Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие речи детей раннего возраста посредством сюжетно-ролевых игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей раннего возраста посредством сюжетно-ролевых игр……………………………………………………………..6
1.1. Особенности развития речи детей раннего возраста 5
1.2. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей раннего возраста 14
Глава 2. Экспериментальное изучение развития речи детей раннего возраста через сюжетно-ролевые игры 21
2.1. Диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста (2,5-3 лет)…………………………………………………………………………………………………………..22
2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие речи детей раннего возраста 26
Список литературы 42
Приложение 47

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обуслолена тем, что период раннего детства является ключевым этапом развития человека, определяющим успешность физического, психологического, эмоционального, социального развития индивида. Особое значение этого возраста объясняется тем, что именно этот период связан с такими жизненно важными приобретениями человека как прямохождение, предметная деятельность и речевое развитие.
Под развитием речи рассматривается процесс, имеющий свою уникальную роль в формировании и регуляции человеческого поведения. Поскольку ранний возраст ребёнка связан с познанием мира, а этот процесс происходит в большей мере посредством игры, то важнейшей задачей образовательного пространства является формирование такой среды, которая всесторонне и качественно, с использованием современных форм и методов игры способствовала бы развитию речи, интеллекта ребёнка. Одной из форм является сюжетно-ролевая игра. Традиционно этот вид деятельности является одним из наиболее распространенных и действенных методов обучения и знакомства ребенка с окружающим миром
Сюжетно-ролевая игра заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дети, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством сюжетно-ролевых игр».
Объект исследования — процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования — комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие речи детей раннего возраста.
Цель — изучить особенности речи детей раннего возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать существующую литературу по поставленной проблеме.
2. Изучить уровень речевого развития детей раннего возраста (2,5-3 лет).
4. Разработать и предложить комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие речи детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем повышение уровня речевого развития детей раннего возраста, если, организуя игру детей, опираться на комплекс сюжетно-ролевых игр.
Теоертической основой работы стали труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкин, Е.К. Каверин и др.
Методы исследования: теоретические — анализ педагогической, литературы по проблеме исследования;
 эмпирические — наблюдение, педагогический эксперимент; диагностические методики: методика О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной.
 методы обработки полученных результатов — качественный и количественный анализ, математическая статистика.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы логопедами, учителями, воспитателями, психологами в коррекционно-образовательном процессе.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Период раннего детства является одним из наиболее значимых периодов жизни ребенка: именно в это время появляются жизненно важные приобретения, одно из которых — речь малыша, при этом важным является вопрос о выборе средств и способов развития речи ребёнка.
В качестве ключевой особенности речевой функции у ребёнка раннего возраста следует отметить то, что ее развитие тесно связано с темпом созревания определенных структур головного мозга, предметно-практической деятельностью и общением.
В целом процесс развития речи детей раннего возраста имеет ряд закономерностей, которые были описаны в литературе как зарубежными, так и отечественными учеными. В то же время, процесс развития речи ребёнка является сугубо индивидуализированным, и зависит от ряда факторов.
Для успешного развития речевых навыков, помимо оптимизации соотношения выделяемых исследователями факторов и особенностей, в первую очередь, необходима систематическая работа по развитию речи детей. Эта работа может быть организована в различных формах, однако наиболее простым, доступным и в то же время действенным способом стимулирования речевой активности детей раннего возраста, является сюжетно-ролевая игра.
Успешность и эффективность развития речи ребенка через сюжетно-ролевую игру определяется наличием позитивного влияния процесса игры на развитие речи ребёнка раннего возраста, развитие словарного запаса. Положительный эффект, наличие тесной взаимосвязи между речевой и игровой деятельностью ребенка раннего возраста был не только описан в научно-методической литературе, но и подтвержден нами в процессе опытно-экспериментальной работы.
В ходе проведенного диагностического исследования уровня речевого развития детей раннего возраста (2,5-3 лет) было выявлено, что значительные трудности у детей вызывали задания на выявление умения пересказа и самостоятельного составления предложений для передачи чувств, эмоций, действий.
Результаты эксперимента свидетельствуют о наличии проблем у некоторых детей в области речевого развития.
Для устранения данных проблем нами был создан и предложен комплекс методических приемов сюжетно-ролевой игры с куклой, направленный на развитие речи детей раннего возраста.
Практическое содержание работы состояло в разработке комплекса игр в режимных моментах, разработке и реализации планов проведения непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, а также осуществлению взаимодействия с родителями.
На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи — решенными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Психофизиологической основой речи является ряд совместно работающих анализаторов, и прежде всего речеслуховой и речедвигательный анализаторы.
И.Г. Песталоцци прослеживал определенные закономерности в последовательном овладении речью.
В структуре процесса формирования речевой выделяют ряд последовательных периодов [57, с. 162]:
 подготовительный (с момента рождения до 1 года);
 преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
 дошкольный (от 3 до 7 лет);
 школьный (от 7 до 17 лет).
Подготовительный этап называют также доречевым. Освоение языка ребёнком начинается с освоения им звуковой формы языковых знаков, система и правила сочетания которых и составляют язык, рассматривающийся как средство осуществления речевой деятельности.
Крик ребенка — это первое проявление его способности к речи. За криком следуют звуки, еще не имеющие никакой связи с членораздельной речью. Лишь много месяцев спустя эти звуки постепенно начинают походить на гласные и согласные, приближенные к звучанию некоторых слогов и слов, которые часто слышит ребенок.
Этот период И.Г. Песталоцци считал подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи. Он придавал большое значение в развитии детской речи развитому слуховому восприятию и окружающей речевой среде. Ребёнок начинает освоение артикуляции звуков речи практически с рождения и овладевает рече-произносительными навыками за три-четыре года [57, с. 164].
Ранний возраст является важным этапом становления органов и систем организма и, в первую очередь, функций головного мозга ребёнка. Ученые доказали, что функции коры головного мозга не являются наследственно фиксированными, а развиваются в процессе взаимодействия индивида с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в период раннего возраста, то есть в первые три года жизни: на данном этапе развития максимально формируются предпосылки всего дальнейшего развития организма. Именно поэтому период раннего возраста следует рассматривать как фундамент развития личности ребёнка, а окружение ребёнка всецело должно способствовать своевременному и сбалансированному развитию его способностей, умственного и физического здоровья ребёнка.
Отметим, что в период раннего возраста для ребёнка характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Данная возрастная особенность является стимулом так называемых сенсомоторных потребностей. Научно доказано, что если ребёнок ограничен в получении и переработке информации в соответствии с возрастными возможностями, темп его развития замедляется. Данное положение обуславливает вывод о том, что необходимо создавать такую среду, чтобы жизнь малышей была разносторонней, богатой впечатлениями. В то же время, сенсорные потребности обусловливают и значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.
В раннем детстве особое значение для ребёнка играют эмоции: не осознавая фонетических лексем, грудной ребёнок активно отзывается на психоэмоциональное состояние взрослого, поэтому одной из ключевых задач родителей и сотрудников дошкольного образовательного учреждения является выражение чувственных характеристик в ходе проведения режимных процессов — кормление, бодрствование ребенка, формирование поведения и навыков, обеспечение его всестороннего развития.
В качестве общих отличительных черт данного периода развития ребёнка следует также отметить и то, что интерес к внешнему миру является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально.
Так, заставить ребёнка слушать или смотреть достаточно сложно, но заинтересовать его можно многим, следовательно, в обучении и воспитании детей раннего возраста особое значение имеют позитивные эмоции. Часто, дети реагируют на эмоциональный настрой, интонацию взрослого, еще не понимая смысл речи, обращенной к нему, легко улавливают и заряжаются таким же настроением. Это, с одной стороны, упрощает, а, с другой стороны, усложняет процесс воспитания детей раннего возраста.
Под овладением языком (родным или иностранным) психологи понимают формирование умений и навыков понимания и выражения своих мыслей» [53, с. 108]. Овладение речью представляет собой многогранный процесс развития лингвистических способностей индивида, основанный на эмоциональном, предметном, игровом, познавательном взаимодействии с окружающей средой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы