Физическое воспитание Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие физических качеств у дошкольников с помощью подвижных игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования подвижных игр со старшими дошкольниками 6
1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников 6
1.2. Роль подвижных игр для развития старших дошкольников 10
Глава 2. Организационно-методические особенности проведения подвижных игр у старших дошкольников 15
2.1. Оценка исходных показателей физической подготовленности старших дошкольников 15
2.2. Обоснование и апробация методики проведения подвижных игр со старшими дошкольниками 19
2.3. Влияние методики подвижных игр на показатели физической подготовленности старших дошкольников 25
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для оптимального физического и психического развития ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и возможность управлять ими.
Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором физического развития, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей шестого года жизни.
Одним из самых эффективных средств воздействия на организм детей для укрепления здоровья, всестороннего развития и повышения адаптационных возможностей являются подвижные и спортивные игры [27, 28, 29]. Занятия подвижными играми положительно влияют не только на физическое развитие ребенка, а также и на формирование его личностных качеств: настойчивости, дисциплинированности, смелости, самостоятельности и целеустремленности. Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Анализ исследований Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.; Шарманова С.Б., Федорова А.И. и других показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость) [6, 8, 9, 11].
У старших дошкольников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств [4, 7].
Многие исследователи, такие как Семенова Т.А., Оконова Н.А., Скрипкин В.С., Шарикало Н.А. подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью дошкольника [23, 26, 36, 41].
Развитию физических качеств у дошкольников большое внимание уделяли такие ученые: Н.Ю. Васильева [4], Л.Д. Глазырина [6], Т.Г. Гурулева [7]. Вместе с тем учеными (Н.А. Шарикало [41], В.Н. Шебеко [45]) доказано, что игровая деятельность дошкольников создает благоприятные условия для их активного, личностного включения в процесс социализации и является оптимальным средством для развития физических качеств.
Таким образом, существует противоречие между недостаточной разработкой методики проведения подвижных игр со старшими дошкольниками и объективной необходимостью их применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – физическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования – развитие физических качеств у старших дошкольников средствами подвижных игр.
Цель исследования – обосновать методику проведения подвижных игр со старшими дошкольниками и реализовать ее в опытной работе.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты использования подвижных игр со старшими дошкольниками по сведениям специальной литературы.
2. Изучить особенности физической подготовленности старших дошкольников.
3. Разработать методику подвижных игр со старшими дошкольниками и экспериментально проверить ее эффективность на показатели физической подготовленности детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс физической подготовки старших дошкольников будет эффективным, если учитывать организационно-методические особенности организации подвижных игр с учетом психофизического развития ребенка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики подвижных игр у старших дошкольников для улучшения их физической подготовленности.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, воспитателям, учителям физической культуры для развития физических качеств у старших дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

1. Имеющиеся научные данные свидетельствуют о положительном влиянии занятий подвижными играми на физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста. Применение спортивных игр на физкультурно-оздоровительных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста способствует улучшению функционирования органов дыхания, кровообращения и оптимизации обмена веществ, воспитанию у детей внимания, целеустремленности, формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Большинство специалистов считает подвижные игры приоритетным средством физического воспитания детей дошкольного возраста. Однако, в научно-методической литературе наблюдается недостаточная определенность относительно особенностей организационно-методических особенностях проведения спортивных игр на свежем воздухе в разное время года для детей старшего дошкольного возраста, что послужило предпосылкой для проведения исследования.
2. По результатам констатирующего эксперимента установлено, что подавляющее число исследуемых дошкольников экспериментальной и контрольной группы имели недостаточный уровень физической подготовленности, что послужило основой для разработки методики спортивных игр для детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробация методики спортивных игр позволила достичь весомых результатов улучшения физической и функциональной подготовленности детей старшего дошкольного возраста, которая подтвердила свою эффективность и значимость. Разработанную методику проведения спортивных игр для старших дошкольников построено на основе фундаментальных педагогических принципов последовательности, доступности, непрерывности, активности, постепенного роста нагрузки и личностно-ориентированного обучения с учетом возраста детей, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Физкультурные занятия, включающие элементы спортивных игр, строились с учетом индивидуально-дифференцированном подхода. Внимание уделялось индивидуальным особенностям детей, их состоянию здоровья, настроению, особенностям физической подготовленности, количественным и качественным показателям овладения техникой основных движений, уровню развития двигательных способностей, двигательной активности, наличию двигательных навыков.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что после применения спортивных игр у дошкольников ЭГ достоверно улучшились все исследуемые показатели. В частности, бег 30 м улучшился у детей ЭГ на 0,7 с (<0,01), бег 10 м с хода – на 0,4 с (<0,05), количество раз отбиваний мяча с пола – улучшилось на 3,2 раза (<0,01), челночного бега – на 5 с (<0,01), гибкости – на 2 см (<0,05), что подтверждает эффективность спортивных игр на свежем воздухе.
За время педагогического эксперимента показатели функциональной подготовленности, за исключением частоты дыхания, у детей экспериментальной группы достоверно изменились (p≤0,05).
Таким образом, можно утверждать, что правильная организация спортивных игр способствует значительному улучшению физической подготовленности детей шестого года жизни, что экспериментально подтвердила свою эффективность и значимость.

 

Заключение:

 

Актуальность темы. Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий для оптимального физического и психического развития ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и возможность управлять ими.
Достижение данного уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором физического развития, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса. Это вызывает необходимость поиска путей оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей шестого года жизни.
Одним из самых эффективных средств воздействия на организм детей для укрепления здоровья, всестороннего развития и повышения адаптационных возможностей являются подвижные и спортивные игры [27, 28, 29]. Занятия подвижными играми положительно влияют не только на физическое развитие ребенка, а также и на формирование его личностных качеств: настойчивости, дисциплинированности, смелости, самостоятельности и целеустремленности. Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы физического воспитания в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере.
Анализ исследований Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.; Шарманова С.Б., Федорова А.И. и других показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость) [6, 8, 9, 11].
У старших дошкольников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств [4, 7].
Многие исследователи, такие как Семенова Т.А., Оконова Н.А., Скрипкин В.С., Шарикало Н.А. подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью дошкольника [23, 26, 36, 41].
Развитию физических качеств у дошкольников большое внимание уделяли такие ученые: Н.Ю. Васильева [4], Л.Д. Глазырина [6], Т.Г. Гурулева [7]. Вместе с тем учеными (Н.А. Шарикало [41], В.Н. Шебеко [45]) доказано, что игровая деятельность дошкольников создает благоприятные условия для их активного, личностного включения в процесс социализации и является оптимальным средством для развития физических качеств.
Таким образом, существует противоречие между недостаточной разработкой методики проведения подвижных игр со старшими дошкольниками и объективной необходимостью их применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Объект исследования – физическое воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования – развитие физических качеств у старших дошкольников средствами подвижных игр.
Цель исследования – обосновать методику проведения подвижных игр со старшими дошкольниками и реализовать ее в опытной работе.
Для достижения цели были поставлены такие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты использования подвижных игр со старшими дошкольниками по сведениям специальной литературы.
2. Изучить особенности физической подготовленности старших дошкольников.
3. Разработать методику подвижных игр со старшими дошкольниками и экспериментально проверить ее эффективность на показатели физической подготовленности детей.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс физической подготовки старших дошкольников будет эффективным, если учитывать организационно-методические особенности организации подвижных игр с учетом психофизического развития ребенка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики подвижных игр у старших дошкольников для улучшения их физической подготовленности.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, воспитателям, учителям физической культуры для развития физических качеств у старших дошкольников.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования подвижных игр со старшими дошкольниками

1.1. Психофизиологические особенности старших дошкольников

Дошкольный период является одним из важных этапов развития ребенка. Дошкольный возраст является важным моментом в развитии ребенка и сопровождается множеством качественных изменений во многих функциях организма. С другой стороны, физиологические и психофизиологические изменения ребенка не обеспечивают нужного уровня самостоятельности, который крайне необходим для адаптивного пребывания ребенка в детском учреждении и профилактики различных отклонений [2]. 
В этом возрасте происходят значительные изменения в деятельности всех физиологических систем детского организма, а к шести годам ребенок приобретает определенный уровень морфологического и функционального развития, который называют «школьной зрелостью». Если рассматривать данный вопрос с функциональной позиции, то возраст шести лет является одним из критических этапов развития, от которого могут зависеть все последующие периоды жизни ребенка [13, 16, 19].
Этот период можно считать сенситивным относительно становления процессов высшей нервной деятельности ребенка и морфофункциональных изменений в центральной нервной системе. 
Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно-мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [30, 36]. 
Довольно значительной зрелости достигают первичные проекционные поля анализаторов. Однако ассоциативные структуры, особенно коры головного мозга, развиты слабо. Количество нейронов в структурах центральной нервной системы ребенка соответствует их количеству во взрослом организме, однако после рождения происходит ряд процессов, обеспечивающих совершенствование функционирования центральной нервной системы:
• интенсивный рост и ветвление отростков нейронов;
• созревания нейронов;
• рост количества синаптических контактов;
• рост и увеличение диаметра аксонов;
• проходят процессы миелинизации как в ЦНС, так и на периферии.
В конце дошкольного периода происходит значительная перестройка взаимодействия процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Параллельно с развитием коры больших полушарий головного мозга происходит усиление тормозных процессов, уменьшается генерализация возбуждения. Легче производится дифференцирование, длиннее становятся периоды содержания торможения. 
Улучшение двигательной деятельности в возрасте шести лет связано с совершенствованием взаимодействия коры с мозжечком и рядом подкорковых центров, в частности красным ядром [4].
В 6 лет уже оказывается зрелая форма активации, значительно возрастает роль словесной инструкции в формировании произвольного внимания. Однако в этом возрасте эмоциональный фактор имеет большое значение.
Эмоции детей неустойчивы и чрезвычайно сильные в своих проявлениях, что обусловлено отсутствием достаточного контроля со стороны высших отделов центральной нервной системы. Ребенок в этом возрасте может легко и быстро заплакать или засмеяться, переходить от плача до смеха. По мере созревания высших структур эмоциональность уменьшается.
Пропорции тела у дошкольника продолжают изменяться, ребенок растет, его тело постепенно становится относительно узким. В четыре-пять лет начинают проявляться половые различия в строении тела, однако они еще слабо выражены. В период от пяти до семи лет наблюдается повышение скорости роста тела в длину, при этом конечности в это время растут быстрее, чем туловище. 
Мышечно-связочный аппарат в этом возрасте слабый, характеризуется высокой способностью к растяжению. Это обусловливает значительную гибкость, однако не обеспечивает надежной фиксации костей. Поэтому возможны деформации скелета, развитие асимметрии тела и конечностей, возникновение плоскостопия [2].
В мышечной ткани детей дошкольного возраста происходят не только процессы увеличения массы мышц, их морфологическая перестройка, а также дифференцировка волокон различных типов. Развитие мышц тесно связано с двигательной деятельностью ребенка. Дошкольный период особенно важен для формирования правильной осанки. В этом возрасте продолжается окостенение многих элементов скелета, что может служить важной оценкой «костного возраста», который определяется рентгенографически. Отсутствие сильно развитого мышечного корсета в этом возрасте может привести к нарушениям осанки, формы сводов стопы. Показатели взрывной силы в этом возрасте также невелики [39]. 
Кроме того, особое место в этом периоде занимает профилактика плоскостопия. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц, такие как скорость, сила, ловкость, выносливость. Для детей дошкольного возраста характерны определенные особенности развития этих качеств, а также некоторые другие особенности организации двигательной деятельности [36, 38, 42].

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы