Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Понятие о творческом мышлении в научной литературе 9
1.2. Основные принципы и направления развития творческого мышления младших школьников 14
1.3. Развитие творческого мышления обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности 17
Выводы первый главы 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников 24
2.2. Содержание формирующего эксперимента по развитию творческого мышления младших школьников 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 50
2.4. Практические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников 54
Выводы второй главы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Введение:
Актуальность исследования. Непреходящий интерес к изучению творческих способностей и одаренности людей обусловлен всем цивилизационным процессом, развитие которого во многом определяли и определяют именно творческие личности. Известно, что основы творчества закладываются еще в детском возрасте, и проблема развития творческих способностей является одной из важных проблем детской психологии и педагогики
Современные стандарты в образовании, следуя за стремительно развивающимися производственными, научными и культурными процессами, ознаменовалось появлением совершенно новых тенденций в отечественной педагогике: наряду с традиционной моделью обучения возникают личностно-ориентированные педагогические модели. Необходимость внедрения в практику личностно-ориентированных образовательных моделей находит свое закрепление в Законе РФ «Об образовании» и в ряде нормативных документов Министерства образования РФ. В рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы обучение должно помочь ребенку в наиболее полном раскрытии его личностных черт, в реализации его личностного потенциала.
В скором будущем креативность станет одним из главных навыков, востребованных работодателями. Дети, родившиеся сегодня, будут иметь работу, требующую высокого уровня творческого мышления. Поэтому существует значительная потребность в изучении того, как творчество может зародиться в детях, нашей будущей рабочей силе.
Слишком много молодых людей не достигают своего полного потенциала, потому что их творчеством пренебрегают в первые годы жизни, когда изобилуют воображение и любопытство. Они с трудом адаптируются и справляются с основными задачами, понимают концепции и применяют их в различных ситуациях, планируют и достигают целей. Это может привести к низкой производительности и проблемам с самооценкой и занятостью во взрослом возрасте.
Имея многовековую историю, проблема развития творческих способностей в психологии во многом продолжает находиться на этапе определения понятий. Сегодня в психологии одаренность оценивается чаще по имеющимся достижениям, то есть по уже сформированным продуктам в достаточно взрослом возрасте, и соответственно, детские формы творческих проявлений оказывается сложно не только предсказывать, но и распознавать и оценивать [Артеменков, 2012; Артеменков, 2011; Богоявленская, 2018; Жукова, 2017; Куравский, 2018; Дуганова, 2003].
В зарубежной психологии традиционно существует несколько подходов к исследованию творческих способностей и одаренности. Одни из этих подходов связывают творчество с высоким уровнем интеллектуальных способностей (Л. Термен, Дж. Равен, Р. Кеттелл, Д. Векслер), а другие со способностью к порождению множества оригинальных идей (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс). В отечественной психологии понятие творческих способностей, которое разрабатывалось С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым, принципиально отличалось. В их работах «намечалось понимание того, что творческие способности являются «сплавом» способностей и личности» [Богоявленская, 2009]. В настоящее время эту линию продолжают Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Шумакова [Богоявленская, 2009; Шумакова, 2005].
В концепции Д.Б. Богоявленской одаренность и творческие способности определяется как способность к развитию деятельности по собственной инициативе, которая оценивается как «свойство целостной личности, отражающее взаимодействие когнитивной и аффективной сфер в их единстве, где абстракция одной из сторон невозможна» [Богоявленская, 2009, с. 154]. Другими словами, «это и есть искомый «сплав» способностей и личности, который обладает свойством «всеобщности» и может рассматриваться в качестве единицы анализа творчества, что соответствует первоначальному термину.
Заключение:
Целью данного исследования являлось выявление основных принципов развития творческого мышления и разработка системы заданий для развития творческого мышления младших школьников.
Теоретическая часть исследования подразумевала уточнение понятия о творческом мышлении, выявление основных принципов и направлений развития творческого мышления младших школьников. Для того чтобы решить поставленную задачу мы проанализировали педагогическую литературу (Х.Е. Трик, Дж. Гилфорд, П. Торренс, Е.П. Ильин, Д.Б. Богоявленская, Е.Е. Туник), которая содержала ответы на поставленные вопросы.
Творческое мышление исследователи часто отождествляют с дивергентным мышлением, характеризуя его как альтернативное, интуитивное, ненаправленное, порождающие множество идей и вариантов решения задачи.
Теоретическое исследование показало, что можно говорить о неоднородности структуры творческого мышления и выделить процессуальные и личностные ее составляющие. Интеллектуальную активность, мыслительные операции и творческую интуицию следует отнести к процессуальной группе, а к личностным компонентам относится мотивация и творческие качества. Необходимо разводить понятия творческое воображение, творческое мышление и творческие способности. Если первое предполагает создание принципиально новых идей, образов, то второе свидетельствует о возможности это реализовать.
Традиционно творческая деятельность младших школьников трактуется как продуктивная форма деятельности учащихся в начальной школе, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования предметов материальной и духовной культуры в процессе учебной деятельности, организованной в сотрудничестве с учителем. Одна из главных задач современной школы – создание условий для формирования личности, что подразумевает вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, создание атмосферы сотрудничества, постоянное совершенствование как интеллектуальных, так и творческих способностей. Это обеспечивает компетентностный подход, направленный на формирование целостной системы знаний и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности. Наибольшего эффекта в решении проблемы формирования и развития общекультурных компетенций можно достигнуть только при умелой организации творческой деятельности младших школьников.
Формирование творческого мышления происходит на основе учёта возрастных особенностей, кругозора и начитанности обучающегося, так как все творческие задачи решаются с помощью интуиции, догадки, собственного мышления. В зависимости от умений и навыков, освоенными учащимися, фантазия, мышление, воплощение идей будут ярче, интереснее и необычнее.
В настоящее время формирование творческого мышления школьника в процессе воспитания и обучения является важнейшей задачей современной школы, а особенно начальной, так как именно у младших школьников в гораздо большей степени проявляются черты для развития воображения и творческих способностей.
Процесс формирования творческого мышления обучающихся пронизывает все этапы развития их личности, пробуждает самостоятельность и инициативность, вырабатывает у них привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие о творческом мышлении в научной литературе
Творческое мышление человека всегда привлекало внимание ученых-психологов, но, несмотря на это, остается недостаточно исследованным. Интерес вызывает природа творческого мышления, отличие его от других видов мышления, происхождение и развитие.
При анализе определений понятия «творческое мышление» мы пришли к выводу, что их отличия основываются на компоненте, находящемся в центре изучения. Так, Х.Е. Трик выделил 4 направления исследования творческого мышления: как продукт, как процесс, как способность и как черта личности [Трик, 1981].
Ведущими исследователями творческого мышления и представителями направления, рассматривающего креативность как способность являются Дж. Гилфорд и П. Торренс. Дж. Гилфорд принимал за основу креативности операцию дивергенции [Гилфорд, 1965].
По мнению Э. Торренса, творческое мышление включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения [Torrance, 1979].
Творческое мышление исследователи часто отождествляют с дивергентным мышлением, характеризуя его как альтернативное, интуитивное, ненаправленное, порождающие множество идей и вариантов решения задачи, позволяющие «мыслить вширь» [Чернецкая, 2009, с. 257-263].
Е.П. Ильин предлагает такое определение творческого мышления: творческое мышление – это способность к оригинальной, но в то же время востребованной работе: к чему-то такому, о чем другие не подумали, что приносит некую пользу [Ильин, 2012, с. 112].
Подход, рассмотренный раннее, основывается на отождествлении творческого и дивергентного мышления, так же существуют попытки трактовать этот конструкт иначе. К примеру, С. Медник основой креативности считает способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций на конечном этапе мыслительного синтеза [Mednick, 1962, с. 223].
Как совокупность интеллектуальных и личностных факторов как представитель синтетического направления рассматривает творческость Д.Б. Богоявленская. Основным показателем творчества она считает интеллектуальную активность, которая представлена мотивационными и познавательными компонентами [Богоявленская, 2007].
Е.Е. Туник особое внимание обращает на такие качества творческой личности: чувствительность к проблемам, способность определять различия и сходства, синтезировать, прогнозировать и воссоздавать недостающие детали, а так же мыслить дивергентно [Туник, 2002].
Т.А. Барышева и А.Ю. Жигалов предложили системный подход к изучению творческого мышления, который трактует это понятие как многомерное психическое образование, состоящее из семи симптом комплексов: мотивационный, эмоциональный, экзистенциальный, коммуникативный, компетентностный, интеллектуальный, эстетический [Барышева, 2006].
Важно выделить такие ключевые качества, формирующие творческое мышление, как диалектичность и ассоциативность. Ведь благодаря им мышление становится оригинальным и гибким. В ассоциациях начало одной мысли является концом другой, а ассоциативные связи появляются на основе сходства, близости или контраста двух явлений во времени или в пространстве.
Учение об ассоциациях, в рамках которого разрабатывались закономерности творческого мышления было предложено Аристотелем. В процессе изучения было выявлено, что именно ассоциации являются основой любого мышления, в том числе и творческого.