Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие познавательного интереса посредствами народных сказок (на примере народности Водь) у детей 5-6 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК 7
1.1. Сущность основных понятий в психолого-педагогической литературе: «познавательный интерес», «народные сказки», «духовно-нравственное воспитание» 7
1.2. Особенности развития познавательного интереса посредством народных сказок у детей 5-6 лет на примере народности Водь 14
1.3. Методика реализации развития познавательного интереса 21
Вывод по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ СКАЗОК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ПРИМЕРЕ НАРОДНОСТИ ВОДЬ 33
2.1 Методики исследования начального уровня познавательного интереса 33
2.2 Методический комплекс сказок, направленный на развитие познавательного интереса сказками народности Водь 43
2.3. Анализ результатов по развитию познавательного интереса по сказкам народности Водь 52
Вывод по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложение 69

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Старший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования познавательной мотивационной сферы личности. Познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством, что подтверждается в исследованиях Д.Е. Берлайн и Г.Н. Гришковой.
В настоящее время, на современном этапе развития системы образования в условиях реализации ФГОС одной из наиболее важных задач является непосредственно формирование у детей познавательного интереса через духовно-нравственное развитие. Это, в свою очередь, обуславливается важностью познавательного развития и познавательного интереса. Познавательный интерес можно рассматривать как категорию, включающую в себя весь спектр познавательной активности дошкольника, что, собственно, и заключает детскую познавательность, интерес ко всему новому и неизведанному в структуре окружающей его действительности.
Во ФГОС НОО целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования декларируется социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
ФГОС также подразумевает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников патриотических чувств являются накопление детьми духовно-нравственного опыта жизни в своем регионе. Если ребенок знает историю своего края, региона, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он будет осознанным гражданином своей страны.
Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, но не ставят перед собой цели в обеспечении ребенка интересом к познанию окружающей действительности.
Эффективным средством формирования познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте является сказка. Кроме того, сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию и логически выстраивая отношения героев.
Важно отметить, что сказка также ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо полностью хорошие, либо совершенно плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе. Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что это произведение должно задевать все стороны личности ребенка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи была представлена сущность основных понятий в психолого-педагогической литературе: «познавательный интерес», «народные сказки», «духовно-нравственное воспитание». Было выявлено, что понятия выстраиваются в линию закономерного процесса «познавательный интерес-народная сказка-духовно-нравственное воспитание», являясь последовательным отношением в развитии гармоничной личности ребенка старшего дошкольного возраста.
В ходе решения второй задачи были определены особенности развития познавательного интереса посредством народных сказок у детей 5-6 лет на примере народности Водь. Было выявлено, что познавательный интерес побуждает старшего дошкольника к получению новых знаний, к их усвоению и обработке. Можно говорить о том, что познавательный интерес является частью познания как такового.
В ходе решения третьей задачи была представлена методика реализации развития познавательного интереса на основании духовно-нравственного компонента. Было выяснено, что несмотря на приоритетность духовно-нравственного воспитания, следует отметить необходимость педагогической готовности к реализации соответствующих программ на государственном уровне.
В ходе решения четвертой задачи был представлен анализ программ ДОУ на предмет развития познавательного интереса и духовно-нравственного воспитания. Было выяснено, что необходимо формировать духовно-нравственный компонент, и для детей это более всего интересно на основе познавательного мотива посредством чтения и изучения народных сказок Водь

 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ СКАЗОК

1.1. Сущность основных понятий в психолого-педагогической литературе: «познавательный интерес», «народные сказки», «духовно-нравственное воспитание»

Проблема познавательного интереса представляется традиционной в психолого-педагогической науке и практике. Во все времена исследователи уделяли данном аспекту преимущественное значение. Так, разные ученые в зависимости от имеющихся у них методологических позиций и целей по-своему трактовали сущность проблемы. Мы можем полагать, что среди достаточно широкого многообразия взглядов на проблему познавательного интереса представляется возможность выделить ряд принципиальных направлений.
Следовательно, достаточно часто познавательный интерес рассматриваются в качестве определенной познавательной потребности, в структуре которой происходит формирование любопытства. Отсюда, С.Л. Рубинштейн интерпретировал любознательность в качестве синонима «живого познавательного интереса», показателем которого является определенное количество вопросов, которые задаются непосредственно ребенком [53, с.246].
Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений – потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем.
В.А. Крутецкий рассматривает феномен любознательности в качестве «… активного познавательного отношения человека к действительности» [29, с.365].
В.С. Юркевич говорит о том, что «…любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета» [61, с.85].
Соответственно, составляя категорию познавательного интереса, любознательность более точно описывает его в качестве потребности к исследованию нового.
Л.И. Котлярова полагает, что познавательный интерес является своеобразным показателем познавательных запросов и интересов детей [28, с.44].
Л.И. Аржанова, в свою очередь, предоставляет возможность характеризовать познавательный интерес «сложным чувством любви к знаниям», которое возникает в процессе умственной работы и, соответственно, проявляется непосредственно в склонности к приобретению новых знаний, как уже было сказано ранее. В.В. Давыдов, в свою очередь, рассматривает познавательный интерес как чувство, которое формируется в процессе учебной деятельности [7, с.174].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы