Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Развитие активной речи у детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития активной речи детей раннего возраста 5
1.1. Развитие речи детей раннего возраста как психолого-педагогическая категория 5
1.2. Особенности развития активной речи детей раннего возраста 18
1.3. Педагогические средства развития активной речи детей раннего возраста 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей раннего возраста 30
2.1. Диагностика уровня речевого развития детей раннего возраста 30
2.2. Реализация педагогических условий развития активной речи детей 40
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию активной речи детей раннего возраста 48
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложения 57
Введение:
Дошкольное образовательное учреждение – это самое ответственное и первое звено в системе народного образования. Овладение родным языком – это одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому сам процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании в качестве общей основы обучения и воспитания детей.
Развитие речи на раннем этапе жизни происходит по двум линиям:
– совершенствуется понимание речи взрослых
– формируется активная собственная речь ребёнка.
После двух лет жизни речевые указания взрослых уже начинают по-настоящему контролировать и регулировать поведение ребёнка в различных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать непосредственное и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в данный период изменяется качественно. Ребёнок уже не только понимает какие-то отдельные слова, но способен выполнять различные предметные действия по инструкции взрослого. Любые разговоры взрослых он начинает слушать с интересом, стремясь понять то, о чём же они говорят. В этот период дети активно слушают стихи, сказки и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.
Понимание и слушание сообщений, которые выходят за пределы ситуации общения, являются для детей важным приобретением. Оно дает возможность пользоваться речью как основным средством познания действительности. С учетом этого, воспитателю нужно направленно руководить развитием способности ребёнка понимать и слушать речь, которая не относится к конкретной ситуации.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Исследуя данную тему нами было выявлено противоречие между необходимостью развития активной речи детей раннего возраста и бессистемным ее формированием в условиях ДОУ.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречия путем поиска педагогических условий, обеспечивающих развитие активной речи детей раннего возраста.
Активизируя достижения практики и теории, мы пришли к осознанию того, что проблема обучения речи детей раннего возраста до сих пор недостаточно разработана.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы и методы развития активной речи детей раннего возраста.
Объектом исследования является процесс развития активной речи детей раннего возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия развития активной речи детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития активной речи детей раннего возраста будет осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
— разработка и проведение с детьми системы занятий по развитию активной речи;
— создание в группе необходимой предметно-пространственной среды.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть развитие речи детей раннего возраста как психолого-педагогическую категорию;
2) определить особенности развития активной речи детей раннего возраста;
3) выявить педагогические средства развития активной речи детей раннего возраста;
4) провести диагностику речевого развития детей раннего возраста;
5) реализовать педагогические условия развития активной речи детей;
6) проанализировать полученные результаты.
Методологической и теоретической основой исследования являются работы Бахваловой Н.И. о поисках новых форм работы по развитию речи детей; Елецкой Е.В. о развитии детей раннего возраста; Ляминой Г.М. об особенностях развития речи детей; Эльконина Б.Д. о психологии развития детей; Сиротюк А.Л. о современных методах развития речи детей и т.д.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе Центра развития ребенка — детского сада № 26 города Электросталь. В эксперименте приняло участие 24 детей раннего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап подготовительный – изучение и теоретический анализ литературы по проблеме; формулирование проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.
2 этап преобразующий – проведение опытно- экспериментальной работы; разработка и экспериментальная проверка условий развития речи детей раннего возраста.
3 этап оформительский — систематизация материала и литературы. Оформление выпускной квалификационной работы.
Новизна нашего опыта заключается в усовершенствовании методических приёмов по развитию активной речи детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования – может быть использовано в практической деятельности педагога ДОУ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе всех его этапов в Центре развития ребенка — детском саду № 26 города Электросталь..
Структура и объем работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В процессе исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы в рамках исследуемой проблемы.
Особенности развития речи детей раннего возраста складываются из этапов ее развития:
1 этап: приходится на возраст от 1 до 1,5 лет и напрямую связан с формированием активной и пассивной речи;
2 этап: приходится на возраст примерно от полутора до 2,5 лет. Дети начинают употреблять предложения. Растёт их интерес к окружающему миру;
3 этап: отводится на возраст 2,5 – 3-х лет. К трем годам осваиваются основные грамматические формы, а также основные синтаксические конструкции родного языка.
Выявлены педагогические условия развития активной речи детей раннего возраста, к числу которых мы отнесли создание определенных условий в группе, развивающих предметно-пространственную среду:
— рассматривание иллюстраций, картинок, игрушек;
— рассказ детям о персонаже потешки и о его особенностях;
— использование различных дидактических игр, дидактических упражнений;
— использование потешек во время прогулки;
— использование потешек, где дети могли бы подражать движениям и голосам птиц и животных;
— инсценировка потешки или сказки;
— создание пальчикового театра;
— использование музыкальных игр;
— создание книжного уголка и т.д.
Для выявления уровня развития речи детей использовались следующие критерии и показатели:
• уровень понимания речи взрослых;
• объем и уровень активного словаря;
• уровень контекстной (связной) речи;
На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 20% всех испытуемых имеют высокий уровень развития речи, 25 % испытуемых показали средний уровень и 55% детей – низкий уровень развития речи.
На формирующем этапе были решены следующие задачи:
— разработка и проведение с детьми системы занятий по развитию активной речи;
— создание в группе необходимой предметно-пространственной среды.
Речевая деятельность развивалась через детское использование дидактических игр и игрушек и др.
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что высокий уровень развития речи вырос на 40%, средний уровень развития речи вырос а 40%, а показатель низкого уровня развития речи к концу эксперимента не наблюдался совсем
Таким образом, задачи исследования решены, цель исследования достигнута. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития активной речи детей раннего возраста
1.1. Развитие речи детей раннего возраста как психолого-педагогическая категория
Второй год жизни является временем быстрого совершенствования и становления речевых функций (которые выступают в качестве основ всего психического развития ребенка), то есть это можно назвать сенситивным периодом развития речи. Возникает произнесение и понимание первых слов, что значительно делает возможности общения ребенка со взрослыми шире.
Эльконин Д.Б. [44; 25] указывал, что такой процесс расширения социальных отношений ребенка, изменения его возможностей и деятельности общения с окружающими его взрослыми уже в раннем возрасте ведет к постепенному росту словаря. Стимул же для усвоения речи – это невозможность обучиться правилам и приемам употребления предметов лишь с помощью «немого» языка, так как возникает постоянная необходимость обращения ко взрослым.
Основываясь на результаты исследований А.Н. Гвоздева и Н.А. Рыбникова, М.М.Кольцова предлагает следующую последовательность в развитии речи ребёнка [18; 28].
Таблица 1
9,5 мес. – 1год 6мес. Слова: ма-ма, па-па, ам (есть), ба-ба, те-тя, дя-дя, и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), му-му (корова), тик-так (часы), и т.п. Все существительные употребляются в начальной форме, то есть в именительном падеже единственного числа.
1год 6 мес. – 1 год 8 мес. Попытки связать два слова в одну фразу («мама, дай»). Усваивается повелительное наклонение многих глаголов «дай-дай», («иди, иди» и т.п.) так как оно выражает какие-либо желания ребёнка и для него имеет особенно важное значение.
1год 8мес. – 1год. 10мес. Появляются слова форм множественного числа (потому как разница между несколькими предметами и одним очень наглядна).
1 год 10 мес. – 2года Словарный запас детей доходит до 300 слов. Из них имена существительные составляют примерно 63%, глаголы – 23%, а другие части речи – 14%. Союзов нет совсем.
От 1года 6 мес. до 2 лет – первый возрастной период вопросов «Что это?». Появляются грамматические формы, которые помогают детям ориентироваться в пространстве и к предметам (падежи), а также во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, потом творительный, родительный, предложный и дательный. Но полное овладение формами предложений происходит намного позже.
3-й год Появляются придаточные предложения, многословные фразы; к концу года – местоимения и соединительные союзы.
4-5 лет Появляется условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Данное время является заключительной фазой в развитии языка. Происходит второй период вопросов «Почему?»
Первый год жизни каждого ребёнка является довербальным, подготовительным периодом развития его речи. Ребенок не совсем еще понимает речь окружающих и сам не умеет говорить. Подготовительный этап имеет особенное значение в дальнейшем развитии речи ребенка и охватывает весь первый год его жизни. Основным значением его в развитии речи детей является то, что в данный период времени складываются определенные условия для понимания и восприятия речи. Происходит выделение ребёнком среди перечня всех звуков именно звуков человеческой речи, нарастание чувствительности к характеристикам речевых звуков, что помогают вычислить определенное значение того или иного слова.
Первый этап речевого развития ребенка приходится на его возраст от 1 до 1,5 лет и напрямую связан с формированием активной и пассивной речи [37].
В раннем возрасте происходит быстрый рост пассивного словаря – количества понимаемых ребенком слов. Речь взрослого, которая организует действия ребенка, им понимается достаточно рано.
К этому периоду времени ребенок начинает также понимать и инструкции взрослых касательно каких-либо совместных действий. Но тем не менее, приблизительно до полутора лет у ребенка происходит развитие только понимания речи при еще очень незначительном приросте его активного словаря.
Прежде всего ребенком усваиваются словесные обозначения вещей, окружающих его, потом имена взрослых, названия игрушек и, в конце концов, частей лица и тела. Все эти слова – имена существительные, и обычно они приобретаются только в течение всего второго года жизни. Приблизительно к двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значение практически всех слов, которые относятся к предметам его окружающим.
Интенсивно развивается также и активная речь: происходит рост активного словаря, при этом число произносимых ребенком слов намного меньше, нежели понимаемых. Называть какие-либо вещи своими словами дети начинают в возрасте около одного года. К данному времени малыши обычно уже имеют представление об окружающем их мире в виде определенных образов. В таких условиях для старта освоения речи ребенку остается лишь связать уже имеющиеся в его представлении образы с сочетаниями звуков, что произносятся взрослыми в его присутствии. Сначала ребенок пользуется предложениями односложными при наличии подражания, соответствующей способности – это начальный этап его речевого развития.
Возраст от одного года до полутора лет (это первый период речевого развития) характерен слабым развитием каких-либо грамматических структур и употреблением детьми слов в неизменном виде (в основном).
Вторым этапом речевого развития можно считать возраст примерно от полутора до 2,5 лет. На втором году жизни особенно резко возрастает активный словарь ребенка. До этого возраста ребенок в среднем воспринимает от 30-40 до 100 слов, но употребляет эти слова крайне редко. После полутора лет происходит резкий скачок в речевом развитии. На конец второго года жизни малыши знают уже приблизительно 300 слов, а к возрасту трех лет – 1200-1500 слов.
На данном этапе развития речи дети начинают употреблять предложения. Растёт их интерес к окружающему миру. Ребенку хочется все узнать, увидеть, услышать, потрогать. Особенно он интересуется названиями явлений и предметов, и он постоянно задает вопрос взрослым: «Что это?» После получения ответа ребенок сам еще раз повторяет его и, чаще всего, заучивает сразу название, без какого-либо труда воспроизводя и вспоминая его.
Пассивный же словарь ребенка в таком возрасте не особо отличается от активного, а их соотношение к трехлетнему возрасту примерно составляет 1:1,3 [33].
Сначала ребенок пользуется предложениями однословными, которые выражают какую-либо его законченную мысль. Такие слова-предложения появляются из-за некоторой зрительно воспринимаемой конкретной ситуацией. Следом появляются предложения, которые состоят из двух слов, они включают и подлежащее, и сказуемое. Смысл этих двухсловных предложений такой же: целостное высказывание или некоторая мысль.
Чаще всего это будет субъект, выполняющий какие-то действия («мама идет»), действие и его объект («хочу конфету», «дай булку»), или действие и его место («мама там»). В таком возрасте дети учатся комбинировать слова посредством объединения их в небольшие фразы, состоящие из двух-трех слов, причем от этих фраз до целых предложений они растут довольно быстро.
Вторая половина второго года жизни детей охарактеризована переходом к самостоятельной активной речи, которая направлена на овладение своим собственным поведением и на управление поведением окружающих детей людей.
Второй период развития речи – это начало интенсивного формирования грамматического строя предложения. Отдельные слова в такое время становятся частью предложения, наблюдается согласование их окончаний.
Третий же этап речевого развития отводится на возраст 2,5 – 3-х лет. К трем годам осваиваются основные грамматические формы, а также основные синтаксические конструкции родного языка.
Во-первых, происходит расширение круга речевого общения ребенка. Он уже много говорит не только с близкими ему взрослыми, но также и с другими людьми, малознакомыми; с помощью своей речи он начинает обращаться к сверстникам тоже. Обращается ребенок к взрослым по разным причинам: указывает, называет, просит, требует, жалуется, сообщает и т.д.
Но речь в качестве средства общения в раннем детстве, чаще всего, напрямую связана с практической деятельностью детей в какой-либо наглядной ситуации. Это трансформирует речь в диалог, то есть прямые ответы на вопросы взрослых или вопросы и обращения к ним. Диалог – это как бы часть совместной деятельности ребенка со взрослым, еще не отделенная от конкретной ситуации взаимодействия [36].
Во-вторых, речевая активность резко повышается во время игр и какой-либо самостоятельной деятельности детей. Собственная речь у ребенка часто сопровождается с его предметными действиями. К примеру, ребенок констатирует перемещение или падение игрушек («мячик укатился», «мишка упал»), комментирует свою игру с кубиками («домик большой не сломается»), подгоняет машинку («скорей поехали») и т.д. Такая речь на первый взгляд ни к кому не обращена, она лишь фиксирует какие-либо действия ребенка. Но эта речевая фиксация имеет довольно большое значение при формировании вербального мышления ребенка.
В-третьих, происходит значительное возрастание интереса детей к взрослой речи. Они уже могут понимать и слушать не только речь, обращенную к ним, но и также прислушиваются к словам, к ним не обращенным. На третьем году жизни дети уже понимают содержание простых стихов и сказок и любят слушать их в исполнении взрослых.
Дети легко запоминают небольшие сказки и стихотворения и повторяют их с достаточной точностью. Они уже пробуют рассказать взрослым о каких-то своих впечатлениях и предметах, отсутствующих в непосредственной от них близости. Это значит, что детская речь начинает отделяться от ситуации наглядной и становится самостоятельным средством мышления и общения ребенка.
В детской речи встречаются практически все части речи, а также разные типы предложений. Самым важным приобретением речи ребенка на третьем этапе его речевого развития является то, что слово наделяется для него предметным значением. Ребенок обозначает одним каким-то словом предметы, которые различны по их внешним свойствам, но схожи по какому-либо способу действия с ними или существенному признаку. С появлением таких предметных значений слов напрямую связаны первые обобщения.
Функции детской речи [27].
Коммуникативная функция речи ребенка связана с использованием его речи в качестве средства общения, управления действиями других людей, поведения и саморегуляцией.
В возрасте от одного года до трех лет круг общения ребёнка расширяется – теперь он может общаться с помощью своей речи не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми или с детьми. Что же проговаривает ребенок во время общения со взрослыми? Чаще всего это практические его действия или та наглядная ситуация, в которой непосредственно протекает общение. Отвечая на вопросы взрослого, ребенок и сам задает множество вопросов о том, что они вместе делают. Но когда ребенок вступает в разговор с ровесником, он не особенно вникает в содержание фраз другого ребёнка, из чего следует, что такие диалоги скудны, и дети нечасто друг другу отвечают.
Семантическая функция детской речи напрямую связана с определением смысла большинства слов и приобретением обобщенных значений словами. В промежутке от одного до трех лет жизни ребенка происходит этап развития речи, когда в обиходе ребенка возникают многозначные слова. Их количество довольно невелико, от 3 до 7% от всего словарного запаса ребенка. Следом происходит распад этих многозначных слов, в речи ребенка слова приобретают устойчивые значения. В возрасте от 1 года до 1,5 лет можно выделить в речи ребенка ступени развития ряда словесных обобщений. На первой ступени ребенок пытается группировать предметы по их внешним, бросающимся в глаза и наиболее ярким признакам. На второй ступени такое обобщение осуществляется по функциональным признакам, то есть по роли, в какой используются предметы в детских играх. Третья ступень охарактеризована умением выделять устойчивые и общие признаки предметов, которые отражают их природу и независимые от функционального, ситуационного использования данных предметов.
Познавательная функция речи начинает развиваться у детей на третьем году жизни. Ближе к возрасту трёх лет ребенок начинает особенно внимательно прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые. Больше всего ему нравится слушать сказки, стихи, рассказы. В 2-3 года появляется понимание речи-рассказа. Рассказы, что касаются окружающих ребенка явлений и вещей, понимаются легче.
Появление познавательной функции речи определен важным моментом в речевом развитии ребенка. Он сигнализирует о том, что ребенок уже может познавать действительность не только через органы чувств, но и в её понятийном, идеальном отражении в языке.
Психологические механизмы речевого развития.
Как же формируется речь ребенка со стороны психологических механизмов данного процесса? Выделяют три основных механизма усвоения языка:
– подражание;
– образование условно-рефлекторных ассоциаций;
– опытная проверка и постановка эмпирических гипотез [13].
Подражание имеет влияние на формирование абсолютно всех аспектов речи, особенно грамматики и фонетики. Данный механизм появляется у детей уже в младенческом возрасте («первые слова»). Но подражание является начальным этапом речевого развития. Без следующей пары этапов он не сможет привести к полноценному усвоению языка.
Образование условно-рефлекторных ассоциаций в речевом развитии заключается в следующем: использование взрослыми каких-либо поощрений ускоряет процесс речевого развития. Но если поощрения как такового и не будет, то все равно будет происходить развитие речи.
Некоторые дети, видя, как закрывается и открывается дверь, произносят слово «дверь». Дальше, к примеру, отец говорит: «Погладь кошку» и сам выполняет это, а ребенок эту невербальную подсказку воспринимает как обозначение слова «гладить» и строит гипотезу, что же означает данное слово. Но, представим иной случай: мама везет малыша в коляске по солнечному парку и, часто поглядывая на небо, замечает: «Какой сегодня чудесный день». И ребенок после этого какое-то время может думать, что «день» – это спутниковая антенна на крыше, что он видел в тот момент. Немов Р.С. считает, что такой механизм слишком интеллектуализирует процесс речевого развития у детей раннего возраста.
Взаимодействие и сочетание этих трех механизмов объясняет развитие речи. Ранний возраст также характеризуется и развитием эгоцентрической речи.
Эти все достижения становятся возможными именно благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, позволяющую связывать между собой какие-то отдельные слова вне зависимости от реального положения тех вещей, что они обозначают. Если на этапе автономной детской речи слова ребенка могут отражать лишь положение вещей, наглядно воспринимаемое, то с развитием грамматической структуры речь ребенка все более отделяется от наглядной ситуации.
Следом выделяется грамматическая форма, которая выражает эти отношения еще при наличии предметной ситуации. И, наконец, происходит отвлечение обозначаемых данной грамматической формой отношений. Лексический запас ребенка – это неупорядоченный набор отдельных слов. На втором ситуационном этапе в сознании ребенка происходит формирование некоторой системы слов, относящейся к одной ситуации. Третий же этап характеризует объединение лексем в отдельные тематические группы.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: Т.Н. Ушакова, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, А.М. Шахнаровича и др. В усвоении грамматического строя русского языка в раннем детстве выделяются два периода (по данным А. Н. Гвоздева).
Первый период (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Этот период является периодом предложений, что состоят из аморфных слов-корней, употребляемых во всех случаях в одном неизменном виде. В этом периоде наблюдаются две стадии:
1. Стадия однословных предложений (от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев). К примеру, в высказываниях «Киса» или «Упала» ребенок обозначает словом лишь главный для него член предложения (сказуемое или подлежащее), остальные же члены того же предложения только предполагаются и могут выводиться лишь из ситуации и выражаться невербальными средствами ребенка (мимикой, жестами и пр.).
2. Стадия предложений, которые состоят из нескольких слов, главным образом двусловных предложений, что включают и подлежащее, и сказуемое («Ляля упала», «Киса ушла»).
Второй период происходит в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет. В этот период наблюдается интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, которое связано с формированием различных грамматических категорий и их внешним выражением. Слова связываются в предложения при помощи разных грамматических средств [11]. В рамках этого периода выделяются три стадии:
– Стадия формирования первых форм связи слов в предложения: числа, рода, некоторых падежей (от 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца);
– Стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончаний глаголов и существительных, устанавливающее связь слов в предложении (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 3 месяцев);
– Стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений – предлогов, наречий, союзов (от 2 лет 3 месяцев до 3 лет). В этот период ребенок чаще всего овладевает употреблением большого числа союзов (как, а, и, потому что, только, когда и т.д.) и предлогов (под, над, рядом, на и т.д.).
Овладение ребенком средствами языка происходит на протяжении всего дошкольного периода. Потребность в речевом общении стимулирует его к овладению различными языковыми средствами. Развитие лексических и грамматических особенностей речи ребенка напрямую связано с его коммуникативной деятельностью.
Раннее детство – это решающий период в развитии речи ребенка. Дети проходят путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до речи фразовой. В психолого-педагогической литературе названы три этапа генезиса речи в качестве средства общения [1].
I этап – довербальный.
Ребенок совсем еще не понимает речи окружающих и сам не умеет говорить. Подготовительный этап охватывает первый год жизни и имеет исключительное значение в дальнейшем развитии речи. Основное значение данного этапа в развитии речи ребенка заключается в том, что в это время закладываются условия для понимания речи. Оно подготовлено выделением ребенком среди множества звуков именно звуков человеческой речи, нарастанием чувствительности к характеристикам речевых звуков, что помогают вычислить значение слов.
II этап – этап возникновения речи.
Ребенок начинает понимать речь взрослых и воспроизводит свои первые активные слова. Данный этап охватывает возраст от конца первого года жизни до второй половины второго года и является переходной ступенью между двумя стадиями в общении ребенка с окружающими – вербальной и довербальной. В случае замедленного речевого развития второй этап растягивается до полутора лет.
III этап – этап развития речевого общения.
Это период от появления первых слов до конца дошкольного возраста. Данный этап заключен в том, что дети овладевают понятийным наполнением слова, учатся применять его для передачи адресату абстрактной и все более сложной по содержанию информации. Одновременно дети научаются произвольно регулировать вербальную функцию, из-за чего она трансформируется в самостоятельный вид деятельности.
Отечественная психологическая школа отмечает, что речевое развитие ребенка имеет социально-историческую обусловленность.
Л.С. Выготский развил и выдвинул идею социального характера особенностей и причин развития речи, которая получила подтверждение в исследованиях А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия.
Успешное речевое развитие ребенка происходит благодаря многим факторам. Один из них – это взаимодействие с носителем языка, что является для ребенка образцом для подражания. Общение с взрослым – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Данный процесс складывается, по мнению М.И. Лисиной, из основных категорий средств общения:
1) экспрессивно-мимических,
2) речевых операций,
3) предметно-действенных.
В современной психологической, методической и педагогической литературе используются различные термины для обозначения фонематического слуха: фонематический слух, речевой слух, фонематическое восприятие.
Термин «речевой слух» означает способность различать в речевом потоке какие-то отдельные звуки речи, что обеспечивают понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением письму и чтению механизм речевого слуха изменяется, потому что формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в словообразовании и морфемном составе слова.
Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на говорения и слух; фонетический синтез и анализ и пр. Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по методике развития речи и русскому языку. В логопедии и психологических исследованиях речевой слух называют фонематическим слухом.
Формирование правильного произношения напрямую зависит от способности ребенка к синтезу и анализу речевых звуков, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие фонем данного языка.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в процессе взаимодействия поступающих в кору кинестетических и слуховых раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и вычленение отдельных фонем становится возможным. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, с помощью которых ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность синтеза или анализа сказывается на развитии произношения в целом. Но, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно, чтобы овладеть письмом и чтением.
А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие намного более высоких форм фонематического слуха, при которых дети смогли бы делить слова на звуки, составляющие их, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ звуковой структуры слова.
Д.Б. Эльконин назвал такие специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в ходе специального обучения, во время которого детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками письма и чтения.
В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словарного состава речи детей в возрасте от 18 месяцев до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300-400, к 3 годам — 1000-1100. Отечественные исследователи отмечают, что в один год ребенок активно владеет 10-12 словами, а к шести годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч слов [29; 44].
Развитие речи в раннем возрасте происходит не только лишь в процессе общения с взрослым, но и во время общения со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет особенно важную функцию [44].
На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом чаще всего как с объектами действия, стремясь, в первую очередь, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать невербальными и вербальными средствами.
Развитие речи детей раннего возраста как психолого-педагогическая категория
Таким образом, ранний возраст — это возраст детей до трех лет. Развитие речи ребенка происходит на протяжение всего этого периода, постепенно, в несколько этапов. На данный процесс влияет множество психолого-педагогических факторов, что описано в большом количестве литературы.