффективного развития личности дошкольников.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности педагогической деятельности воспитателя
2. Охарактеризовать содержание деятельности воспитателя при построении учебно-воспитательной работы.
3. Описать модель компетентностного портрета современного воспитателя.
4. Организовать исследование особенностей развития детей дошкольного возраста.
5. Проанализировать рабочую программу воспитателя образовательного учреждения.
Объектом исследования выступает процесс организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных организациях.
Предметом исследования является определение роли воспитателя в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организация при развитии дошкольников.
Методы исследования, использованные в работе, следующие:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
2. Обобщение отечественной педагогической практики;
3. Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Детский сад №3. В исследовании приняли участие дошкольники старшей группы в количестве 27 человек, в возрасте 5-6 лет.
Методической основой исследования выступают педагогические теории и концепции профессионального подготовки педагогов, теория личности и теория деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теория сущности целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмеля.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Важный компонент педагогической деятельности воспитателя заключается в наличии высокого уровня его профессионализма при решении образовательных и воспитательных задач дошкольных организаций.
Новый федеральный государственный стандарт предполагает ориентацию воспитателя на ведение более активной работы с родителями, построение взаимодействия с семьей воспитанников для осуществления полноценного развития каждого ребенка.
Отмечается, что дошкольное образование зависит от возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Оно предполагает обеспечение эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, осуществление индивидуализации образования.
Указанные особенности образования в ДОУ определяют специфику профессиональной деятельности воспитателя. Повышение качества уровня профессиональной деятельности воспитателей ДОУ рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается использованию активных форм и методов обучения персонала, формированию актуальных профессиональных компетенций.
Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов в ДОУ осуществляется через разнообразные формы методической работы: групповые (семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр, консультации, педагогические советы, открытые просмотры, школы передового опыта, методические объединения, работа по единым методическим темам, мастер-классы и т.д.) и индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, самообразование, и т.д.).
Каждая из форм методической работы оказывает свое приоритетное влияние на достижение тех или иных целей, поэтому общая ее результативность зависит и от качества их сочетаний в непрерывном процессе совершенствования педагогического мастерства.
Современный воспитатель дошкольного образования — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием.
В связи с вышесказанным, становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности и педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но самое важное педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Воспитатель в организации воспитательного-образовательного процесса
1.1. Особенности педагогической деятельности воспитателя
Современный воспитатель в дошкольной организации является главным специалистом, который осуществляет воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста.
Воспитателя можно определить самобытной творческой личностью, которая отличается наличием гуманистической ценностной ориентации собственного бытия, сформированной коммуникативной и рефлексивной культурой. Это профессионал, который способен создавать необходимые условия для развития личности дошкольников, владеть систематическим видением педагогической реальности, использовать современные воспитательные технологии [9].
Сегодня к личности воспитателя выдвигается ряд требований, когда ему необходимо не только иметь специальные знания и навыки, но также обладать определенными личностными качествами. Важной служебной функцией воспитателя является постоянное общение с дошкольниками. В связи с этим ему необходимо уметь давать ответы на множество вопросов, учитывающих возрастные особенности детей. От правильного и быстрого поиска подхода воспитателя к каждому дошкольнику, умения организовать жизнедеятельность детей в условиях детского сада, зависят особенности развития личности дошкольников. Помимо этого, главным в работе воспитателей можно назвать ответственность за каждого ребенка.
Важным моментом является то, что воспитатель не только занимается организацией работы детского коллектива в целом, но и помогает налаживать личные взаимоотношения детей друг с другом [11].
Задачей воспитателя является развитие и обучение ребенка, понимание и чувствование детского мира, сочетая в себе строгость и доброту, уважение к индивидуальности воспитанников и требовательность. Каждый ребенок по- своему уникален. Некоторым детям нравится жить по правилам, посредством которых они приобщаются к миру взрослых, другим – делать то, что нельзя, тем самым показывая свою личность. В связи с этим перед воспитателем становится требование о наличие терпения и гибкости мышления, для того, чтобы индивидуально и точно использовать знания педагогики и психологии при общении с каждым ребенком и его воспитании [13].
Приоритет личности воспитателя дошкольных организаций в первую очередь определяется ответственностью перед возрастным развитием воспитанников. Учет возрастных особенностей определяется трудностями игровой формы обучения, которая является ведущей деятельностью дошкольников, а также обуславливается целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Тем самым воспитателям дошкольных организаций необходимо быть гуманистически ориентированными на развитие личности дошкольников разными средствами.
Помимо этого, воспитателям дошкольных организаций важно иметь определенные знания, среди которых мы можем выделить следующие:
— методологические знания, которые включают в себя знания об общих принципах изучения педагогических явлений, в том числе особенности социализации воспитания и обучения детей разных возрастных групп;
— теоретические знания, содержащие цели, принципы, методы и формы ведения педагогической деятельности, знания о закономерностях формирования и развития детей дошкольного возраста;
— методические знания в виде знаний о методиках воспитания и обучения дошкольников;