Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ТМНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты работы с детьми с ТМНР в процессе развития психомоторики и сенсорных процессов 7
I.1. Понятие тяжелых множественных нарушений развития. Характеристика детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 7
I.2. Особенности психомоторики и сенсорных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 15
I.3. Специфика развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 22
Выводы по первой главе 26
Глава II. Экспериментальное исследование развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития 27
II.1. Организация и методики исследования 27
II.2. Результаты констатирующего этапа 30
II.3. Формирующий этап 33
II.4. Результаты контрольного этапа 36
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
Приложении I 47
Введение:
В последние годы отмечаются тенденции к увеличению числа детей с множественными нарушениями развития. Проблемы раннего выявления, психолого-педагогической диагностики и коррекции развития детей данной группы остаются одними из наименее разработанных как в теоретическом, так и в практическом плане.
В разработке нуждаются пути и способы психолого-педагогической поддержки детей данной категории, организации специального обучения, особенно на начальном периоде. При рассмотрении проблемы нарушения слуха важно учитывать факт уникальности и своеобразия развития таких детей, необходимость внимания к большому количеству проблем медицинского, психологического, образовательного и, как следствие, социального характера, возникающих в процессе их обучения и социальной реабилитации.
Решение задач коррекции развития детей с комплексными нарушениями требует создания разноуровневых программ, обоснования системы организации учебно-воспитательной работы, разработки содержания, форм и методов, которые должны соответствовать уровню возможностей ребенка. Большинство детей с множественными нарушениями развития не способны усвоить учебный материал в сроки, предусмотренные программами для общеобразовательных школ, у них возникают специфические трудности в процессе социальной интеграции. Через затруднения или вообще невозможность учиться в специальных учреждениях для детей по одному типу нозологии дети данной категории нуждаются в обучении в специальных группах при дошкольных учебных заведениях и классах при специальных общеобразовательных школах.
Существует, кроме того, отдельная категория детей, особенности развития которых обусловлены глубиной и сложностью имеющегося у них комплексного нарушения, что требуют организации индивидуального обучения. Из-за недостатков системы специального образования такие дети в большинстве случаев лишены возможности овладеть навыками, необходимыми для самостоятельной жизни в обществе.
Анализ имеющейся практики свидетельствует о том, что педагоги сталкиваются с определенными трудностями при определении содержания программ для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. В настоящее время специалисты сами разрабатывают индивидуальные программы, которые часто не имеют четкой цели и строго определенных предметных областей. Педагоги испытывают значительные трудности в планировании работы.
Среди проблем развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) важная роль отводится психомоторике и сенсомоторной сфере, влияющих на процесс дальнейшего обучения такого ребенка. Развитие сенсомоторной сферы ребенка предполагает развитие его двигательной сферы через развитие восприятия и формирование понятий о пространстве, вкусе, запахе пр. с использованием двигательного анализатора.
Актуальность проблемы развития сенсомоторной сферы детей с ТМНР состоит в том, что ребенок познает окружающий мир посредством живого созерцания, восприятия и ощущения предметов и явлений окружающего мира в целом. Детям с ТМНР не свойственно проявление интереса к окружающему миру, по этой причине нужно проводить работу по обогащению и накапливанию их чувственного опыта, учить быть внимательным к тому, что его окружает.
Степень изученности темы. Стоит отметить, что важность проблемы развития учащихся начальной школы с нарушениями в развития давно и неоднократно подтверждали отечественные педагоги и лингвисты М.Ф. Бунаков, Ф.И. Буслаев, А.Н. Соколов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Фортунатов, В.П. Шереметьевский и другие, на современном этапе – Л.А. Варзацкая, Т.А. Ладыженская, Н.А. Пашковская, А.Н. Хорошковская и др.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута цель исследования – определена специфика развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Достижению поставленной цели способствовало решение рада задач:
1. Раскрыта сущность понятия тяжелых множественных нарушений развития; дана характеристика детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Установлено, что к множественным нарушениям относят сочетание двух или более первичных психофизических нарушений, которые в равной степени определяют структуру аномального развития и трудности социальной адаптации ребенка.
2. Описаны особенности психомоторики и сенсорных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Установлено, что для детей с ТМНР свойственно замедленное развитие познавательных процессов. Мышление, восприятие и память таких детей характеризируются специфичностью, кроме того, им свойственные и личностные особенности развития.
3. Описана специфика развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Установлено, что дети с ТМНР требуют индивидуального и комплексного подходов в обучении, использование игровых заданий и упражнений.
4. Проведено экспериментальное исследование развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Проведенное исследование на констатирующем этапе показало существенное недоразвитие психомотирики и сенсорных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, принявших участие в исследовании.
5. Разработаны и апробированы рекомендации по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В разработке рекомендаций за основу взяты положения Л.Б. Баряевой, в частности об использовании игровых заданий и упражнений с детьми с ТМНР.
Цель предлагаемых нами рекомендаций − создание условий для включения ребенка с ТМНР в специально организованную образовательно-развивающую среду, которая способствует развитию их психомоторики и сенсорных процессов.
Были выделены технологии, необходимые для использования в обучении детей с ТМНР. Данными технологиями являются следующие: 1) индивидуализация обучения; 2) игровые технологии; 3) информационно-компьютерные технологии; 4) создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под каждого ребенка; 5) «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
На контрольном этапе исследования была установлена эффективность разработанных рекомендаций, поскольку по всем методикам, используемым в исследовании, была намечена положительная динамика.
Таким образом, можем сделать вывод, что задачи исследования были решены, цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты работы с детьми с ТМНР в процессе развития психомоторики и сенсорных процессов
I.1. Понятие тяжелых множественных нарушений развития. Характеристика детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Нарушения развития могут проявляться различными сочетаниями. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например:
– сочетание нарушения зрения и слуха (слепоглухоты);
– зрения и системного нарушения речи;
– зрения и умственной отсталости;
– нарушения слуха и умственной отсталости;
– зрения и опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушением слуха относятся к группе детей с множественными нарушениями в развитии, поскольку нарушение слуха сопровождается нарушением речи, психо-эмоционального состояния и пр.
Вообще, Т.А. Басилова отмечает, что можно выделить более двадцати типов тяжелых множественных нарушений, которые могут быть представлены сочетанием первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений, а также сочетанием всех этих нарушений с умственной отсталостью различной степени .
В дефектологический практике встречаются и дети с множественными нарушениями – умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями слуха или зрения и др.
В то же время в специальной литературе очевидна неупорядоченность терминологии, используемой для обозначения сочетания множественных нарушений развития. Назрела необходимость определения содержания и уточнение значения ряда терминов, которые одновременно используются в современной специальной литературе. В работах отечественных исследователей мы встречаем термины сложный дефект, нарушение сложной структуры; сложные, множественные, комплексные и комбинированные нарушения развития .
Собственно, исследование проблематики обучения детей с множественными нарушениями началось с изучения особенностей психического развития отдельных случаев сочетания сенсорных нарушений. Сначала в центре внимания исследователей (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков и др.) оказалась слепоглухие. Это нарушение получило название «слепоглухонемота», хотя речь шла и о детях с глухотой, слепотой и неразвитым речью, и о детях, которые имели нарушения слуха и зрения, выраженные в меньшей степени.
Термин «сложное нарушение» получил широкое распространение в трудах исследователей в 80-90 годы. М. Блюмина считает сложными нарушениями только такие аномалии развития, при которых имеют место два или более первичных нарушений с характерными для них вторичными отклонениями, затрудняющими общую структуру нарушения и задерживают его компенсацию. Такую же точку зрения поддерживает Т.А. Басилова .
Термин «сложные нарушения развития» закрепился в российской специальной литературе. Ученые-дефектологи характеризует сложное нарушение как сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственной отсталости) у одного ребенка, которые в равной степени определяют структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных программ по отношению к нему .
Нарушения развития могут проявляться различными сочетаниями. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например:
– сочетание нарушения зрения и слуха (слепоглухоты);
– зрения и системного нарушения речи;
– зрения и умственной отсталости;
– нарушения слуха и умственной отсталости;
– зрения и опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушением слуха относятся к группе детей с множественными нарушениями в развитии, поскольку нарушение слуха сопровождается нарушением речи, психо-эмоционального состояния и пр.
Вообще, Т.А. Басилова отмечает, что можно выделить более двадцати типов тяжелых множественных нарушений, которые могут быть представлены сочетанием первичных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений, а также сочетанием всех этих нарушений с умственной отсталостью различной степени .
В дефектологический практике встречаются и дети с множественными нарушениями – умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями слуха или зрения и др.
В то же время в специальной литературе очевидна неупорядоченность терминологии, используемой для обозначения сочетания множественных нарушений развития. Назрела необходимость определения содержания и уточнение значения ряда терминов, которые одновременно используются в современной специальной литературе. В работах отечественных исследователей мы встречаем термины сложный дефект, нарушение сложной структуры; сложные, множественные, комплексные и комбинированные нарушения развития .
Собственно, исследование проблематики обучения детей с множественными нарушениями началось с изучения особенностей психического развития отдельных случаев сочетания сенсорных нарушений. Сначала в центре внимания исследователей (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков и др.) оказалась слепоглухие. Это нарушение получило название «слепоглухонемота», хотя речь шла и о детях с глухотой, слепотой и неразвитым речью, и о детях, которые имели нарушения слуха и зрения, выраженные в меньшей степени.
Термин «сложное нарушение» получил широкое распространение в трудах исследователей в 80-90 годы. М. Блюмина считает сложными нарушениями только такие аномалии развития, при которых имеют место два или более первичных нарушений с характерными для них вторичными отклонениями, затрудняющими общую структуру нарушения и задерживают его компенсацию. Такую же точку зрения поддерживает Т.А. Басилова .
Термин «сложные нарушения развития» закрепился в российской специальной литературе. Ученые-дефектологи характеризует сложное нарушение как сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственной отсталости) у одного ребенка, которые в равной степени определяют структуру нетипичного развития и трудности реализации образовательных программ по отношению к нему .