Развитие познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка 5
1.1. Общая характеристика познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения 5
1.2 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 14
1.3. Виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения 28
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных средств 37
2.1. Анализ наглядного материала учебников по русскому языку и электронных приложений к ним и определение его возможностей в развитии познавательного интереса младших школьников 37
2.2. Методические рекомендации по использованию наглядных средств с целью развития познавательного интереса учащихся к изучению русского языка 42
2.3. Цели, содержание и результаты практической работы по развитию познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка 52
2.3.1. Диагностика уровня познавательного интереса учащихся к урокам русского языка 52
2.3.2. Система развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка с использованием наглядности 58
2.3.3. Результаты контрольного эксперимента по определению уровня познавательной активности учащихся 66
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложение 76
Приложение А 77
Приложение Б 78
Приложение В 79

  

Введение:

 

Значительное количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса школьников, его формированию и развитию. Например, в своих работах анализируются уровни и проявления формирования интереса у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабанского [1], [2].Несмотря на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно полно, формирование устойчивого познавательного интереса остается проблемой, продолжающей волновать нас.
Развитие познавательного интереса мотивирует ребенка на учебную деятельность. Познавательный интерес и любознательность постепенно перерастают в глубокую потребность в знаниях и в их практическом применении. Также у ребенка появляется потребность в творческом освоении учебного материала.
Курс русского языка достаточно труден для школьников и может казаться неинтересным, и это в свою очередь отражается на их учебной деятельности по усвоению данной дисциплины. С целью повышения познавательной активности и повышению интереса к обучению русскому языку педагогу необходимо использовать на уроках дополнительные занимательные материалы. В современном обществе все больше и больше внимания уделяется использованию средств наглядности в обучении.
Психологами давно доказано, что у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное и наглядно-действенное. Следовательно, педагогический процесс в школе должен в основном строиться на наглядных и практических методах обучения. Кроме того, методы применения наглядности в обучении имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию в определенном объеме и в определенных дозах, а также управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Применение наглядных средств помогает учителю привлечь внимание ребенка, также это способствует активной познавательной деятельности учащихся на уроках.
Во многих школьных учебниках по русскому языку наглядность представлена весьма скудно, а того, что имеется, не всегда достаточно для проведения полноценного урока. Не хватает методических рекомендаций по использованию наглядности при изучении материала по русскому языку, в то время как они являются необходимым компонентом при подготовке к уроку.
Таким образом, тема нашего исследования является актуальной и требует более тщательного изучения.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: каковы возможности использования наглядных средств на уроках русского языка с целью развития познавательного интереса учащихся?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность развития познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
Объект исследования–процесс развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования–наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Гипотеза исследования.Мы предполагаем, что применение наглядных средств на уроках русского языка будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету, если:
 использовать различные виды наглядного материала, включая электронные приложения;
 следовать правилам применения и методическим рекомендациям по использованию наглядных средств.
Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи:
 дать общую характеристику познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
 раскрыть особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте;
 рассмотреть виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения;
 провести анализ наглядного материала учебников по русскому языку и электронных приложений к ним и определение его возможностей в развитии познавательного интереса младших школьников;
 разработать методические рекомендации по использованию наглядных средств с целью развития познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;
 реализовать цели, содержание и результаты практической работы по развитию познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, освещающий состояние изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы учителями начальных классов на уроках изучения русского языка.
В соответствии с задачами исследования разработана структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Наглядность обучения — это одна из важнейших условий, обеспечивает успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для них источником получения объективных научных знаний, развития речи и самостоятельного понимания материала.
В процессе восприятия объекта наряду с восприятием участвуют память и мышление. Образ объекта, который воспринимается является наглядным только тогда, когда ребенок анализирует объект, сопоставляет его с уже приобретенным опытом. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть разным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от уровня развития его познавательных способностей, знаний, степени наглядности начальных образов восприятия.
Принцип наглядности выходит из самого процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися учебного материала. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, участвует в развитии абстрактного мышления, во многих случаях является его основой.
Формирование у школьников навыков устной и письменной речи — тяжелая и многогранная задача, стоящая перед учителем. Главное в методике урока обучения грамоты заключается в использовании таких наглядных дидактических средств, на основе слуховых, зрительных и моторных (связанные с движением пишущей руки) ощущений которые вызвали бы у школьников яркие слуховые и зрительные впечатления.
Итак, мы пришли к выводу, что ценным методом стимулирования интереса к обучению является метод использования различных наглядных средств. Можно с уверенностью сказать, что наглядные средства – это великая сила, которая позволяет учить и учиться не только на уровне сознания, но и на уровне чувств.
Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Участниками эксперимента стали учащиеся 2-го класса в количестве 18 человек. В связи с определением уровня развития познавательных интересов у средних школьников использовалась методика А.А. Горчинской. Была использована еще одна методика, автором которой является Г.И. Щукина. Ее целью является определение непосредственно уровня познавательного интереса обучающихся.
После подведения результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что после прохождения программы с использованием средств наглядности уровень сформированности познавательного интереса повысился. Использование наглядных средств при обучении русскому языку повышает уровень развития познавательного интереса у школьников в начальной школе.
Проанализировав все данные, которые были получены в результате эксперимента, можно прийти к выводу, что уровень познавательного интереса у обучающихся 2 класса стал выше. Их творческая активность повысилась, повысилась и исполнительная активность, стало меньше детей, которые находятся на низком уровне.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.

 

 

Заключение:

 

Значительное количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса школьников, его формированию и развитию. Например, в своих работах анализируются уровни и проявления формирования интереса у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабанского [1], [2].Несмотря на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно полно, формирование устойчивого познавательного интереса остается проблемой, продолжающей волновать нас.
Развитие познавательного интереса мотивирует ребенка на учебную деятельность. Познавательный интерес и любознательность постепенно перерастают в глубокую потребность в знаниях и в их практическом применении. Также у ребенка появляется потребность в творческом освоении учебного материала.
Курс русского языка достаточно труден для школьников и может казаться неинтересным, и это в свою очередь отражается на их учебной деятельности по усвоению данной дисциплины. С целью повышения познавательной активности и повышению интереса к обучению русскому языку педагогу необходимо использовать на уроках дополнительные занимательные материалы. В современном обществе все больше и больше внимания уделяется использованию средств наглядности в обучении.
Психологами давно доказано, что у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное и наглядно-действенное. Следовательно, педагогический процесс в школе должен в основном строиться на наглядных и практических методах обучения. Кроме того, методы применения наглядности в обучении имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию в определенном объеме и в определенных дозах, а также управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Применение наглядных средств помогает учителю привлечь внимание ребенка, также это способствует активной познавательной деятельности учащихся на уроках.
Во многих школьных учебниках по русскому языку наглядность представлена весьма скудно, а того, что имеется, не всегда достаточно для проведения полноценного урока. Не хватает методических рекомендаций по использованию наглядности при изучении материала по русскому языку, в то время как они являются необходимым компонентом при подготовке к уроку.
Таким образом, тема нашего исследования является актуальной и требует более тщательного изучения.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: каковы возможности использования наглядных средств на уроках русского языка с целью развития познавательного интереса учащихся?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность развития познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
Объект исследования–процесс развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Предмет исследования–наглядность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.
Гипотеза исследования.Мы предполагаем, что применение наглядных средств на уроках русского языка будет способствовать повышению интереса учащихся к предмету, если:
 использовать различные виды наглядного материала, включая электронные приложения;
 следовать правилам применения и методическим рекомендациям по использованию наглядных средств.
Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи:
 дать общую характеристику познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения;
 раскрыть особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте;
 рассмотреть виды и функции наглядных средств, используемых в процессе обучения;
 провести анализ наглядного материала учебников по русскому языку и электронных приложений к ним и определение его возможностей в развитии познавательного интереса младших школьников;
 разработать методические рекомендации по использованию наглядных средств с целью развития познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;
 реализовать цели, содержание и результаты практической работы по развитию познавательного интереса учащихся в процессе использования наглядных средств на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, освещающий состояние изучаемой проблемы; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы учителями начальных классов на уроках изучения русского языка.
В соответствии с задачами исследования разработана структура выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1. Общая характеристика познавательного интереса как фактора развития активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения
Проблема интереса к обучению сопровождала весь исторический процесс становления педагогической мысли и школы. Трудно найти человека, у которого вообще отсутствуют какие-либо интересы, и еще труднее найти такого ребенка. Именно по этим причинам так важно принимать во внимание интересы каждого учащегося и стремиться их развить.
Несомненно, интерес – это фундамент множества исследований, как в психологии, так и в педагогической науке. С позиций современной педагогики проблемы познавательного интереса, рассматривались С.Л. Рубинштейн, Т.Л. Блиновой, Л.С. Выготским и многими другими авторами [3], [4], [5]. Проанализируем подходы некоторых авторов к раскрытию понятия «интереса».
В словаре В.И Даля «интерес» не включает психологических подтекстов. Первое толкование понятия «интерес» – это определенная выгода, выгода, прибыль; второе толкование – рост на деньги, проценты; третье толкование – забота, участие или развлечение, ценность, важность дел [6, c.346].
В соответствии с мнением Л.С. Выготского интерес воспринимался как влияние «на интегральные качества человека: мировоззрение, убеждения, отношение к труду, на свободу человека в выборе цели и средств деятельности» [3, c.234].
В трудах В.А. Сухомлинсого отмечается, что интерес – это чувственное благополучие, основанное на воплощении познавательной деятельности и характеризующееся мотивацией этой деятельности [7].
Н.Г. Морозова дает определение интересу – это активная чувственно-познавательная связь общества со всем миром [8]. С позиции Г.И. Щукиной непосредственно познавательный интерес представляется автору в качестве избирательной целенаправленности личности, ориентированной на сферу знания и образовательному процессу [9].
Чуть позднее М.В. Матюхина раскрывает это понятие как фактическую причину действий, которая ощущается людьми как особенно важная [10]. Значение этого термина следует понимать, как позитивное оценивающее отношение субъектов к итогам своей деятельности. Понятие выражается в эмоциональных взаимоотношениях учащихся с объектами своих знаний.
Ф.К. Савина изучала «интерес» и сделала вывод, что это системное качество человека, указывая на его продуктивные свойства: личностную и социальную зависимость, субъектную направленность, поли функциональность, осознанность, динамичность, избирательность, имеющую эмоциональную окраску, на фоне волевого напряжения [11].
С.П. Рубенштейн считает, что интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей [3].
На рисунке А.1 представлены обстоятельства проявления познавательного интереса и творческой активности.
Г.И. Щукина утверждает, что в действительности интерес выступает перед нами [9]:
— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
— как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящая удовлетворение;
— как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
— наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
В современном социологическом словаре интерес (от латинского interest – иметь ценность) определяется как ориентация субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей, выгод. У С.Л. Рубинштейна было определенное мнение по поводу интереса. Он считал, что это понятие заключается в характере двусторонних отношений [3].
М.А. Родионов принимал участие в рассмотрении понятия интерес. С его позиции это понятие рассматривается как общественное явление: интерес – это целостность выражения, проявления внутренней сути субъекта и выражения объективного мира, комплекса материально-духовных ценностей культуры человека в сознании субъекта [12]. Между тем, «процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и является главным в становлении школьника к обучению».
О.Б. Епишева также изучала понятие «познавательный интерес». С ее точки зрения, это понятие принимается как форма проявления познавательных потребностей, способствующая направлению личности к пониманию целей деятельности, более полной ориентации, детальному знакомству с фактами и, как следствие, успешности обучения [13].
В процессе открытия сущности познавательных интересов, Т.Л. Блинова утверждает, что, во-первых, это понятие характеризует устойчивое желание личности к целенаправленной активной деятельности познавательного характера [4].
В ходе проведенного анализа представленных подходов к определению интереса можно выделить его характерные свойства:
— появление выборочной, целенаправленной потребности в образовании;
— влияние на свободу выбора цели и методов деятельности;
— ориентация субъекта на значимые для него объекты;
— интерес принимает характер двухсторонних отношений;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы