Специальная педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие и коррекция памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 6
I.1. Общая характеристика памяти как познавательного психического процесса 6
I.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 11
I.3. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР 17
I.4. Основные методы и приемы развития и коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОО 20
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 26
II.1. Диагностика сформированности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР 26
II.2. Реализация педагогической работы по развитию и коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР 28
II.3. Анализ эффективности проведенной работы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Значение памяти в жизни каждого человека очень велико. Абсолютно все, что мы умеем и знаем – есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, что лишен памяти, как отмечал И.М. Сеченов, постоянно находился бы в положении новорожденного, он был бы существом, которое не способно ничем овладеть, ничему научиться, и его действия определялись бы лишь инстинктами. Память воздает, сохраняет и обогащает все наши умения, навыки, знания, без чего немыслимы ни плодотворная работа, ни успешное учение. Представить свою жизнь без памяти невозможно. Люди не смогли бы вспомнить различные радостные мгновения прошлого, почувствовать угрызения совести или вину за плохие поступки. Жизнь бы существенно усложнилась.
Память – это своего рода кладовая ума, хранилище приобретенных нами знаний. По мнению Цицерона, память – это «опекунша и сокровищница всего в мире». А с точки зрения психологии, память является любым проявлением того факта, что учение не пропало даром: это наша способность воспроизводить и хранить информацию.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, без памяти не было бы ни навыков, ни основанных на прошлом знаний. Не было бы психической жизни, что смыкается в единстве личного сознания, невозможен был бы сам факт непрерывного учения, который проходит через всю нашу жизнь и делает нас тем, что мы есть на самом деле. Нельзя отрицать то, что каждый из нас обладает памятью. Мы используем ее с такой легкостью, что зачастую редко сами поражаемся своим умением приобретать знания и использовать их. Кроме того, человеческая память – это нечто очень сложное, и, хотя психологи изучают ее на протяжении многих лет, они едва только начинают постигать всю ее сложность. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека.
На сегодняшний день особенно остро стоит проблема развития памяти у детей с общим недоразвитием речи, и решать ее нужно высококвалифицированным специалистам. Количество детей, имеющих отклонения в развитии речи, с годами, к сожалению, не уменьшается. Исходя из этого, очевидно, что необходима подготовка специалистов более высокого уровня. Для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, специальной психологии, логопедии. Кроме того, необходим учет выявленных специфических особенностей высших психических функций, индивидуальных возможностей и потенциальных способностей детей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью работы была организация педагогической работы по развитию и коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОО. Для достижения поставленной цели мы выполнили следующие задачи:
1) Дали общую характеристику памяти как познавательного психического процесса;
2) Дали психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
3) Выявили особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) Рассмотрели основные методы и приемы развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОО;
4) Провели диагностику сформированности развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
5) Реализовали педагогическую работу по развитию и коррекции памяти детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОО;
6) Проанализировали эффективность проведенной работы.
Таким образом, в первой главе была изучена доступная психолого-педагогическая литература по проблеме развития памяти детей и выявлены особенности памяти старших дошкольников с ОНР. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:
1. Память является сложным познавательным процессом, за счет которого осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение человеком своего прошлого опыта.
2. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, то есть ребенок не способен поставить перед собой определенной цели что-либо запомнить. Процесс запоминания происходит, помимо его воли и сознания в деятельности, и, соответственно зависит от ее характера.
Во второй главе было проведено экспериментальное исследование особенностей развития памяти у детей с ОНР, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: 1) Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия; 2) Методика «Нелепицы» С.Л. Рубинштейн. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития памяти в старшем дошкольном возрасте с использованием вышеописанных методик.
По результатам диагностики мы пришли к выводу, что память детей экспериментальной группы находится на достаточно низком уровне. Тогда нами было принято решение провести цикл занятий, направленных на развитие и коррекцию памяти с детьми экспериментальной группы с применением игровой деятельности, художественной литературы и мнемонических приемов. Это был формирующий этап эксперимента.
Проведение формирующего этапа состояло из трех блоков:
1) Игровая деятельность;
2) Занятия с применением художественной литературы;
3) Занятия с применение мнемотехники.
Содержание этих блоков подробно описано в параграфе 2.2.
После проведения цикла занятий мы провели контрольный этап эксперимента. Данный этап проводился по тем же самым методикам, что использовались на констатирующем этапе. На контрольном этапе эксперимента мы увидели положительную динамику уровня памяти детей экспериментальной группы.
Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, подобранная система занятий будет эффективно развивать память дошкольников при условии реализации принципа системности, последовательности, учета индивидуальных и типологических особенностей детей с ОНР, включения данных игр в свободную деятельность детей.
Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития и коррекции памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
I.1. Общая характеристика памяти как познавательного психического процесса
Психические процессы – это формы отражения субъектом объективной реальности в ходе деятельности центральной нервной системы. Они являются первичными регуляторами поведения. Среди множества психических явлений (внимание, способности, мышление, темперамент, ассоциации и т.д.) есть одно, которое обуславливает и проникает во все остальные явления – память.
Память – это одна из психических функций, а также видов умственной деятельности, которая предназначена сохранять, воспроизводить и накапливать информацию. С когнитивных позиций память является хранилищем информации, из которого вся информация может быть извлечена, воспроизведена и вспомнена. Благодаря памяти мы можем постоянно расширять круг своих знаний, пользоваться ими по мере надобности. Память находится в основе способностей человека, это условие научения, приобретения знаний, формирования навыков и умений. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни общества, ни личности.
Память – это один из наиболее важных компонентов психических процессов, он напрямую связан со всем комплексом психических процессов человека и, в особенности с мышлением и восприятием. Память занимает особое место среди всех психических познавательных процессов.
Физиологическая основа памяти – это следы ранее бывших нервных процессов, которые сохраняются в коре благодаря пластичности нервной системы: любой нервный процесс, вызванный внешним раздражением, не проходит для нервной ткани бесследно, но он оставляет в ней как бы «след» в форме определенных функциональных изменений, что облегчают течение соответствующих нервных процессов во время их повторения, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
В коре головного мозга физиологические процессы, что имеют место при воспоминании, по своему содержанию такие же, что и во время восприятия: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, которое вызвано непосредственным воздействием внешнего раздражителя на все органы чувств. Различие заключается только в том, что при восприятии центральные физиологические процессы поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они являются лишь «следами» ранее бывших нервных процессов. Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких частных процессов, что связаны между собой. Если мы увидим предмет, который раньше уже воспринимали, мы непременно узнаем его. Предмет нам покажется известным, знакомым. Сознание того, что воспринимаемое в данный момент явление или предмет воспринималось в прошлом, называется узнаванием.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы