Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология Физическая культура

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие физических качеств детей дошкольного возраста в подвижных играх

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты
развития физических качеств детей дошкольного возраста средствами  подвижных игр
. 6

1.1. Исследование проблемы физических
качеств в научной литературе
. 6

1.2. Особенности развития
физических качеств в дошкольном возрасте
. 12

1.3. Использование подвижных игр для
развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста
. 24

Выводы по главе 1. 30

Глава 2. Экспериментальное
исследование эффективности развития физических качеств детей старшего
дошкольного возраста в подвижных играх
. 32

2.1. Выявление уровня развития
физических качеств детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
исследования
. 32

2.2.Реализация образовательной
деятельности по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста

2.3. Оценка и анализ результатов
экспериментального исследования
. 54

Выводы по главе 2. 62

Заключение. 64

Список литературы. 66

Приложения. 73

  

Введение:

 

Актуальность темы.
Одним из целевых ориентиров Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования является создание условий для оптимального
физического и психического развития ребенка, развитие крупной и мелкой
моторики, подвижности, выносливости; владение основными движениями, контроль и
возможность управлять ими.

Достижение данного
уровня развития возможно в результате успешного освоения ребенком
образовательной программы дошкольного учреждения. Если учесть, что двигательная
активность является еще и условием, стимулирующим фактором физического
развития, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится
очевидным актуальность данного вопроса. Это вызывает необходимость поиска путей
оптимизации обучения и воспитания подрастающего поколения, в частности детей старшего
дошкольного возраста.

Одним из самых эффективных средств воздействия на
организм детей для укрепления здоровья, всестороннего развития и повышения
адаптационных возможностей являются подвижные игры [
33, 34, 35]. Занятия подвижными играми
положительно влияют не только на физическое развитие ребенка, а также и на
формирование его личностных качеств: настойчивости, дисциплинированности,
смелости, самостоятельности и целеустремленности.

Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между
декларативными заявлениями о необходимости совершенствования системы
физического воспитания в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в
этой сфере. Анализ исследований Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.; Шарманова С.Б.,
Федорова А.И. и других показал, что составляющими физического развития детей
являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная
сила, гибкость) [
4, 6, 7, 10].

У старших дошкольников интенсивно развиваются такие
двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые
положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение
(морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение
максимального развития двигательных качеств [
3, 5].

Многие
исследователи, такие как Семенова Т.А., Оконова Н.А., Скрипкин В.С., Шарикало
Н.А. подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным,
эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической
подготовленностью дошкольника [
24, 30, 43, 48]. 

Развитию
физических качеств у дошкольников большое внимание уделяли такие ученые: Н.Ю.
Васильева [
3], Л.Д. Глазырина [4], Т.Г. Гурулева [5]. Вместе с тем учеными (Н.А. Шарикало
[
48], В.Н. Шебеко [52]) доказано, что игровая деятельность дошкольников
создает благоприятные условия для их активного, личностного включения в процесс
социализации и является оптимальным средством для развития физических качеств.

Важным средством физического
развития детей и укрепления их здоровья являются подвижные игры, что
неоднократно подчеркивалось такими исследователями как Е.А. Аркин, В.В.
Гориневский, П.Ф. Каптерев, В.В. Покровский, Э.Я. Степаненкова, Е.Г. Тимофеева
и другими.

Таким образом,
существует противоречие между недостаточной разработкой проблемы содержания и
проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста и объективной
необходимостью их применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста
для развития физических качеств.

Цель исследования
– апробация комплекса подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста для
развития физических качеств.

Объект
исследования – подвижные игры с детьми дошкольного возраста.

Предмет
исследования – комплекс подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста для
развития физических качеств.

Гипотеза
исследования. Проведение игр с детьми старшего дошкольного возраста будет
эффективно при следующих педагогических условиях:

1.    
Учете психофизических
особенностей детей шестого жизни.

2.    
Специальном подборе
подвижных игр для проведения на прогулке.

3.    
Соблюдении
методических принципов построения занятий.

Для достижения
цели были поставлены такие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы развития
физических качеств у детей дошкольного возраста в подвижных играх.

2. Оценить особенности развития физических
качеств у детей старшего дошкольного возраста.

3. Апробировать влияние комплекса подвижных
игр на развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и
обобщение научно-методической литературы, индукция, дедукция, сравнение,
педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.

Практическая
значимость. Полученные в работе результаты могут быть использованы педагогами в
контексте создания здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных
организациях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1.
Анализ научно-методической литературы показал
, что современные научные данные свидетельствуют о
положительном влиянии занятий подвижными играми на физическое развитие и
состояние здоровья детей дошкольного возраста. Применение подвижных игр на
физкультурно-оздоровительных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
способствует улучшению функционирования органов дыхания, кровообращения и
оптимизации обмена веществ, воспитанию у детей внимания, целеустремленности,
формированию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Большинство
специалистов считает подвижные игры приоритетным средством физического
воспитания детей дошкольного возраста. Однако, в научно-методической литературе
наблюдается недостаточная определенность относительно особенностей проведения
подвижных игр в разное время года, учете индивидуальных особенностей детей старшего
дошкольного возраста для развития физических качеств, что послужило
предпосылкой для проведения исследования. 

2. В ходе решения второй задачи исследования было установлено,
что подавляющее число исследуемых дошкольников экспериментальной и контрольной
группы имели недостаточный уровень физической подготовленности, что послужило
основой для разработки комплекса подвижных игр для детей старшего дошкольного
возраста.

3. Экспериментальная апробация комплекса подвижных игр  позволила достичь весомых результатов
улучшения физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста,
которая подтвердила свою эффективность
и значимость.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что после
применения подвижных игр у мальчиков и девочек экспериментальной группы
достоверно улучшилось большинство исследуемых показателей.

В частности, у мальчиков экспериментальной группы прыжок в длину с места толчком
двумя ногами улучшился на 8,00 см (р<0,05), метания теннисного мяча в цель –
на 2 попадания (р<0,05), поднимания туловища из положения лежа на спине — на
5,00 раз (р<0,05), быстрого бега с высокого старта 30 м  — на 1 с (р<0,05), челночного бега — на
0,70 с (р<0,05).

У девочек экспериментальной группы также
произошли достоверные изменения большинства показателей, характеризующих
физические качества:
прыжка в длину с места толчком двумя ногами на 7,60
см (р<0,05), м
етания теннисного мяча в цель – на 3
попадания (р<0,05), поднимание туловища из положения лежа на спине — на 6,50
раз (р<0,05), быстрого бега с высокого старта 30 м  — на 0,10 с (р<0,05), челночного бега — на
0,20 с (р<0,05), гибкости – на 3 см (р<0,05), что подтверждает
эффективность комплекса подвижных игр.

Таким
образом, можно утверждать, что правильная организация подвижных игр
способствует значительному улучшению физической подготовленности детей старшего
дошкольного возраста, что экспериментально подтвердила свою эффективность и
значимость.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретические аспекты развития физических качеств детей дошкольного возраста
средствами  подвижных игр

 

1.1. Исследование проблемы физических
качеств в научной литературе

 

Многие научные исследователи,
занимающиеся проблемой развития физических качеств, неоднократно подчеркивают
важность системного  совершенствования
физических качеств у дошкольников [
3, 7, 8, 12, 14].

В настоящий
момент физические качества рассматриваются как интегральная характеристика
двигательных возможностей человека, обусловленная его анатомо-морфологическими,
физиологическими и психологическими особенностями, т.е. это возможности,
обусловленные сплавом врожденного и приобретенного [
6]. В
научно-специальной литературе выделяют такие физические качества как быстрота,
сила, гибкость, ловкость, выносливость.

Физическое
качество сила подразумевает под собой способность занимающегося преодолевать
внешнее сопротивление с помощью адекватного мышечного напряжения.
Сила подразделяется на абсолютную и
относительную. Под абсолютной силой понимают суммарную силу всех мышечных
групп, которые участвуют в реализации 
конкретного движения. Под относительной силой подразумевают проявление
абсолютной силы, если ее пересчитать на 1кг веса человека.

Взрывную силу характеризуют два
компонента: стартовая сила и ускоряющая сила. Стартовая сила характеризуется
способностью мышц к быстрому проявлению рабочего усилия на начальной стадии их
напряжения. Под ускоряющей силой понимается способность мышц человека к
наиболее быстрому наращиванию рабочих усилий в начальный момент их сокращения.

Быстрота представляет собой комплекс свойств, которые
непосредственно определяют типичные скоростные характеристики движения, а также
время двигательной реакции [
42].

Она обуславливается характерной деятельностью коры головного
мозга, а также подвижностью нервных процессов, которые вызывают сокращение,
напряжение и расслабление мышц. Быстроту 
характеризует время одиночного движения, а также время двигательной
реакции и частота одинаковых движений в единицу времени [45].

Развитию
быстроты содействуют упражнения, которые выполняются с высокой скоростью.
Поэтому для развития этого качества лучше подбирать те упражнения, которые дети
хорошо усвоили раньше. Тогда основное внимание и усилия ребенка будут
концентрироваться не на способе, а на скорости выполнения ударов [44].

При
этом развитие быстроты достигается за счет выполнения с максимально возможной
скоростью ударов в целом, а также за счет увеличения скорости выполнения
отдельных его элементов.

 Решению таких задач содействует выполнение
упражнений в парах, во время которых ребенок должен быстро реагировать на
действия своих партнеров, использовать те или иные удары согласно возникающей
ситуации (скорость реакции) и др.

На
развитие быстроты эффективно влияют упражнения, которые стимулируют школьников
к выполнению резких движений с высокой частотой. К ним относят выполнение
ударов за короткий отрезок времени. Однако на ускорение темпа ударов детей
нужно ориентировать только при условии, если они выполняют их легко и свободно
[
3].

Выносливость относится к числу важнейших физических качеств.
Выносливость представляет собой способность человека длительное время выполнять
работу без уменьшения мощности нагрузки, а также её интенсивности.

В литературе нет
однозначного подхода к определению данного понятия. Рассмотрим различные
взгляды авторов на эту проблему.

М. Линец считает, что
выносливостью называется «способность человека к длительному выполнению
какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности» [
20].

В.А. Шишкина убеждена,
что выносливость – это «совокупность физических способностей, обеспечивающих
поддержание длительности работы в различных зонах мощности» [
54].

Ж.К. Холодов и В.С.
Кузнецов считают, что выносливостью можно называть «способность противостоять
физическому утомлению в процессе мышечной деятельности» [45].

Зачастую выносливость подразделяют на общую и специальную
выносливость. Под общей выносливостью подразумевают совокупность функциональных
возможностей организма, которые определяют его способность к длительному
выполнению различной мышечной работы при ее высокой эффективности.

Под специальной выносливостью подразумевают способность организма
достаточно длительное время выполнять специфическую нагрузку в условиях четко
ограниченной дисциплины или лимитированного времени (спортивные игры).

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых
упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую,
координационную и выносливость к статическим усилиям.

Под гибкостью подразумевают определенную
подвижность в суставах, которая позволяет выполнять различные движения с
большой амплитудой. В практике физического воспитания и спорта различают две
формы проявления гибкости:

– активную, при которой величина амплитуды движений зависит от
собственных мышечных усилий;

– пассивную, при которой величина максимальной амплитуды движений
достигается под воздействием каких-либо внешних сил.

Под ловкостью подразумевают способность быстро, точно, а также
экономно решать разнообразные двигательные задачи [
4].

Физические
качества, заложенные в человеке генетически, необходимо развивать с детских
лет, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно лишь в том
случае, если ребёнок будет физически подготовлен. А правильное выполнение
движений влияет, в первую очередь, на здоровье ребёнка. В теории и методике
физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: ловкость,
гибкость, быстрота, сила и выносливость. Сензитивным периодом для развития
физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет.
Проявление в большей или меньшей степени того или иного качества зависит от
соматотипа ребёнка. Соматотип заложен генетически [
40, 41].

Во все годы (с 3
до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты гибкости, чем мальчики того же
типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы
у представителей мышечного типа конституции. Например: в 3 года эти мальчики
показывают лучше результат, чем девочки дигестивного типа; в 4 года – лучше,
чем девочки астеноидного типа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы