Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «речевое творчество» 7
1.2. Возрастные особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Содержание художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста 25
1.4. Возможности художественно-речевой деятельности в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 39
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46
2.1. Организация и методики исследования. Результаты констатирующего этапа 46
2.2. Содержание работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 52
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия, в условиях развития современного российского общества, новое звучание приобретают вопросы творчества, раскрытия креативного начала каждого конкретного ребенка как подлинного субъекта жизнедеятельности.
Обществу сегодня крайне нужны люди, которые творчески мыслят, способны создавать культуру, жить в ней, развивать ее. Поэтому формирование образованной, творческой личности является одной из первоочередных задач реформирования образования в стране.
Идея самоценности, уникальности ребенка, необходимости развития ее творческого потенциала получила отражение и в нормативных актах нашего государства: в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации , Законе «О дошкольном образовании в Российской Федерации» , в Законе Российской Федерации «Об образовании» .
Речевое творчество как сложный вид творческой деятельности занимает особое место среди творческих проявлений дошкольников и требует взаимодействия различных психических функций. Проблема речевого творчества из-за сложности и многогранности природы речевых явлений касается педагогики и психологии, лингвистики, психолингвистики и литературоведения.
Классики педагогики раскрыли значимость и необходимость развития творческого потенциала детей (Я.Л. Коминский, П.Ф. Лесгафт, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.) . Они видели в творчестве источник интеллектуального, физического, психического формирования личности.
Труды классиков (П.П. Блонский, А.В. Духнович, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня, С.Ф. Русова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), отечественных методистов (А.М. Богуш, М.С. Вашуленко, В.Я. Мельничайко, Н.П. Орланова, А.Я. Савченко, М.Г. Стельмахович, В.А. Сухомлинский и др.) свидетельствуют об осознании ими важности теоретической и практической разработки проблемы развития детского творчества.
Современные исследователи также подчеркивают огромное влияние творчества на становление полноценной личности, способностей ребенка, его потребностей и мотивов поведения. Дошкольный возраст определяется учеными как особенно благоприятный для развития творчества, в том числе и речевого (Е.В. Белкина, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.М. Георгян, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев, В.А. Моляко, Н.П. Орланова, Т.А. Пироженко, В.А. Сухомлинский, О.С. Ушакова и др.).
Исследователи детского творчества определили критерии оценки творческого продукта в различных видах художественной деятельности: изобразительной (Е.В. Белкина, Т.Г. Казакова), музыкальной (Н.А. Ветлугина, Н.М. Георгян, Е.В. Тарасова), художественно-речевой (А.М. Богуш, Л.В. Ворошнина, Н.П. Орланова, С.М. Чемортан). Лингводидактический аспект этой проблемы нашел свое практическое воплощение в ряде диссертационных исследований последних лет (Т.И. Алиева, Л.В. Ворошнина, С.В. Ласунова, Т.Г. Постоян, О.С. Ушакова и др.). В педагогических исследованиях доказано, что речевое творчество успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием специального обучения.
Психологический аспект проблемы включает особенности восприятия литературных произведений (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.М. Леушина) и деятельности воображения детей как основы словесного творчества. Ведь связное речевое высказывание создается в результате перевода наглядных образов – представлений, переживаний, впечатлений на язык словесных знаков. В развитии воображения как основного новообразования дошкольного детства ученые видят один из главных факторов формирования творческих способностей на ранних этапах онтогенеза.
В рамках лингвистического подхода ученые определяют творческую природу речевой деятельности, рассматривают связное высказывание (текст) как ее продукт с собственной внутренней структурой и категориальными признаками (В.И. Бадер, Л.А. Булаховский, И.Р. Гальперин, И.И. Ковалик, В.Г. Костомаров, Л.М. Лосева, Г.Я. Солганик) .
Психолингвистические компонент проблемы развития речевого творчества раскрывается в трудах А.А. Леонтьева, И.О. Синицы, Т.М. Ушаковой и других . Он основывается на представлении о структуре речевой деятельности и различных психофизиологических механизмах речи, обеспечивающих выработку необходимых ее качеств, в том числе и производительности.
Однако, несмотря на высокую степень теоретической разработанности вопроса развития речевого творчества старших дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности, часто в дошкольной образовательной организации не уделяется достаточного внимания развитию речевого творчества у детей. Также отмечаются пробелы в методическом обеспечении педагогов. Этим и обусловлена актуальность темы данного исследования.
Объектом исследования определено речевое творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является Развитие речевого творчества старших дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить специфику развития речевого творчества старших дошкольников в процессе художественно-речевой деятельности.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Определить сущность и содержание понятия «речевое творчество».
2. Описать возрастные особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Дать характеристику содержанию художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать возможности художественно-речевой деятельности в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-речевой деятельности.
Методами исследования были определены следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент (констатирующий, формирующий).
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанном и пробированном содержании работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста и возможности его использования в работе воспитателя по развитию речевого творчества старших дошкольников.
Структура работы обусловлена цель и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В становлении творческой личности, в которой нуждается современное общество, большое значение имеет словесное творчество, так как речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. В дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи, особое внимание уделяется старшему дошкольному возрасту, так как именно в этом возрасте происходит появление социального «Я», которое требует коммуникативных умений взаимодействия с внешним миром, и способность отображать в слове свои интересы, потребности, раскрывать внутренний мир.
Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Речевое творчество – важнейший компонент художественно-речевой деятельности наряду с восприятием, воспроизведением, исполнительской деятельностью. Речь принимает участие во всех этапах творческого процесса: создании замысла, поиске способов его реализации, уточнении, информации, стимулировании, поддержки сочинительства, на этапе оценки и соотнесения полученного результата с замыслом. Таким образом, мы рассматриваем речетворческую деятельность как стержень разных видов художественно-речевой деятельности.
Предложенные нами игровые приемы в процессе художественно-речевой деятельности являются частью образовательно-воспитательной работы в направлении развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-речевой деятельности и способствуют развитию речевого творчества старших дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание понятия «речевое творчество»

Традиция изучения проблемы развития словесного творчества дошкольников связана с рассмотрением ее как одного из видов связного высказывания в условиях обучения речи. Исследователи доказывают, что у детей до старшего дошкольного возраста складывается сознательное художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, проявляющееся в понимании содержания и идеи произведения, способности выделять и осознавать его языковые средства, хотя процесс составления собственной творческой рассказы для большинства детей еще представляет трудности. Это проявляется в содержательной (подражание, невыразительность произведений, алогичность содержания, бедность и неоригинальность сюжетов) и формальной характеристикам высказывания (нарушение структуры сообщения, ограниченность в использовании стилистических средств), ученые объясняют низким уровнем литературоведческой осведомленности, несформированностью представлений о жанровых, композиционные, речевые особенности литературных и фольклорных произведений и неумением переносить приобретенные художественные представления в собственное творчество (Л.В. Ворошнина, С.В. Ласунова, Н.П. Орланова, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Значительная часть работ по обозначенной проблемы посвящена преимущественно созданию системы речевых упражнений, речетворческих занятий, разработке специальных приемов обучения творческого рассказа. При этом нередко игнорируются личностный, интеллектуально-творческий аспекты развития речевого творчества.
Инициативное словесное творчество как компонент различных видов детской деятельности почти не исследовалась, хотя отдельные наблюдения (А.А. Люблинская, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, К.И. Чуковский и др.) свидетельствуют об огромном творческом потенциале дошкольников, различных типах проявлений их речевого творчества, уникальную роль словесного творчества в различных видах детского художественного творчества.
Налицо очевидное противоречие между психологическими предпосылками, которые обеспечивают возможности развития речевого творчества старших дошкольников, с одной стороны, и недостаточной концептуально-методической разработанностью этой проблемы с другой.
Речевое творчество дошкольников – феномен речевой культуры, отражающий уровень психического развития, речевой компетентности, внутреннего духовного и душевного состояния, выражение предпочтений и интересов детей, она также является мощным средством их художественно-эстетического, интеллектуально-творческого развития, формирования креативного начала каждой личности.
Исследования различными научными школами философско-эстетической природы творчества позволяет оценить ее как непременное условие человеческого существования, социального прогресса, высшей духовности личности – субъекта творческого процесса (В.И. Андреев, Л.М. Столович, А.Т. Шумилин, В.А. Цапок и др.) . В широком смысле творчество понимается как свойство, присущее не только человечеству, но и неживому миру. Большинство ученых определяют сущность понятия «творчество» как продукт человеческой деятельности, способный порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы