Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Регуляция эмоциональных состояний психолога в образовании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психические состояния во внутреннем мире педагога 6
1.1. Мир внутренней жизни педагога-психолога: общая характеристика 6
1.2. Современные представления об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях человека 20
1.3. Уровни и механизмы регуляции и саморегуляции жизнедеятельности и эмоциональных состояний педагога-психолога 31
Гава 2. Организация и методы эмпирического исследования регулирующих механизмов эмоций и чувств педагога-психолога 41
2.1. Организация исследования 41
2.2. Методы исследования 42
Глава 3. Эмпирическое исследование регулирующих механизмов эмоций и чувств педагога-психолога 47
3.1. Результаты исследования эмоциональных состояний педагога-психолога по методике «Стиль саморегуляции поведения» и их анализ 47
3.2. Результаты исследования типа личности по К. Юнгу у педагогов-психологов и их анализ 61
3.3. Рекомендации психологам-консультантам по регуляции эмоциональных состояний 64
Заключение 69
Список использованной литературы 71
Приложение 1. Тестовый материал для методики «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Морсанова) 79
Приложение 2. Тестовый материал к методике определения типа личности К. Юнга 82
Введение:
Актуальность темы исследования. Современный мир предъявляет к личности психолога-консультанта в образовании (далее – психолога) определенные требования, направленные на повышение уровня адаптированности к окружающим условиям. Социальная среда все время находится в состоянии изменений и требует от психолога активности, динамичности, конкурентоспособности. Объединяющим звеном между миром и психологом выступает регуляция эмоциональных состояний, которая активно участвует в процессах общения, деятельности, управления межличностными отношениями, активно влияет на формирование адекватного уровня притязаний и жизненных устремлений в целом.
Специфика эмоциональных состояний имеет большое значение для понимания субъективного мира психолога и, как следствие, его поведения и взаимодействия с окружающими. В эмоциональных реакциях отображается непосредственное отношение человека к себе и к другим людям. Исследуя особенности психологов, мы исходили из того, что регуляция эмоциональных состояний психолога как умение справляться со своими эмоциями социально желательными средствами. Эмоциональная регуляция должна быть направлена на общения психолога, взаимодействие с людьми и налаживание дружеской атмосферы для получения психологического комфорта.
Проблему регуляции эмоциональных состояний исследовали такие отечественные ученые как В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.А. Горбатков, Д.Б. Карвасарский, Т.С. Кириленко, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Максименко, А.Ф. Полис, В.Д. Шадриков и др.
В зарубежной психологии проблему эмоциональной регуляции межличностных отношений рассматривали А. Адлер, Н.Н. Айшервуд, Д. Бокум, Дж. Боулби, Н.В. Витт, Д. Вольф, М. Эйнсворт, Э. Эриксон, К. Изард, К. Роджерс К., З. Фрейд, К. Хорни и др.
Объектом исследования являются эмоциональные состояния педагога-психолога.
Предметом исследования являются регулирующие механизмы педагога-психолога.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей регуляции эмоциональных состояний педагогов-психологов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать мир внутренней жизни педагога-психолога.
2. Раскрыть сущность понятий эмоций, чувств, эмоциональных состояний человека.
3. Рассмотреть уровни и механизмы регуляции и саморегуляции жизнедеятельности и эмоциональных состояний педагога-психолога.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей регуляции эмоциональных состояний психологов
5. Разработать рекомендации психологам по регуляции эмоциональных состояний.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровни регуляции эмоциональных состояний психологов зависят от типа личности.
Методологической основой исследования являются труды таких исследователей, как Л.М. Аболин, П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, К.Э. Изард, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Суворова, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.
Методы исследования:
– теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
– диагностические методики;
– методы статистической обработки экспериментальных данных.
Достоверность результатов обеспечивалась расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
– методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Морсанова);
– методика определения типа личности К. Юнга.
Положения, выносимые на защиту:
1. Связи между эмоциональными состояниями и когнитивными процессами можно характеризовать как динамические и взаимные. Осознание эмоционального состояния помогает установить степень контроля над поведением.
2. Эмоции являются фактором, обусловливающим специфику саморегуляции. Вместе с когнитивными процессами, эмоции выполняют оценочно-регулирующую функцию в человеческих взаимоотношениях. Влияние эмоций на ход процессов регуляции, что проявляется в организации и направленности внешних воздействий, поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости психомоторных и познавательных действий. Именно поэтому эмоции являются обязательным, значимым фактором внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека, выступая субъективной формой выражения актуальных потребностей личности.
3. Способы регуляции эмоциональных состояний психологов зависят от типа личности.
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении взаимосвязи способов регуляции эмоциональных состояний психологов и типа личности.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса; а также может быть полезен психологам в их профессиональной деятельности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Индивидуальные различия выполняют роль факторов, влияющих на характер эмоций; сила и качество эмоции определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в определенной ситуации; существует вероятность управления эмоциональными состояниями.
Анализ литературы относительно современного представления об эмоциях, чувствах, эмоциональных состояниях человека позволил сделать ряд выводов: 1. В научной литературе существуют тенденции взаимоподмены таких понятий, как эмоции и эмоциональные состояния, а также выделение этих понятий как отдельных единиц. 2. Эмоциональные состояния – это определенный вид психических состояний. 3. Возникновение эмоциональных состояний обусловлено внутренними процессами, составляющими основу формирования эмоций. 4. Существует связь эмоциональных состояний и мотиваций. 5. Существует связи между эмоциональными состояниями и когнитивными процессами, которые можно характеризовать как динамические и взаимные. 6. Осознание личностью, в частности, педагогом-психологом, эмоционального состояния позволяет установить степень контроля над поведением.
В результате анализа литературы по теме исследования было установлено, что эмоции – это фактор, обусловливающий специфику саморегуляции. В человеческих взаимоотношениях эмоции наряду с когнитивными процессами выполняют оценочно-регулирующую функцию. Эмоции влияют на ход процессов регуляции. Данное влияние проявляется в организации и направленности внешних воздействий, поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости психомоторных и познавательных действий. Поэтому эмоции – это обязательный, значимый фактор внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека. Эмоции при этом выступают субъективной формой выражения актуальных потребностей личности.
Для проверки гипотезы исследования было проведено исследование, цель которого состояла в выявлении особенностей регуляции эмоциональных состояний психолога в образовании.
Выборку исследования составили 6 психологов в образовании.
В качестве методик исследования были определены следующие: методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Морсанова); методика определения типа личности К. Юнга.
Исследование особенностей саморегуляции поведения педагогов-психологов показало, что у всех испытуемых общие уровни саморегуляции являются довольно высокими. Студенты, принявшие участие в исследовании, самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При условии высокой мотивации достижения успеха в своей деятельности испытуемые способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Высокий уровень осознанной регуляции испытуемых позволяет им успешно овладевать новыми видами активности, увереннее чувствуют себя в незнакомых ситуациях, достигать стабильных успехов в привычных видах деятельности.
Исследование типа личности по К. Юнгу у педагогов-психологов показало, что среди испытуемых есть 1 психолог с экстраверсивным типом личности, 5 испытуемых – амбиверты.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что испытуемому с высоким уровнем саморегуляции свойственна экстраверсия. Испытуемые со средним уровнем саморегуляции являются амбивертами.
Использование автоматического расчета коэффициента ранговой корреляции позволило подтвердить гипотезу исследования: уровни регуляции эмоциональных состояний психологов зависят от типа личности.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психические состояния во внутреннем мире педагога
1.1. Мир внутренней жизни педагога-психолога: общая характеристика
На протяжении многовековой истории исследования эмоции были в центре внимания ученых-философов (Л.С. Выготский [15] и др.), психологов и педагогов (Л.И. Божович [6], В.К. Вилюнас [13], Б.И. Додонов [18; 19], А. Маслоу [42] и др.). Проблеме эмоций посвящено немало работ как в зарубежной, так и в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн [62], А.Н. Леонтьев [36], В.К. Вилюнас [13], К. Изард [24; 25] и др.).
По сути, все известные ученые так или иначе в своих размышлениях попутно касались проблемы человеческих страстей, волнений, переживаний, планировали разобраться в их природе. Уже накоплен большой фактический материал, построено немало теоретических концепций происхождения эмоций, разработаны эффективные способы их регуляции. Вместе с тем, неудачные попытки поиска достаточно надежных средств для объективного изучения эмоциональных состояний привели к тому, что ученые постепенно стали ограничиваться относительно узким кругом проблем, связанных с выражением эмоций, влияния отдельных эмоциональных состояний на деятельность.
Не умаляя значения имеющихся работ по этому вопросу, нельзя не признать, что их появилось незаслуженно мало, а многие из высказанных в них положений потребует других акцентов и дополнительной разработки. В целом проблема далека от своего окончательного решения и остается очень актуальной.
Не секрет, что проблема эмоций и сейчас является одной из сложных в психологической науке. И это логично: эмоции занимают заметное место в жизнедеятельности человека, а, следовательно, без глубокого их изучения невозможна разработка общей теории психического. Хотя следует отметить, что на современном этапе исследования этой проблемы существуют взгляды, согласно которым нынешнее состояние изучения эмоций в психологии характеризуется как критическое [11].
В координации исследований эмоций на разных этапах мешали терминологические разногласия, которые создавались в разные эпохи и на разных языках. Сыграли определенную роль и традиции отдельных школ, которые не всегда удачно связывали определенные психические состояния с терминами «эмоции», «эмоциональность», «чувство», «аффекты», «страсти» и другие. Анализ научной литературы показал, что существует достаточно широкий диапазон понятий, характеризующих эмоциональную сторону человека (эмоциональные переживания, эмоциональная сфера, эмоциональные процессы, эмоциональность, эмоции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные черты и т.д.).
Поскольку они, эти понятия, являются предметом нашего исследования, возникла задача – выяснить их сущность, а также установить взаимосвязь между ними.
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, влияющие на субъекта, их значение для осуществления его жизнедеятельности.
Первые высказывания об эмоциональной жизни встречаем еще у философов античности. Уже в то время наблюдаются различия мнений по вопросу о регуляции поведения. Тогда возникает и два противоположных направления, представители которых по-разному истолковывают вопрос о побудителях и движущих силах поведения человека.
Так, Демокрит и Эпикур отметили, что регулятором поведения человека выступают его чувства. По их мнению, чувства бывают двух видов:
– удовольствие (приближают человека к предмету);
– и недовольство (отдаляют ее от предмета).
Философы предпочитают значению удовольствие в жизни человека, стремящегося к его продолжительности. Платон, в свою очередь, разработав учение о душе, считал, что все разумное хорошее, а все эмоциональное – плохое. С эмоциональным следует бороться, потому что оно портит истину. По его убеждению, ум в жизни должен господствовать над страстями. По сути, теория Платона отрицает влияние эмоций на поведение человека.
Известный французский физиолог Рене Декарт, анализируя вопрос о свойствах души, разделял их на два разряда:
– активные, деятельные состояния;
– страдальческие состояния (страсти души).
Термин «страсть» охватывает у него не только чувства, но и чувства и представления. Первоисточником активных состояний души он считает самого субъекта. Страсти же толкуются им как продукт работы телесного механизма. Иными словами, не только мышечные реакции, но и ощущения, представления, чувства ставит он в зависимость от деятельности тела, считает, что без участия души они не могут возникать. Но душа в этом случае выступает не как фактор, порождающий, а как контролирующее начало, которое наблюдает за тем, что производится в организме под внешними воздействиями. Страсти затем приучают душу желать признанное природой полезным, и никогда не менять его [16].
Философы и психологи XVIII также не дошли единой точки зрения относительно эмоций. Наиболее распространенной позицией была интеллектуалистическая: органические проявления являются следствием психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал немецкий философ, психолог и педагог Й.Ф. Гербарт. Функциональным психологическим фактором, за ним есть представление. Чувство соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями. Эмоция является психическим нарушением, которое вызывается несогласованностью между представлениями.
Указанная позиция не была единственной. Сенсуалисты XVIII в. Ламерти, Кабанис, Бишат, Бюффон выражали в той или иной форме свои соображения о влиянии органических реакций на психические явления.