Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие речи младших школьников в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Развитие
речи младших школьников в процессе обучения

 

На
сегодняшний день становление и развитие гражданского общества невозможны без
качественной подготовки младших школьников, их социализации. Несомненно, в этом
процессе свободное владение русским языком является крайне важным. Сегодня
начальная школа работает по новому ФГОС НОО, где главной составляющей является формирование
коммуникативной компетентности младших школьников.

Речь
– это общение людей между собой с помощью языка; речевая деятельность человека.
В процессе речи с помощью языковых средств (слов, словосочетаний, предложений)
реализуется мышление. Речь выполняет функцию общения, сообщения, эмоционального
самовыражения, влияния на других людей, а для учеников – это еще и средство
успешного обучения в школе.

Развивать
речь – значит учить школьников правильно и целесообразно, в соответствии с
нормами литературного языка пользоваться всем арсеналом языковых средств в
процессе построения связных высказываний.

Вопросы
развития речи школьников и обогащения их словарного запаса уделяли много
внимания психологи, языковеды и методисты, среди которых: О. Леонтьев, В.
Мухина, И. Синица, Г. Ушакова; Л. Варзацкая, Н. Львов, В. Мельничайко, Г.
Рамзаева, Г. Фомичева и др.). Однако эти и другие ученые исследовали
преимущественно ощеметодические аспекты активизации и развития активного и
пассивного словаря учащихся разного возраста.

По
мнению психологов, речь представляет собой совокупность речевых действий,
каждое из которых имеет собственную промежуточную цель, подчиненную общей цели
общения. С этой позиции учеными отмечается, чтобы полноценно общаться, человек
должен научиться быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; уметь
правильно спланировать свою речь; отыскивать соответствующие средства для
передачи задуманного содержания; уметь обеспечить обратную связь. По теории К.Д.
Ушинского, речевая деятельность – это цепь отдельных речевых действий, которые
охватывают все виды деятельности и входят в их структуру. В то же время речевая
деятельность имеет место тогда, когда речь является самоценной, когда мотив
такой деятельности не может быть удовлетворен ни одним способом, кроме речевого
[12,
c.
68].

Развитие
речи учащихся – это процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой,
лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речь – его
восприятия и выражения собственных мыслей. По словам М.Р. Львова,  развивать речь – значит учить школьников
правильно и целесообразно, в соответствии с нормами литературного языка
пользоваться всем арсеналом языковых средств в построении связанных
высказываний. Ученый раскрывает факторы, от которых зависит успешность развития
речи младших школьников, среди которых: потребность в общении, коммуникации,
создания речевой среды, спланированная система работы над развитием речи.
Эффективность развития связной речи младших школьников, по мнению ученого,
может обеспечить только четкая система работы над формированием коммуникативных
умений (информационно-содержательных, структурно-композиционных, грамматико-стилистических)
[7,
c.
184].

Е.В.
Архипова утверждает, что «речь развивается и усваивается только тогда, когда
ученик способен понимать лексические и грамматические языковые значения и когда
он своими чувствами, мышлением воспринимает явление действительности, которое
соответствует определенным единицам языка [2, с. 78]. Кроме этого, речь
развивается и усваивается, если ученик приобретает способность чувствовать
выразительные оттенки языковых единиц. Таким образом, у ученика формируется языковое
чутье, и он овладевает оценочными языковыми средствами, как: интонацией,
эмоционально-экспрессивной окраской и тому подобное.

То
есть, чтобы овладеть нормами речи, каждый ученик должен запомнить традицию
сочетания единиц языка в речевом потоке, иначе – осознать языковые нормы.

Работа
по развитию речи младших школьников включает следующие направления:

       совершенствование
звукопроизношения учащихся и повышения их языковой культуры;

       обогащение,
уточнение и активизация словарного запаса младших школьников;

       умение
употреблять слова в понятном для них смысле, пользоваться выразительными
средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания;

       последовательное
и логичное изречение мысли;

       совершенствование
грамматического строя речи учащихся;

       овладение
нормами русского литературного речи;

       формирование
культуры речи и общения [4,
c.
44].

Эти
направления работы по развитию речи составляют основу для формирования у
младших школьников речевой компетентности. Этапами развития речи является до коммуникативный
и коммуникативный:

1)
докоммуникативный этап подготовки:


речевая ситуация – жизненные обстоятельства (природные или искусственно
созданные), которые вызывают неосознанную потребность высказаться;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы