Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе выполнения аппликаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИИ 8
1.1. Понятие способности. Особенности развития творческих способностей дошкольников 8
1.2. Аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста 15
1.3 Планирование реализации методов и приемов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения аппликаций 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Диагностика развития творческих способностей детей дошкольного возраста 30
2.2. Методика работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения аппликаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Введение:
Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. В процессе аппликации, дети приобретают различные знания о предметах и явлениях; уточняют и углубляют свои представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, также развивается их воображение и творческие способности. Изобразительная деятельность выступает, как ведущий способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.
Способность к творчеству является важным психологическим свойством личности, во многом определяющем готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия.
Проблема развития творческих способностей изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского [6], Т.Г. Казаковой [18], Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной [19], М.Н. Дьяченко [8], Г.А. Урунтаевой [23] и др.
Аппликация (от латинского слова applicatio — прикладывание) является одним из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и фиксации их на другом материале, взятом для фона.
Аппликация — самый простой и доступный способ создания иллюстраций, который сохраняет реалистичную основу самого изображения.
Вопросы творческих способностей средством аппликации были в центре внимания таких ученых, как: А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Н.А. Дудина, Т.Г. Казакова [18], В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Т.В. Лабунская [5], Н.В. Рождественская, Т.Я. Шпикалева и др.
Во время образовательной деятельности у детей дошкольного возраста происходит развитие творчества, воображения, внимания, наблюдательности, настойчивости, воли, художественных способностей, для педагога представляются широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности.
Одной из задач педагога во время занятия с дошкольниками аппликацией является умение вызвать познавательный интерес к выполняемому виду деятельности, развивать творческую активность. Педагог должен пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием творческих способностей дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование аппликации в развитии творческих способностей детей.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования, мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Это послужило выбором темы исследования: «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе выполнения аппликаций».
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
Цель исследования: разработать и реализовать комплекс образовательных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ДОО средствами аппликации.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации будет осуществляться более успешно, если будет, организована планомерная, целенаправленная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, где достаточное место занимает систематическое применение аппликации.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию творческих способностей у детей старшего возраста;
3. Выявить эффективные методы и приемы работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Методологическую основу исследования составили идеи развития творческих способностей, изученные Л.С. Выготским; Н.Е. Вераксом; А.Н. Леонтьевым; Д.Б. Элькониным [47]; А.В. Запорожцем; Д.И. Зелинской; М.И.Лисиной; А.М. Матюшкиным и др.; идеи о специфике изобразительной деятельности детей (Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, А.И. Копытин, В.С. Кузин, В.С. Мухина, В.И. Страхов).
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: беседа, тестирование дошкольников, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ документации дошкольной образовательной организации.
Методики исследования:
1) методика определения уровня развития воображения использовался тест «Свободный рисунок», предложенный авторами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной [11],
2) методика «Как спасти зайку» (автор В.Т. Кудрявцев), для исследования надситуативно-преобразовательный характер творческих решений [22],
3) методика анкетирование родителей «Проявление творческих способностей детей».
Экспериментальная база исследования. В эксперименте участвовали дети в количестве 20 человек старшей группы, по 10 человек в контрольной и 10 экспериментальной группе.
Научная новизна заключается в реализации специальных форм и методов использования аппликации в развитии творческих способностей дошкольников; в разработке и проведении специально организованной, целенаправленной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены особенности развития творческих способностей дошкольников во время проведения образовательной деятельности по аппликации; доказано положительное влияние аппликации на развитие творческих способностей у дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты развития творческих способностей творческих способностей старших дошкольников средствами аппликации.
Вторая глава дипломной работы содержит организацию, проведение эксперимента и анализ эффективности проведенной работы.
Даны материалы диагностического и формирующего экспериментов, представлена система развития творческих способностей у старших дошкольников, а также обоснованы педагогические условия эффективности развития творческих способностей у старших дошкольников средствами аппликации
Заключение:
Проведенное исследование по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе выполнения аппликаций» позволил сделать следующие выводы.
Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. В процессе изобразительной деятельности, дети приобретают различные знания о предметах и явлениях; уточняют и углубляют свои представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, также развивается их воображение и творческие способности. Изобразительная деятельность выступает, как ведущий способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность – интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого разнообразными способами с применением различных материалов создаются выразительные и графические изображения. Творчество стимулирует детей к созданию новых образов, учит видеть мир в ярких красках.
В дошкольной образовательной организации развитие творческих способностей происходит в процессе изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование). Каждый из этих видов изобразительной деятельности помогает ребенку отразить свои впечатления об окружающем мире и способствует развитию детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации в экспериментальной группе. Развитие творческих способностей у дошкольников осуществлялось в ходе организации аппликации, образовательной деятельности, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей. Разработанный комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах развития творческих способностей дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах развития творческих способностей, организации предметно-развивающей среды.
Использование возможностей аппликации в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребёнка, развитие эстетического и художественного вкуса, творческую и познавательную активность; воспитание любви к различным видам современного творчества.
Комплекс мероприятий направленный на повышение уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации оказался эффективным, что подтверждают позитивные изменения контрольного этапа исследования в сравнении с констатирующим этапом.
Исследование позволило выявить особенности аппликации как приёма обучения, его влияние на развитие творческих способностей дошкольников. Практическая значимость исследования заключалась в разработке научно – обоснованных рекомендаций по использованию аппликации в развитии творческих способностей у дошкольников, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос развития творческих способностей детей дошкольного возраста является актуальным. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развиваются творческие способности. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития творческих способностей. Аппликация – оптимальный приём для работы с детьми.
По итогам работы можно сделать вывод: аппликация положительно влияет на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИИ
1.1. Понятие способности. Особенности развития творческих способностей дошкольников
Способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей.
Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Л.С. Выготский определяет «творчество как деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [6;121].
Л.С. Выготский считает творческие способности феноменом, позволяющим человеку создавать новое. Ученый отмечает, что ребенок, опираясь на свою неприхотливую детскую фантазию, ограниченный опыт и знания, создает продукты творческого мышления. В процессе развития у ребенка развиваются творческое мышление, творческое воображение, в том числе и творческие способности [6; 134].
Творческие способности, согласно В.Н. Дружинину, – это общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности. Это интегративное качество психики личности, обеспечивающее продуктивные преобразования в ее деятельности. В.Н. Дружинин рассматривает творческие способности как способность к преобразованию знаний и связывает с ними фантазию, воображение, порождение гипотез, новизну [34].
Д.Б. Богоявленская пишет: «То, что принято считать творческими способностями, есть способность к осуществлению ситуативно нестимулированной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности… ее проявление не ограничено сферой профессий умственного труда, а характеризует творческий характер любого вида труда». Д.Б. Богоявленская рассматривает творческие способности как интегральное образование, в основе которого лежит интеллектуальная активность. Эта способность тем выше, чем выше уровень умственных способностей. Основные подсистемы интеллектуальной активности составляют умственные способности и мотивационный строй личности. Творческие способности сопровождаются доминированием у человека познавательной мотивации [33].
В концепции В.Д. Шадрикова творческие способности соответствуют духовным способностям. Последние трактуются как интегральные проявления интеллекта и духовности личности [2;34].