Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования и развития внимания в психологии и педагогике 7
1.1. Понятие внимания и его физиологические основы. Виды и свойства внимания 7
1.2. Развитие внимания в онтогенезе 12
Глава 2. Теоретические аспекты развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью 16
2.1. Понятие и классификация умственной отсталости 16
2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 22
2.3. Особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью 25
2.4. Методы, формы и средства развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью 27
Глава 3. Организация, содержание и результаты работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 33
3.1. Организация исследования 33
3.2. Результаты первичной диагностики внимания у младших школьников с умственной отсталостью 38
3.3. Содержание и методические аспекты работы по развитию внимания у младших школьников с умственной отсталостью 49
3.4. Результаты работы по развитию внимания у младших школьников с умственной отсталостью 58
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения 77
Введение:
Актуальность исследования. Умственная отсталость представляет собой состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется прежде всего нарушением способностей, которые обеспечивают общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных. Сегодня это достаточно распространенная проблема, и одной из ее сторон является низкая устойчивость внимания.
Внимание как психический процесс является чрезвычайно важным в развитии личности. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных объектах при одновременном отключении от других. В специальной психологии проблема внимания является особенно актуальной, поскольку процесс обучения невозможен без развитого внимания, особенно учитывая специфику умственной отсталости, с учетом которой контакт с ребенком, как правило, затруднен.
Неустойчивость внимания младших школьников с умственной отсталостью – это обоснование того, что в структуре их личности не имеется целевого направляющего признака, именно по этой причине ребенок с умственной отсталостью активно стремиться избегать трудностей, то есть он изначально не старается их преодолевать ввиду невозможности или существенной трудности столкновения с трудными ситуациями. Слабым состоянием произвольного внимания у детей с умственной отсталостью объясняется непосредственно присутствующее у них стремление к тому, чтобы не задерживаться долго на каком-то одном объекте внимания, зачастую они предпочитают постоянно переносить свое внимание, при этом вместо целого объекта их интересует преимущественно часть, или же они не замечают содержания, а видят только форму.
Вопрос внимания в психологии детей с умственной отсталостью является подробно разработанным. Психологи считают нарушения внимания одним из характерных симптомов умственной отсталости. В настоящее время широко известно о том, что коррекция процесса внимания имеет самый высокий уровень эффективности именно в период младшего школьного возраста.
Проблемой данного исследования являются условия эффективности развития внимания младших школьников с умственной отсталостью психолого-педагогическими средствами.
Степень разработанности проблемы. Проблемой внимания в специальной психологии занимались и отечественные и зарубежные ученые. Среди них специалисты по общей психологии: С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Т. Рибо, А.Р. Лурия; специалисты по специальной психологии: И.В. Белякова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, И.Л. Баскаков, С.В. Лиепиня, Г.Е. Сухарева, Д.Н. Исаев и многие другие.
Все исследователи отмечали, что дети с умственной отсталостью имеют своеобразное внимание, которое заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Ученые описывают средства коррекции и развития внимания, которые могут помочь в обучении и воспитании детей с особенностями развития.
Цель исследования: разработать и апробировать программу, направленную на развитие внимания у младших школьников с умственной отсталостью, и оценить условия ее эффективности.
Объект исследования: внимание младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: процесс развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью и психолого-педагогические условия его эффективности.
Гипотеза исследования: программа развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью будет эффективна при следующих условиях:
— опора в развивающей работе на ведущую деятельность;
— сочетание в работе игротерапии и психогимнастики;
— учет принципов комплексности, систематичности в организации развивающей работы;
— реализация дифференцированного подхода к планированию содержания и организации развивающей работы.
Поставленная цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
— представить теоретические основы исследования и развития внимания в психологии и педагогике;
— рассмотреть особенности развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью;
— описать методы, формы и средства развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью;
— организовать и провести диагностику развития внимания у младших школьников с умственной отсталостью;
— описать содержание и методические аспекты работы по развитию у младших школьников с умственной отсталостью внимания;
— описать результаты работы по развитию внимания у младших школьников с умственной отсталостью и обосновать условия ее эффективности.
Теоретико-методологические основы исследования:
— концепция культурно-исторического происхождения высших психических функций человека (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
— теории развития внимания (Т. Рибо, П.Я. Гальперин);
— психология мышления и интеллекта умственно отсталых младших школьников (П.Я. Гальперин, С.Я. Рубинштейн, И.В. Белякова, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, И.Л. Баскакова, С.В. Лиепиня).
Методы исследования:
— Теоретические: анализ, синтез;
— Эмпирические: функциональные пробы.
Методики исследования:
— «Корректурная проба» (тест Бурдона);
— «Треугольники» (методика Е. Додоновой);
— «Найди отличие» (методика О.Н. Земцовой).
База исследования. МОУ Горекинская ООШ Улётовского района, с. Горека, ул. Школьная, 1б.
Выборку исследования составили 10 детей в возрасте 7-10 лет (1-4 классы) с умственной отсталостью легкой степени.
Теоретическая значимость исследования заключается в научно-методическом обосновании программы по развитию внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Практическое значение результатов исследования заключается в разработке коррекционной программы, которая впоследствии может быть использована в других образовательных организациях подобного типа, а также в оценке условий эффективности развития внимания младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем текстовой части составляет страницы, включает 16 таблиц, 9 рисунков. Список использованной литературы содержит 34 наименования.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было выявлено, что внимание – это психический процесс, который характеризуется сам по себе как сосредоточенность на том или ином предмете. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
В ходе решения второй задачи, проанализировав особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, можно сказать, что у них присутствует несформированность всех свойств внимания, а именно: снижение объема, концентрации, устойчивости внимания, а также затруднения в переключении, распределении и избирательности внимания. В целом же констатируется, что нарушения внимания у детей с умственной отсталостью выражены достаточно сильно.
В ходе решения третьей задачи стало понятно, что что основным средством коррекции и формирования внимания умственно отсталых детей является игровая деятельность и различные приемы на развитие восприятия.
В ходе решения четвертой задачи было выявлено, что у детей преимущественно отмечается очень низкий уровень развития внимания. В сущности, без учета коррекционной работы это свойственно их недугу. Дети с умственной отсталостью часто отвлекаются, у них слабая концентрация внимания, маленький объем внимания. Младшие школьники в целом рассредоточены, даже если очень старательно выполняют задания. Из этого вытекает необходимость провести коррекционную работу по развитию внимания, которая должна быть ориентирована непосредственно на его повышение.
В ходе решения пятой задачи было выявлено, что коррекционная программа должен следовать принципу поэтапности, соответственно, модель занятий с детьми должна иметь четко определенную структуру и содержать вводную часть, основную часть и итоговую. Каждое предыдущее задание должно быть по сложности более простым, чем следующее. Следующий принцип – индивидуальный подход. Все задания должны учитывать индивидуальные особенности недуга.
В ходе решения шестой задачи было выявлено, что у детей преимущественно отмечается средний уровень развития внимания. Дети срали более сосредоточенными и более внимательными, стали проявляться интерес к выполнению задания. Кроме того, улучшились операциональные навыки.
Что касается концентрации внимания – в этом аспекте дети стали более устойчиво его проявлять, время концентрации внимания увеличилось. Младшие школьники стали чаще подмечать детали. Касаемо переключаемости внимания также дети стали более просто и быстро его переключать, концентрируясь на новом объекте. При этом незначительно увеличился объем внимания: по картинкам младшие школьники стали запоминать больше элементов различий.
Коррекционная работа была построена по форме игротерапии и психогимнастики, что позволило реализовать одно из выдвинутых условий эффективности коррекционной программы по развитию внимания младших школьников с умственной отсталостью.
Второе условие коррекционной работы, которое прямо обусловило реализацию вышеупомянутого условия, было реализовано в том, что при организации взаимодействия с младшими школьниками мы опирались на их ведущую деятельность: игровую.
Кроме того, при составлении коррекционной программы мы придерживались комплексного подхода и развивающего направления работы. При развитии внимания были затронуты все аспекты воспитательно-образовательной деятельности – это позволило реализовать третье условие эффективности коррекционной программы.
Дифференцированный подход, в свою очередь, принцип поэтапности и постепенного усложнения предлагаемых младшим школьникам заданий позволил реализовать четвертое условие эффективности коррекционной программы.
Произведенная нами коррекционная работа дала положительный результат, в частности, можно увидеть повышение результатов уровня внимания младших школьников с умственной отсталостью с очень низкого уровня на средний уровень.
Эффективность выдвинутых во введении условий проявлялась в том, что мы сделали акцент на развитие детей, на их познавательную активность. В коррекционной работе мы применяли методы игротерапии и психогимнастики, которые поэтапно развивали внимание детей. Выдвинутый нами комплексный подход стал для детей основой постепенного освоения упражнений и заданий. То есть, дети развивали свое внимание через сначала несложные задания, которые постепенно усложнялись. В свою очередь, принцип дифференциации помог методически грамотно и планомерно провести первичное исследование, составить программу и работать по ней, после – подвести итоги работы развития внимания.
Задачи работы решены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования и развития внимания в психологии и педагогике
1.1. Понятие внимания и его физиологические основы. Виды и свойства внимания
Основополагающей особенностью протекания познавательных процессов следует иметь ввиду их выборочный и направленный характер. Так, необходимо акцентировать внимание на том, что человек в течение всей своей жизнедеятельности воспринимает информацию извне, из окружающего пространства. Этим, собственно, и венчается такой психический процесс как внимание. От того, насколько развито внимание в сознательной деятельности, насколько контролируемыми являются совершаемые человеком действия в процессе выполнения тех или иных задач, тем более эта деятельность является продуктивной [32].
В психологии в настоящий момент еще не существует единого мнения по поводу независимости внимания как психического феномена. Ряд ученых приходят к выводу о том, что внимание входит в структуру всех познавательных процессов, в структуре которых оно понимается непосредственно как деятельность, ориентированная на объект. Другая группа ученых, в свою очередь, полагает, что внимание – это независимый психический феномен, который не входит в структуру познавательных процессов, и, соответственно, он проявляет нехарактерное своеобразие. В любом случае, сегодня внимание в отдельности, без зависимости от чего-либо исследовать очень трудно, поскольку чаще всего его интерпретация осуществляется непосредственно через динамичность познавательных процессов и особенности психических состояний. В соответствии с этим мы имеем основание полагать, что внимание все же является константой многих психологических начал [6, с. 56].
Первые исследования феномена внимания стали осуществляться на этапе образования научной психологии. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера стали основанием для исследования внимания. К примеру, В. Вундт же, который являлся ассистентом Г. Гельмгольца, смог продемонстрировать уникальность внимания, после чего именно его стали считать основателем психологии внимания. Э. Титченер, в свою очередь, проблему внимания формулировал с точки зрения принятия статуса его важности. Г. Эббингауз полагал, что изучение внимания осложняется отсутствием понимания его этимологии.
В конце XIX и начале XX столетия экспериментальная психология стала расширять понятия внимания и подходы к нему. Так, чаще всего позиционирование внимание сводилось к активности сознания. Представленное идеалистическое понимание произвело то, что ряд психологов, среди которых можно упомянуть Делевра и Фуко, полностью противились такой трактовке внимания.
Впоследствии уже в середине прошлого века произошел колоссальный подъем теоретических исследований относительно феномена внимания. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента вернули внимание в центр психологической науки, и именно с этого периода началась полноценная психология внимания [16, с. 67].
Выделим виды внимания:
— природное и социально обусловленное,