Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие наглядно-образного мышления детей 5-6лет посредством оригами.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами…………………….
7
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет……………………………………………..
7
1.2 Роль оригами в развитии наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет…………………………………………………………………………………
14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами .…………………………
21
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.………………………………………………………….
21
2.2 Содержание и организация работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами ……..
34
2.3 Динамика уровня развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет…………………………………………………………………………………
43
Заключение …………………………………………………………………. 50
Список используемой литературы ………………………………………… 52
Приложение А Характеристика выборки исследования…………………. 55
Приложение Б Результаты исследования наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет на этапе констатации ……………………..
56
Приложение В Конспекты совместной образовательной деятельности по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами……………………………………….
57
Приложение Г Результаты исследования наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет на этапе контроля………………………….
65
Введение:
Актуальность исследования. Проблема исследования развития наглядно-образного мышления дошкольников до сих пор остается актуальной, несмотря на то, что ей уделяется много внимания со стороны разных исследователей. Актуальность ее заключается в том, что результаты изучения особенностей мышления и его развития могут повлиять на выбор методов развития на последующем этапе образовательной деятельности.
Наглядно-образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Исследования Р.С. Немова показали, что наглядно-образное мышление доминирует над другими видами. От уровня развития наглядно-образного мышления будет зависеть готовность ребенка к школе. Характерной особенностью процесса оригами является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно значима роль оригами в развитии пространственного воображения и наглядно-образного мышления.
Анализ педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет и недостаточной представленностью методических разработок, посвященных применению оригами для этих целей.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности оригами в развитии наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: оригами как средство развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, о том, что развитие наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами будет возможным, если:
– реализована поэтапная работа по развитию показателей наглядно-образного мышления посредством оригами, включающая познавательный и интерактивный этап.
– включен комплекс меропрятий для родителей в работу по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, обработка фактического материала исследования, представленного в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования являлись:
– исследования особенностей развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет (М.И. Еникеев, А.А. Крылов, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьяков);
– исследования роли оригами в развитии мышления у детей 5-6 лет (М. Вертхеймер, В.И. Малков, В.А. Моляко, Л.А. Парамонова, Н.П. Шаталова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей оригами в развитии наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка и обоснование содержания работы с использованием оригами составит основу для более широких научных представлений о содержании и средствах развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для построения психолого-педагогической работы по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования. Детский сад № 6 «Журавушка», г. Салехард. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), 2 приложений. Текст проиллюстрирован 14 таблицами и 7 рисунками.
Заключение:
В нашем исследовании отражены основные подходы, которые касаются природы наглядно-образного мышления, механизмов его развития. Следует отметить, что несмотря на освещенность проблемы развития наглядно-образного мышления в литературе, многих исследователей интересует проблема по поиску эффективных путей развития данного вида мышления у дошкольников.
В соответствии с целями, задачами эксперимента и показателями уровня развития наглядно-образного мышления у 5-6 лет были отобраны диагностические методики: «Мозаика» (О.Н. Земцова), «Матричные задачи Равена», «Четвертый лишний» (Н.Л. Белопольская), «Складная картинка» (В. Синельникова и В. Кудрявцева), «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).
В ходе обработки полученных данных на констатирующем этапе был проведен анализ показателей, полученных с помощью методик. По итогам констатирующего исследования выявлено, что высокий уровень развития наглядно-образного мышления у 28% детей экспериментальной группы и 34% детей контрольной группы. Средний уровень развития наглядно-образного мышления в экспериментальной группе у 52% детей и в контрольной группе у 48% детей. К низкому уровню развития наглядно-образного мышления в экспериментальной группе отнесены 20% детей и в контрольной группе 18% детей. Таким образом, по результатам констатирующего этапа исследования в обеих группах детей 5-6 лет преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления.
Формирующая работа предполагала поэтапное включение оригами в совместную деятельность педагога и детей – когнитивный и интерактивный этапы и работу с родителями…Нужно дополнить!
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по развитию наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами был проведен контрольный этап. Обобщая полученные данные на контрольном этапе, можно констатировать повышение количества детей ЭГ, которые имеют высокий уровень развития наглядно-образного мышления, а также снижение показателей низкого уровня развития. Результаты КГ, с которой не проводилась специальная работа по развитию наглядно-образного мышления, не подверглись значительным изменениям и остались примерно на том же самом уровне.
Сравнительный анализ результатов диагностики констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента свидетельствует о значительном снижении числа детей с низким уровнем развития наглядно-образного мышления и соответствующем росте количества детей с высоким уровнем в ЭГ. Таким образом, поставленные в работе цели и задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет посредством оригами
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет
В современной литературе существует множество определений мышления. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение).
Основной единицей мышления является мысль, которая представляет собой действие, направленное на анализ и сопоставление фактов по различным признакам. Мышление как процесс связан с мотивацией и способностями личности, а так же ее действиями. На каждом этапе развития человек осуществляет мыслительные действия исходя из сложившихся мотивов, способностей, целей. Но в тоже время, все эти образования развиваются и вступают в новые системные связи из-за усложнения мыслительной деятельности. «В беспрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции (анализ, синтез, абстрагирование), которые мышление порождает, но не сводится к ним полностью». Мотивы выступают не только как средства развертывания, но и влияют на производительность мышления. Орудием мыслительной деятельности являются языковые средства, которые используются для выполнения дискретных операций.
И.П. Павлов говорил о том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что составляет высшее человеческое мышление. Из этого следует, что обобщение люди выражают с помощью речи. Материальной формой общения является язык. Ведь, при помощи него мысли людей не теряются, а передаются из поколения в поколения. Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности (Л.С. Выготский) [6].
Чувственной основой мышления выступают ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств поступает информация в мозг, а там уже преобразуется в мысль, тем самым помогая человеку найти решения проблемы, задач. Переход от ощущения к мысли является сложным процессом, который состоит в выделении и обособлении предмета или его признака в отвлечении от конкретного и установлении общего для всех. Мышление также связано с практической деятельностью людей. Она является не только основным условием, но критерием истинности мышления. У мышления так же стоит выделить функцию и задачи.