Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников 6
1.2 Возможности внеурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных навыков у младших школьников 9
Выводы по первой главе 13
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 15
2.2 Методика формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Словарь терминов 38
Приложение 39
Введение:
Актуальность темы исследования. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Требования, предъявляемые ФГОС НОО к формированию коммуникативных компетенций у обучающихся, нашли отражение в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— готовность слушать собеседника и вести диалог;
— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей ее достижения;
— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [1, с.31].
Коммуникативные навыки ребенка формируются с раннего детства и проявляются в готовности и умении общаться со сверстниками и взрослыми, слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т.д.
Проблема общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Вопросы развития коммуникативных навыков детей нашли отражение в исследованиях В.И. Яшиной, М.И. Лисиной, Л.М. Шипицыной, И.А. Зиминой и др.
Для формирования коммуникативных навыков младших школьников чрезвычайно важны условия общения, та среда, в которой складываются партнерские, дружеские отношения, а также результат общей совместной деятельности – не скованный рамками «правильного ответа», имеющий творческий характер. Более всего этим параметрам отвечают разнообразные формы внеурочной деятельности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа строится по принципу добровольности и отвечает, прежде всего, личным интересам школьников. Это дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий.
Основное назначение внеурочной деятельности – углубление интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие способностей учащихся, воспитание их общественной и познавательной активности, культурная организация их досуга. Кроме того, формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности позволяет компенсировать трудности процесса обучения, которые возникают в связи с возрастными особенностями учащихся. Для младших школьников – это еще и компенсация смены ведущих видов деятельности – с игровой на учебную.
Содержание, формы и методы внеурочной работы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний младших школьников, полученных в процессе общения, а значит, в конечном счете, может положительно влиять на формирование коммуникативных навыков. Свободное построение внеурочных занятий, значительная роль в них самодеятельности младших школьников позволяют в игровой, творческой форме осваивать достаточно сложные коммуникативные навыки.
Анализ литературы по теме исследования показал, что педагогикой и психологией накоплен обширный материал, охватывающий разнообразные научные подходы в изучении проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников. Однако, наряду с наличием научных и практических разработок в области формирования коммуникативных навыков у младших школьников, наблюдается недостаточная разработка возможностей их формирования во внеурочной деятельности.
Объект исследования – коммуникативное развитие младших школьников.
Предмет исследования – формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель исследования заключается в выявлении условий и методов эффективного формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
В связи с целью исследования необходимо решить ряд задач:
Проанализировать теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
1. Рассмотреть возможности внеурочной деятельности как среды для развития коммуникативных навыков у младших школьников.
2. Выявить эффективные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Теоретическая основа исследования:
Опытно-экспериментальная база исследования — ГБОУ СОШ № ….. г. Москвы. Всего было охвачено …. 24 младших школьника 9-10-летнего возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 36 страницами печатного текста компьютерного набора, 29 наименованиями списка литературы, одной таблицей и одним приложением.
Заключение:
Решая задачи исследования, на основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования, были определены теоретические предпосылки формирования коммуникативных навыков у младших школьников.
Сформированные коммуникативные навыки позволяют личности решать многообразные коммуникативные задачи: устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, гибко регулировать собственное речевое поведение и т.д.
Следовательно, к коммуникативным универсальным учебным действиям, успешно поддающимся формированию в младшем школьном возрасте относятся: умение слушать и слышать, учёт особенностей собеседника, открытость к общению, умение договариваться и сотрудничать. Это происходит по мере обретения опыта общения, совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений.
Для этого широкие возможности предоставляет разнообразная внеурочная деятельность младших школьников, важнейшим фактором в котором является самостоятельное творчество, возможности в реализации способностей и интересов каждого учащегося, направленность на достижение общего результата путем совместных усилий.
Практика организации совместной внеурочной деятельности младших школьников в группе показывает следующие её преимущества: возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; появляется умение строить свое поведение с учетом позиции других людей; формируется личная ответственность за общее дело.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников
В психолого-педагогических исследованиях коммуникативная деятельность детей рассматривается как основа их социализации, а задача формирования у детей способности к коммуникации изучается в единстве информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных навыков [Иванова, 16].
Коммуникативные навыки обеспечивают человеку возможность вступать, поддерживать, завершать общение. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству [Клубович, 17].
Для младшего школьника овладение подобными коммуникативными навыками позволяет преодолеть собственную эгоцентрическую позицию во взаимодействии с другими людьми (соучениками, учителем). Эгоцентризм является не каким-то отклонением, а обычным явлением для большинства дошкольников, как возрастной особенности. Ребенок данного возраста лучше всего осознает только ту точку зрения, которая совпадает с их собственной [Гришанова, 13].
В условиях социализации в группе сверстников, благодаря столкновению различных точек зрения в совместных видах деятельности, препятствия к взаимопониманию в общении преодолеваются.
Вопросами изучения коммуникативных навыков детей занимались ведущие специалисты в области педагогики и психологи, методики развития речи: В.И. Яшина, Л.М. Шипицина, М.И. Лисина и др. Р.Г. Давлетбаева выделяет следующие коммуникативные навыки у детей [Давлетбаева, 14]:
восприятие речи собеседника;
вступление в диалог: владение речевыми оборотами для установления контакта;
поддержание и завершение диалога;
постановка и ответы на вопросы.