Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Реализация традиций обучения истории отечества советского периода в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В 40-60-Е ГГ. 8
1.1. Специфика содержания школьного исторического образования 8
1.2. Особенности в содержании школьных курсов истории в годы Великой Отечественной войны 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ В 60-Е-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 80-Х ГГ. 15
2.1. Содержание и структура школьного исторического образования в условиях II-летнего срока обучения 15
2.2. Значение опыта создания учебных планов, программ и учебников для дальнейшего усовершенствования курсов истории 19
2.3. Содержание исторического образования при переходе ко всеобщему среднему образованию 23
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 26
3.1. Состояние исторического образования 26
3.2. Проблемы исторического образования и поиски решений на современном этапе 29
3.3. Перспективные задачи реформирования системы исторического образования 36
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОПЫТА 40-80ХГГ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 38
4.1. Методика обучения истории 38
4.2. Проведение урока истории в 9 классе на тему «Отмена крепостного права: свобода или новое закабаление» 45
4.3. Рекомендации по организации урока истории в 9 классе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 59
Введение:
Актуальность. В настоящее время современному педагог для осуществления успешной организации учебного процесса следует обладать совокупностью информации, касающейся основных этапов развития школьного исторического образования и методических разработок школьного исторического образования. Кроме того, необходимо отметить, что отечественная методика демонстрирует очень обширный опыт в области преподавания предмета, преимущественная часть которого была накоплена именно в период советского времени. Отсюда, его изучение представляет собой прочную методическую и организационную базу.
Степень изученности темы. Российское общество на современном этапе своего развития не оценивает по достоинству вклад советского обучения в образование, стараясь не уделять ему никакого внимания. На сегодняшний день культурологи несколько взволнованы данной проблемой, поскольку эта часть истории отечества находится под угрозой .
Некоторые уверенны, что советская педагогическая система 40-80-х гг. являлась бесплодной, причиной чему является стремление партийного руководства «подмять под систему» культуру, науку и образование . Тем не менее, анализ научных исследований 40-80-х гг. свидетельствует о достаточно интенсивном развитии педагогической мысли. В советский период было положено начало дискуссии о классификации методов преподавания истории, в которой принимали участие В.Г. Кравцов, А.И. Стражев, Н.В. Андреевская, А.А. Вагин, П.С. Лейбенгруб. Данные имена являются значимыми в учебниках по методике преподавания истории. Кроме того, классификацию методов П.В. Горы, разработанную в 60-70-е гг. сегодня также активно применяют, полагая что она наиболее последовательна.
М. Нечкина в статье «О преподавании истории в школе» и А.В. Фадеев в статье «Семиклассникам — об истории родной страны» изучали аспекты воспитания и культурного развития школьников на уроках истории.
А.Н. Минькова А.Н. в своем труде «Повышение активности учащихся на уроках истории» изучала основные принципы организации урока-семинара для старших школьников.
Труд «Методика обучения истории в средней школе» А.А. Вагина демонстрирует огромный круг проблем, причем, достаточно подробным образом. А.А. Вагин, в сущности, смог охватить огромное количество вопросов, естественных для любого учителя истории. В частности, он рассматривал и анализировал следующее: наглядность, изучение экономики и культуры, активизация познавательной деятельности учащихся, использование художественной литературы, работа с исторической картой, понятиями.
Бущик Л.П. в «Очерке развития школьного исторического образования в СССР» рассматривал применение документального метода на уроках истории и обосновывал необходимость к его обращению.
Представленные труды легли в основу нашего исследования.
Цель исследования. Актуальность и степень изученности темы обуславливают цель предлагаемого исследования – выявить специфику использования на сегодняшний день определенных форм, приемов и методов преподавания истории, которые разрабатывались в 40-80-х гг. ХХ в.
Исходя из поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Изучить специфику содержания школьного исторического образования.
2. Рассмотреть особенности в содержании школьных курсов истории в годы Великой Отечественной войны.
3. Проанализировать содержание и структуру школьного исторического образования в условиях II-летнего срока обучения.
4. Представить значение опыта создания учебных планов, программ и учебников для дальнейшего усовершенствования курсов истории.
5. Рассмотреть содержание исторического образования при переходе ко всеобщему среднему образованию.
6. Определить состояние исторического образования.
7. Выявить проблемы исторического образования и представить поиски решений на современном этапе.
8. Выделить перспективные задачи реформирования системы исторического образования.
9. Представить методику обучения истории.
10. Провести урок истории в 9 классе на тему «Отмена крепостного права: свобода или новое закабаление».
11. Дать рекомендации по организации урока истории в 9 классе.
Объект исследования. Формы, приемы и методы организации учебного процесса, применявшиеся в 40-80-е гг., в частности, семинарские занятия, проблемный и исследовательский методы преподавания, коллективные и индивидуальные формы работы на уроках.
Предмет исследования. Особенности применения форм, методов, и приемов преподавания истории в настоящее время по разработкам 40-80-х гг.
Хронологические рамки исследования затрагивают два периода: 40-е гг. — первая половина 80-х.; вторая половина 80-х гг. — 2004г. Исследование исторического образования данных периодов необходимо для выявления возможности и эффективности применения педагогического опыта советского периода в современной школе.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию СССР и Российской Федерации в постсоветское время.
Обзор источниковой базы исследования. Методические разработки и методические рекомендации периода СССР, которые касались организации процесса обучения, постоянно публиковались в журнале «Преподавание истории в школе». Уже после осуществления перестройки исторического образования в конце 50-х гг. прошлого столетия в журналах велись дискуссии относительно использования в преподавании более продуктивных методов и форм проведения уроков, которые способствовали повышению самостоятельности учащихся и помогали в реализации воспитательной функции В литературе преимущественное значение отводилось коллективной работе учащихся, поскольку она способствовала в преодолении стремления к индивидуальной деятельности, формированию творческого ученического коллектива, что являлось действительно важным в коммунистической идеологии .
Разработка структуры уроков истории и подготовка учителя описывались в методической литературе. Здесь отмечается особая ценность исследований В.Г. Кравцова, который разрабатывал проблемы методики преподавания истории , исследований П.С. Лейбенгруба, который разрабатывал дидактические требования к уроку истории . Аспектами преподавания истории в старших классах занимались А.А. Вагин и Н.В. Сперанская . Отмечается, что А.А. Вагин занимался как общими вопросами методики и разрабатывал конкретные педагогические рекомендации . Аспекты повышения активности учащихся и их эффективности исследовал Н.Г. Дайри .
Уделялось внимание применению проблемно-познавательных задач, что рассматривалось в исследованиях Н.Г. Дайри, М.И. Кругляка, И.Я. Лернера, А.И. Назарец .
После перехода к преподаванию истории по новым программам встал вопрос об издании новых учебников, соответствовавших новым требованиям. Поэтому, в журнале «Преподавание истории в школе» публиковались результаты обсуждения материалов «О требованиях к учебникам…» .
Так же уделялось внимание применению специальных средств, предоставлявших возможность более продуктивного обучения истории (радио и телевидение на уроках, наглядные средства). Следовательно, видно, что перечень вопросов, изучаемых в 40-80-е гг. являлся обширным.
Научная новизна. В представленном исследовании дана попытка более подробного изучения особенности использования проблемного метода, проведения семинарских занятий при изучении истории по разработкам 40-80 гг. и также предложены варианты их применения в настоящее время.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что опыт, накопленный в 40-80-е гг. ХХ в., имеет сегодня значительную ценность и может активно применяться на уроках истории в современной школе, но его необходимо соотносить с новыми требованиями, предъявленными к организации учебного процесса.
Заключение:
Представленное исследование посвящено выявлению ключевых особенностей применения методов и приемов обучения истории, которые применялись в советской школе, в настоящее время. В качестве формы проведения урока был выбран семинар. Необходимо обосновать данный выбор и рассмотреть основные особенности и показатели образования 40-80 гг. прошлого столетия.
В ходе решения первой задачи была изучена специфика содержания школьного исторического образования. Было выявлено, что особое внимание уделялось изучению способов усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Причем, в данном случае концепция занимала ведущие позиции, поскольку в ее содержание было включено обоснование соприкасающихся репродуктивных и продуктивных методов, и, следовательно, ведущее место в творческом развитии школьников отводилось непосредственно исследовательскому методу, который подразумевал развитие самостоятельности и усвоение полноценных и осознанных знаний.
В данный период развивалась коллективная учебная деятельность, в ходе которой учащиеся группой решали поставленные учебно-познавательные задачи, вместе планировали работу, то есть, осуществляли продуктивное сотрудничество. При этом работа на уроке могла носить как единый характер, так и дифференцированный.
В ходе решения второй задачи были определены особенности в содержании школьных курсов истории в годы Великой Отечественной войны. Было выяснено, что основное направления школьного образования в рассматриваемый период закачалось в развитии патриотизма и национального коллективного самосознания.
В ходе решения третьей задачи было определено содержание и структура школьного исторического образования в условиях II-летнего срока обучения. Было выяснено, что вне зависимости от регламентированности, в преподавании истории применялись совершенно различные приемы и методы, дающие возможность повысить активность школьников в процессе урока истории.
В ходе решения четвертой задачи было определено значение опыта создания учебных планов, программ и учебников для дальнейшего усовершенствования курсов истории. В 1960-1980-е гг. в Советском Союзе имелась достаточно целостная система среднего образования. Уже с 1959 г. восьмилетнее образование стало обязательным этапом обучения детей. В 1977. Конституцией уже гарантировалось десятилетнее обязательное образование. Кроме того, очень важно обратить внимание на то, что обучение производилось по единой государственной программе обучения, учебники также были едины по стране.
В ходе решения пятой задачи было определено содержание исторического образования при переходе ко всеобщему среднему образованию. Мы выяснили, что историческое образование в советской школе дало миру пример преодоления европоцентризма. Также была введена коллективная учебная деятельность, в процессе которой школьники сообща решали поставленные на урок производили решение той или иной учебно-познавательные задачи, при этом коллективно планируя работу, избирая возможные способы выполнения заданий, помогали друг другу, осуществляли сотрудничество и так далее. Тем не менее, все это совершенно не отменяло индивидуальной урочной работы, которая, как правило, носила также единый характер.
В ходе решения шестой задачи было определено состояние исторического образования. Было выяснено, что что базовый компонент исторических знаний учащихся школ в настоящее время составляют непосредственно факты, которые дают возможность ребенку раскрыть существенные связи и между ними, в частности: преемственность, причинно-следственные связи и прочее.
В ходе решения седьмой задачи были определены проблемы исторического образования и поиски решений на современном этапе. Было выяснено, что положение, которое на сегодняшний день отведено современному ученику в обществе требует обращения к определенной системе ценностей, в структуре которых отмечается обладание национальными традициями, а также связывается непосредственно с общечеловеческой гуманистической традицией, что, в свою очередь, определяет роль человека в системе общественных отношений, его компетентность и ключевые навыки.
В ходе решения восьмой задачи были сформулированы перспективные задачи реформирования системы исторического образования. Исторические знания готовят современных школьников к самостоятельной жизни в современных реалиях, формируя тем самым положительные условия для межличностной и межкультурной коммуникации. Нас сегодня кроме того, что школьник должен идентифицировать себя как гражданина страны, он должен себя понимать также и гражданином Европы и мира. На этом и строится историческое образование современности. Это, в свою очередь, можно охарактеризовать парадигмальной трансформацией.
В ходе решения девятой задачи была представлена методика обучения истории. В процессе анализа мы выбрали урок в форме семинара как преимущественную форму работы в 9 классе.
В ходе решения десятой задачи был проведен урок-семинар истории на тему отмены крепостного права. Разработанный нами урок-семинар продемонстрировал, что традиционные методы преподавания истории, которые являлись актуальными в советский период, совершенно не утратили собственной значимости и в настоящий момент.
В ходе решения одиннадцатой задачи нами были даны рекомендации по организации урока истории.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР В 40-60-Е ГГ.
1.1. Специфика содержания школьного исторического образования
Не смотря на масштабы контроля со стороны государства за процессом преподавания истории, учителями применялись различные формы, приемы и методы работы со школьниками. Именно в 40-60 гг. активность педагогических поисков учителей резко возросла.
Особое внимание уделялось изучению способов усиления мотивации учащихся к учебной деятельности. Причем, в данном случае концепция занимала ведущие позиции, поскольку в ее содержание было включено обоснование соприкасающихся репродуктивных и продуктивных методов, и, следовательно, ведущее место в творческом развитии школьников отводилось непосредственно исследовательскому методу, который подразумевал развитие самостоятельности и усвоение полноценных и осознанных знаний.
В данный период развивалась коллективная учебная деятельность, в ходе которой учащиеся группой решали поставленные учебно-познавательные задачи, вместе планировали работу, то есть, осуществляли продуктивное сотрудничество. При этом работа на уроке могла носить как единый характер, так и дифференцированный.
Советские педагоги и психологи пришли к выводу, что активная познавательная деятельность школьников оказывает положительное воздействие на усвоение ими знаний, становление личности. Поэтому, применялись различные методические средства:
— проблемные ситуации;
-постановка познавательных задач;
-групповая работа.
В результате ученический коллектив развивался, формировались личностные интересы, творческие способности, социальный опыт.
Особенностью исторического образования в данном периоде являлось применение различных форм уроков – лекций, практических и лабораторных занятий, экскурсий и диспутов, семинаров .