Туризм Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Экономические науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие музейного туризма в калужской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Особенности организации музейного туризма. 7

1.1. Музейный туризм как направления деятельности
музеев в сфере туризма  7

1.2. Анализ развития отечественного музейного туризма. 9

1.3. Туристская деятельность музеев на территории
Калужского региона. 18

2. Организация музейного туризма (на примере ГМИК
им. К.Э. Циолковского) 27

2.1. ГМИК им. К.Э. Циолковского: история создания,
организационно-экономическая структура и основные направления деятельности. 27

2.2. Анализ туристской деятельности ГМИК им. К.Э.
Циолковского. 32

2.3. Разработка тура по маршруту «Москва – Боровск
– Калуга» с посещением музеев космической направленности. 49

Заключение. 55

Список использованной литературы.. 60

Приложения. 68

 

 

 

  

Введение:

 

На протяжении веков непременным условием всякого
путешествия считалось посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям
отводилась особая роль. Музеи, равным образом, как и библиотеки, театры, архивы
являются «хранителями» знаний, в том числе и в области искусства. Музей – средство
расширения культурного и информационного горизонта, своеобразный инструмент, оформляющий
в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур
и субкультур, представителей различных социальных, профессиональных, возрастных,
этнических групп.

Современное общество рассматривает музей как средство,
способное оказать существенное влияние на развитие образования. Музей – уникальное
явление истории и культуры человечества, овеществленное хранилище времени. Нередко
поездка в другой город начинается с посещения музея – хранителя культурной
памяти региона. В современном мире музей – это многофункциональный институт социальной
информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и научных ценностей,
накопления и распространения информации. Документируя исторические процессы,
накапливая артефакты, комплектуя экспонаты, музей использует их в научной, образовательно-воспитательной
и пропагандистской целях.

Важно отметить, что музейная
деятельность является неотъемлемой частью туризма, развитию которого в нашей
стране сейчас уделяется особое внимание. Отсюда и исследование проблем,
связанных с музейным туризмом, представляется актуальным.

Музей представляет собой своеобразный туристский
ресурс. Туристские ресурсы, по определению М.Б. Биржакова, – это природно-климатические,
социо-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные,
зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности
человека в процессе и в целях туризма [5, с. 180]. В настоящее время музей это не
только хранилище историко-культурного наследия, призванного способствовать просвещению,
но и «категория» активная, здесь возможно использование анимационных средств, аудиовизуальных,
демонстрационных технологий [34, с. 39].

Существуют музеи самых разных профилей,
в том числе космической направленности. Россия имеет долгую историю развития космонавтики,
и поэтому вполне логичным является то, что в стране создается много музеев, посвященных
истории науки и космической техники. Но, несомненно, одним из лучших в мире,
обладающим богатым экспозиционным ресурсом является Государственный музей
истории космонавтики им. К. Э. Циолковского. Он привлекателен не только для
российских, но и иностранных туристов.

Цель дипломной
работы: исследование музейного туризма, включая  туристскую деятельность музеев на территории
Калужского региона.

Реализация поставленной цели требует решения
следующих задач:

— исследовать музейный туризм как специализированное
направление деятельности музеев в сфере туризма;  

— провести анализ развития отечественного
музейного туризма;

— рассмотреть организацию музейного
туризма (на примере ГМИК им. К.Э. Циолковского);  

— разработать тур по маршруту «Москва –
Боровск – Калуга» с посещением музеев космической направленности.

Объект исследования:
музейный туризм как направление туризма.

Предмет исследования:
деятельность музеев в структуре культурно-познавательного туризма.

Проблемы актуализации культурного наследия
представляют сегодня особый интерес для гуманитарных и социальных наук, в том
числе в контексте изучения роли музейной деятельности. Однако проблема развития
музейного туризма в научной литературе пока в должной мере не освещена.

Информационной базой исследования являются
федеральные и региональные нормативные акты, статистические данные, информационно-аналитические
материалы органов государственной власти федерального, регионального и местного
уровней.

Методология
исследования
. В ходе исследования использовались
общетеоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое
моделирование, а также эмпирические методы –  анализ документов, классификация и составление
таблиц.  

ВКР включает в себя: титульный лист, оглавление,
введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.

Во введении обоснована актуальность затронутой
в ВКР проблемы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования. В
первой главе отражены общетеоретические аспекты развития музейного туризма. Во
второй главе проведен анализ туристской деятельности музея, а также разработан
тур с посещением музеев космической направленности. В заключении даны основные
выводы по исследованию.

Теоретическая значимость исследовательской работы: получение
новых знаний относительно содержания
музейного туризма.    

Практическая значимость работы. Анализ туристской
деятельности музеев (на конкретном примере)
с оценкой наиболее значимых форм
организации
музейного
туризма.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное общество
рассматривает музей как средство, способное оказать существенное влияние на интеллектуальный
уровень развития людей. Музей – уникальное явление истории и культуры
человечества, овеществленное хранилище времени. Важно отметить, что музейная
деятельность является неотъемлемой частью туризма, развитию которого в нашей
стране уделяется особое внимание. Отсюда исследование проблем, связанных с
музейным туризмом, представляется актуальным.
Несмотря на то, что существует немало работ, посвященных покупательскому
опыту и удовлетворенности от туризма, проблемы развития музейного туризм пока
не имеют глубоких аналитических разработок.

Перед
организаторами музейного туризма стоит ряд специфических задач: определение
туристской специализации музея и формирования постоянного туристского потока в
музеи, составление туристской программы и маршрута, формирование пакета
рекламной продукции, поиск новых источников финансирования.

Существуют
музеи самых разных профилей, в том числе космической направленности. Россия
имеет долгую историю развития космонавтики, и поэтому вполне логичным является
то, что в стране создается много музеев, посвященных истории науки и
космической техники. Но, несомненно, одним из лучших в мире, обладающим богатым
экспозиционным ресурсом является Государственный музей истории космонавтики им.
К. Э. Циолковского. Он привлекателен не только для российских, но и иностранных
туристов.

Исходя
из общих посылок, была сформулирована цель дипломной работы: исследование
музейного туризма, включая  туристскую
деятельность музеев на территории Калужского региона. Для реализации
поставленной цели был определен ряд задач: исследовать музейный туризм как специализированное
направление деятельности музеев в сфере туризма; провести анализ развития
отечественного музейного туризма; рассмотреть организацию музейного туризма (на
примере ГМИК им. К.Э. Циолковского); разработать тур по маршруту «Москва –
Боровск – Калуга» с посещением музеев космической направленности.

Развитие
музейного туризма в 2020 году оказалось под угрозой в связи с распространением
коронавируса.

Государственный музей истории космонавтики
им. К. Э. Циолковского
первый в мире музей, посвященный
истории освоения космоса. Экспозиция музея состоит из двух частей. Первая часть
посвящена идеям и исследованиям Циолковского и демонстрирует модель ракеты
конструкции Циолковского, а также копии его научных работ. Вторая часть
содержит макеты космических аппаратов типа Спутника-1 и образцы лунной пыли. Сразу
за музеем находится ракетный парк, в котором среди прочего находится ракета
Р-7. Весной 2021 года была введена в строй новая экспозиционная линия, куда
перенесены экспонаты из запасников.

В музее также проводится научная работа по
изучению жизни и творчества К.Э. Циолковского, памяти которого ежегодно проходят
научные чтения, посвященные разработке его идей.

С конца прошлого века и по настоящее время
посещаемость Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
имеет устойчивую тенденцию к росту. Последние пять лет количество посетителей
колеблется на уровне одного миллиона человек в год с незначительной тенденцией
к увеличению.

Пандемия COVID-19 нарушила деятельность
музеев по всему миру, угрожая их финансовому выживанию и средствам к существованию
тысяч музейных специалистов. Чтобы усилить
социальное дистанцирование, ГМИК им. К.Э. Циолковского ограничил на этот период
количество посетителей до 80 на каждый доступный двухчасовой временной
интервал. Посетители должны бронировать посещение заранее, получая электронный
билет. Согласно новым правилам, все посетители и сотрудники должны носить
внутри маску для лица.

В порядке совершенствования деятельности
музея предложен ряд мероприятий.
Одна из мер – введение
гибкой ценовой политики. Летом, когда туристский поток большой, цены могут быть
более высокими, в «несезон» цены должны быть ниже. Этим пользуются туристские
компании для привлечения туристов в «мертвые» периоды (в 2015 г. в музеях
Московского Кремля была внедрена такая практика гибких тарифов).

Низкие цены в осенне-зимний период могут
привлечь в музей больше посетителей-туристов. Основанием для такого
предположения служит опыт проведения дня бесплатного посещения музея в связи с
115-летним юбилеем Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.
Циолковского. Информация об этой акции была широко освещена в СМИ. Точное
количество посетителей осталось неизвестно, поскольку их проход не оформлялся
бесплатными билетами, но по наблюдению сотрудников количество посетителей в
этот день превосходило обычное число в 8-10 раз. Этот пример демонстрирует
наличие резерва потенциальных посетителей музея, откликающихся на ценовую
политику.

В последние годы музеи становятся все более
ориентированными на аудиторию, и такая тенденция требует учета потребностей
аудитории (потенциальных посетителей) при планировании мероприятий и выставок. Музеям
необходимо адаптироваться к социокультурным изменениям, находя новые способы
удовлетворения возникающих требований, связанных с обучением и участием в
информационно-развлекательных мероприятиях.

На сегодняшний день наиболее перспективными
являются технологии, относящиеся к категории компьютерной реальности.
Дополненная реальность (
AR) –
это система, которая объединяет цифровой контент (тексты, изображения, видео и
3
D-объекты) с
восприятием пользователя реального мира с помощью умных очков, планшета и
смартфона. Он обеспечивает среду, в которой пользователи могут просматривать
комбинацию виртуальных и реальных объектов, в то время как виртуальная
реальность (
VR)
погружает пользователя в виртуальную среду.

Таким образом, экономическое стимулирование и
инновационные тренды музейной деятельности могут повысить посещаемость. При условии широкого информирования публики в СМИ о
проведении акций – днях низких цен на билеты – возможно увеличить посещаемость,
при этом не снижая общей суммы доходов от проданных билетов. Целесообразно
также усилить привлекательность основной экспозиции для публики, которую в
большей степени составляют иногородние посетители и иностранные граждане. По
данным социологических опросов, зрители на основной экспозиции хотели бы
пользоваться различными маршрутами – для посетителей первого визита, для детей
с родителями, для иностранцев.

Для оптимизации деятельности в
направлении развития музейного туризма важны акценты. В Калужской области на
уровне административного ресурса конструктивно обозначены программные
(инновационные) цели развития регионального туризма. В деятельности ГМИК им.
К.Э. Циолковского отчетливо проявилась в последнее время динамическая синергия
развития (расширение музейного пространства за счет введения в строй второй
линии, активизация конференциальной, выставочной работы, в целом научной и просветительской
деятельности). А вот образовательная среда не столь активно позиционирует себя
в этом направлении и явно нуждается в инициативах, в организационных формах
вовлечения ее интеллектуального ресурса (студенческого и преподавательского) в
общую программу космического и музейного туризма.

Вполне допустимо создание на базе
ГМИК им. К.Э. Циолковского координационного центра с целью усиления взаимодействия
всех заинтересованных сторон: Министерства экономического развития Калужской
области, ГМИК им. К.Э. Циолковского, ТИЦ «Калужский край», КГУ им. К.Э.
Циолковского, других региональных вузов, школ, лицеев, общественных
организаций, а также представителей частного бизнеса, предприятий, работающих в
сфере туроператорских услуг.

Вероятно, есть также смысл
разработать (при участии заинтересованных сторон) общую программу, позволяющую
объединить в единую систему имеющиеся региональные ресурсы, направления
деятельности и активных участников разработки конкретных проектов  в сфере космического и музейного туризма.

В представленной выпускной квалификационной
работе в порядке усиления прикладного эффекта проведенного анализа предложен
тур
по маршруту «Москва – Боровск – Калуга».

В ходе исследования использовались
общетеоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение,
теоретическое моделирование, а также эмпирические методы –  анализ документов, классификация и составление
таблиц.

Информационную базу исследования составили
федеральные и региональные нормативные акты, статистические данные,
информационно-аналитические материалы органов государственной власти
федерального, регионального и местного уровней.

Теоретическая
значимость исследовательской работы заключается в получении новых знаний в
контексте содержания
музейного туризма.  Практическая значимость работы выражена в аналитике
туристской деятельности музеев (на конкретном примере) с оценкой наиболее значимых форм
организации
музейного
туризма.

 

 





 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности
организации музейного туризма

 

1.1. Музейный туризм как направление деятельности музеев                      в сфере туризма

Музей – это учреждение, которое заботится (сохраняет)
коллекцию артефактов и других предметов, имеющих художественное, культурное, историческое
или научное значение. Многие государственные музеи делают эти экспонаты доступными
для всеобщего обозрения через выставки, которые могут быть постоянными или временными
[1]. Крупнейшие музеи расположены в больших городах по всему миру, а тысячи местных
музеев существуют в небольших городах, поселках и сельских районах. У музеев разные
цели: от обслуживания исследователей и специалистов до обслуживания туристов.

Есть разные типы музеев, включая художественные,
научные, военные, детские и др. музеи. К крупнейшим музеям мира относятся Лувр в
Париже, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальный музей Китая в Пекине, Британский
музей и Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге. По данным Международного
совета музеев существует более 55 000 музеев в 202 странах [2]. Одним из
ведущих профильных музеев является Государственный музей истории космонавтики
им. К. Э. Циолковского (далее – ГМИК им. К. Э. Циолковского).

Международный совет музеев (ICOM – международная
организация, созданная в 1946 г. для поддержки и развития деятельности музеев),
определил, что музей – это постоянное некоммерческое учреждение, служащее обществу
и его развитию и открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует
и выставляет экспонаты с целью учебы, образования и развлечения [65].

Музейный туризм – это
разновидность туризма, особенность которого заключается в использовании
туристского потенциала музеев и территорий, которые к ним прилегают [1].

Музейный
туризм важная витрина
для демонстрации уникальной культуры и истории городов [1]. Опыт туристических
покупок отражает удовлетворение или неудовлетворенность приобретенными товарами
и услугами [2]. Музеи превращаются из кабинетов диковинок, то есть хранителей
коллекций, в культурный шоппинг как инструмент экономической трансформации и
часть туристической инфраструктуры [3].

Музейный
туризм привлекает все больше внимания со стороны ученых. В настоящее время
исследования музейного туризма сосредоточены на эволюции роли и функций музеев,
поведении посетителей музеев и развитии музейного туризма. Что касается
музейных функций, большинство ученых согласны с тем, что музеи превратились в
многофункциональные учреждения, объединяющие образование, досуг, развлечения и
социальную значимость, а не просто обеспечивающие сбор, защиту и выставку
культурного и духовного наследия [9,14–17].

Перед организаторами музейного туризма стоит ряд
специфических задач: определение туристской специализации музея и формирования постоянного
туристского потока в музеи, составление туристской программы и маршрута, формирование
пакета рекламной продукции, поиск новых источников финансирования [2].

Культурный туризм является полноправной формой
музейной работы. В XXI в. вместе с культурой всецело трансформировался музей. В
перспективе развития большинство музеев будут продолжать укреплять своё взаимодействие
с окружающим обществом. В эру репродукций, когда практически любое изображение музейного
объекта можно найти в интернете, реальные объекты приобретают новое значение и ценность.
В этой ситуации музеи позиционируют себя как уникальные объекты, предлагающие людям
близкое знакомство с подлинными произведениями искусства. Важным фактором, побуждающим
музеи увеличивать взаимодействие с обществом, является необходимость привлечения
посетителей, которые платят деньги.

Для реализации программ музейного туризма необходима
система грамотного представления музейной коллекции по ряду параметров (приложение,
рис. 1).

Сотрудничество музеев и туризма связано не только
с общими ресурсными основами для развития этих видов деятельности, но и опирается
на современные тенденции в совершенствовании музейной работы и формировании туристского
спроса [1, 5].

Музейная аудитория тесно связана с  культурным туризмом, поскольку туристы являются
частью аудитории, а в некоторых музеях даже составляют большую часть от общего числа
посетителей. Можно утверждать, что все виды туристической деятельности содержат
определенный элемент культуры, что относится и к музейному туризму.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы