Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Реализация принципа целенаправленности в профессиональном обучении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Реализация принципа целенаправленности в профессиональном обучении как педагогическая проблема 7
1.1. Сущность понятий «дидактика» «дидактические принципы», «принцип целенаправленности» «профессиональное обучение» 7
1.2. Классификация дидактических принципов обучения 9
1.3. Средства реализации принципа целенаправленности учащихся в профессиональном обучении 13
1.4. Учет возрастных особенностей учащихся профессионального обучения 19
Выводы по I главе 23
Глава II. Реализация принципа целенаправленности в профессиональном обучении на примере модуля ПМ «Организация работы структурного подразделения» 24
2.1. Краткая характеристика учебного заведения среднего профессионального образования, реализующего модуль профессиональной подготовки ПМ «Организация работы структурного подразделения» 24
2.2. Роль и место модуля ПМ «Организация работы структурного подразделения» в системе профессиональной подготовки обучаемых 33
2.4. Разработка планов-конспектов занятий модуля ПМ «Организация работы структурного подразделения» с учетом реализации принципа целенаправленности 38
2.4. Методика проведения и результаты экспериментальной работы по реализации принципа целенаправленности на примере модуля ПМ «Организация работы структурного подразделения» 44
2.5. Анализ материально – технической базы учебного кабинета с учетом санитарно-технических требований и правил техники безопасности 51
Выводы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
Введение:
Актуальность. Развитие профессионального образования в государстве должно обеспечить качество профессиональной подготовки, что делает актуальной ориентацию учебных заведений на способность их выпускников к практической реализации приобретенных компетенций. Анализ применения категории «практико-ориентированный подход в профессиональном обучении» в профессиональной литературе, позволяет констатировать: ученые рассматривают его как средство ориентации учебного процесса на конечный продукт профессионального обучения — конкретизированные виды действий, усвоенные студентами в виде опыта в время работы с учебной информацией. Это позволяет в процессе профессиональной подготовки моделировать предметное содержание профессиональной деятельности и обеспечивать условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.
Основным средством реализации практико-ориентированного подхода является практико-ориентированные задачи, а непременным условием их применения — разработка корректных условий этих задач. Внедрение практико-ориентированного подхода требует создания преподавателями среды, в которой студенты имеют возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, сделать его осознанной потребностью в саморазвития, собственной профессиональной и социальной адаптации. Стремление найти разумный баланс между академической и прагматичной составляющими профессиональной подготовки реализуется в привлечении студентов к созданию практико-ориентированных проектов, которые являются результатом индивидуальной или коллективной деятельности по четко определенным правилам. Все это обусловливает проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблеме формирования профессиональной компетентности специалистов.
Для решения задач, определяемых ФГОС, созданы научные предпосылки. Профессиональное образование обсуждалось в исследованиях С.Я. Батышева, Е. Л. Белкина, А.А. Вербицкого, Т. П. Демидовой, В. П. Корнейчука, А. С. Ларикова, Т. С. Паниной, Н. М. Халимовой. Вопросы становления и развития СПО обозначены в исследованиях П.Ф. Анисимова, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, Г.С. Гершунского, И.Л. Кожемяко, М.Н. Скаткина, Д.В. Чернилевского. Различные аспекты профессионализма в контексте компетентностного подхода рассматривались В.А. Адольфом, А.С. Белкиным, В.А. Болотовым, А.А. Деркачём, И.А. Зимней, Е.А. Климовым, В.В. Сериковым, А.В. Хуторским.
Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы в психологической науке, ее актуальность и практические потребности современного этапа развития образования обусловили выбор темы исследования: «Реализация принципа целенаправленности в профессиональном обучении».
Объект исследования: профессиональное развитие личности на этапе первичной профессионализации.
Предмет исследования: реализация принципа целенаправленности в профессиональном обучении.
Заключение:
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволило прийти к общим выводам.
Установлено, что в базовой компетентностью будущих специалистов в технологических колледжах понимается личностно-профессиональный феномен, интегрирующий в себе ценностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты и обеспечивает успешность подготовки к осуществлению дальнейшей познавательной деятельности при изучении специальных дисциплин и выполнению общепрофессиональных задач в будущей профессиональной деятельности.
Выделены три основные базовые компетентности будущих специалистов, которые формируются при изучении дисциплин в технологическом колледже, а именно: фундаментальную предметную (характеризует способность успешно решать общепрофессиональные задачи, мобилизуя базовые предметные знания, практические умения и навыки, имеющие опорное значение для специально-профессиональной подготовки); информационную (характеризует способность пользоваться необходимыми инструментами для поиска, хранения и оценки информации и использовать ее для решения учебных и производственных проблем, а также для получения новых знаний); компетентность самосовершенствования, саморазвития и самообразования (характеризует способность к эффективному самообразованию с целью непрерывного самосовершенствования и саморазвития личностно-профессиональных качеств).
Определено, что структура базовых компетенций, которые формируются во время изучения дисциплин, является системной и включает взаимосвязанные компоненты: ценностно-мотивационный (интерес обучением; осознание значимости фундаментальной подготовки; мотивация к саморазвитию, самообразованию, профессиональному совершенствованию в течение жизни); когнитивный (совокупность фундаментальных знаний по дисциплинам, информационно-коммуникационных технологий) операционно-деятельностный (комплекс умений и навыков по учебно-поисковой, самостоятельной познавательной деятельности; планирование деятельности по задачам, эффективное выполнение профессиональных задач) рефлексивный (способность к самооценке, самоанализу результатов деятельности; осознание собственных ошибок, умение их исправить).
Установлено, что эффективность решения общепрофессиональных задач зависит от уровня сформированности базовых компетенций будущих специалистов во время профессиональной подготовки в технологических колледжах в процессе изучения дисциплин, определяют на основе критериев и их показателей.
Определены критерии сформированности базовых компетенций будущих специалистов в технологических колледжах: мотивационный (осознание ценности базовых предметных знаний, в области информационно-коммуникационных технологий; организации самостоятельной познавательной деятельности как условия дальнейшего профессионального развития; мотивация к изучению дисциплин) интеллектуально-познавательный (качество приобретенных фундаментальных знаний, знаний информационно-коммуникационных технологий, организации самостоятельной познавательной деятельности, их гибкость и прочность) операционный (наличие необходимых практических навыков, способностей, качеств для успешного осуществления учебной-поисковой и самостоятельной познавательной деятельности); рефлексивный (способность к объективной оценке результатов своей деятельности, готовность к решению общепрофессиональных задач) и соответствующие уровни: высокий, средний, низкий.
Фрагмент текста работы:
Педагогические технологии, их организация и реализация зависят от требований ведущих дидактических принципов. «Дидактика» — это раздел науки педагогики, представляющий собой теорию обучения и образования, отвечающий на вопрос: «Как обучать?». Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
Принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего профессионального образования, что выражается в создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессионального образования, в ускорении его адаптации у изменяющимся условиям России.
Требования принципа целенаправленности:
• соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации;
• обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;
• соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации;
• обучения учебному плану и программам по специальности.
С помощью профессионально-ориентированных задач обеспечивается формирование способностей студентов к деятельности на одном из трех уровней:
1 уровень:
1) формирование основ современного научного мировоззрения;
2) развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу;
3) формирование базовых понятий, знаний, умений и навыков, достаточных для дальнейшего продолжения образования и самообразования студентов.
2 уровень:
1) выявление склонностей студентов;
2) создание условий для появления мотивов к дальнейшему профессиональному росту;
3) обеспечение такого уровня знаний, умений и навыков, который позволил бы им легко адаптироваться к профессиональной деятельности.
3 уровень:
1) формирование умения видеть сущность мира, распознавать и анализировать информационные, социальные, производственные процессы;
2) ознакомление со структурой и принципами работы современных и перспективных трудовых коллективов;
3) формирование понятий о алгоритме, способам управления ими;
4) овладение систематизированными понятиями о принципах, методах и способах деятельности.
Реализация вышеизложенных положений на практике в процессе решения профессионально ориентированных задач предполагает формирование обобщенных умений студентов, необходимых для эффективной будущей профессиональной деятельности. Процесс формирования обобщенных умений осуществляется по следующим этапам:
1. Ознакомление будущих специалистов с научными основами деятельности.
2. Ознакомление студентов со структурой деятельности.
3. Формирование частных умений и навыков.
4. Формирование умения самостоятельно определять рациональную последовательность выполнения действий и операций в процессе управления персоналом.
5. Формирование умения анализировать свою деятельность и определять степень ее эффективности (рефлексия).