Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Разработка и проведение деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин в системе среднего профессионального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 6
1.1 Особенности преподавания экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования 6
1.2 Особенности деловой игры как эффективного метода обучения экономическим дисциплинам 15
1.3 Методические требования к разработке и проведению деловой игры 19
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 26
2.1 Преподавание экономических дисциплин в Новосибирском торгово-экономическом колледже 26
2.2 Разработка деловой игры по дисциплине «Экономика» для Новосибирского торгово-экономического колледжа 33
2.3 Результаты применения деловой игры в процессе обучения по дисциплине «Экономика» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
(справочное) Лист оценки участников игры 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
(справочное) Инструкция для участников игры «Крестики — Нолики» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
(справочное) Бланк ответов 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
(справочное) Карточки с заданием 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 64
(справочное) Игровое поле 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 65
(справочное) Оценка деловой игры студентами 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 66
(справочное) Сценарий деловой игры-тренинга «Создание бизнес-продукта» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ З 69
(справочное) Сценарий деловой игры-тренинга «Создание бизнес-продукта сферы легкой промышленности» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ И 72
(справочное) Сценарий деловой игры-тренинга «Создание бизнес-продукта сферы машиностроения» 72
Введение:
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т. к. в обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.
Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одно из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их соавторами новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.
Современная экономика ставит перед профессионалами непростые задачи, которые нужно решать, используя творческое мышление. Чтобы развить необходимые навыки, нужно уметь творчески мыслить. Хороший способ развития нестандартного мышления — деловые игры. Они позволяют в рамках учебного коллектива создать хорошие условия для развития личности и формирования профессиональных навыков студентов.
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Цель деловой игры — развитие творческих подходов студентов к процессам обучения и применение полученных знаний на практике в процессах обучения, моделирования поведения, сокращения адаптационных сроков, поиска нестандартных решений, формирования корпоративной культуры, команды и т. д.
В современных динамично развивающихся условиях, определенных помимо прочего проводимыми реформами в системе образования, становится все более востребованная система подготовки квалифицированных специалистов, способных эффективно решать сложные проблемы в рыночной среде. Для подготовки профессиональных кадров требуется научно-методическое обеспечение, раскрывающее специфику разработки и использования деловых игр при обучении студентов в области экономики. Таким образом, выбор темы исследования определен необходимостью более детального изучения роли метода деловых игр в системе подготовки специалистов в области экономики.
Объектом настоящего исследования является процесс профессиональной подготовки студентов.
Предмет исследования — процесс разработки и проведения деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин.
Цель исследования – разработка и оценка эффективности деловой игры в процессе изучения дисциплины «Экономика» на примере Новосибирского торгово-экономического колледжа.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— выявить особенности деловой игры как эффективного метода обучения экономическим дисциплинам;
— описать методические требования к разработке и проведению деловой игры;
— разработать деловую игру по дисциплине «Экономика» для Новосибирского торгово-экономического колледжа;
— выявить результаты применения деловой игры в процессе обучения по дисциплине «Экономика».
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных методических материалов в образовательном процессе подготовки студентов в процессе изучения экономических дисциплин.
Для решения поставленной цели использованы следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования;
— анализ программ, учебных пособий, системное изучение организации процесса обучения в СПО;
— анкетирование и тестирование студентов.
Базой исследования выступил Новосибирский торгово-экономический колледж.
Цель и задачи исследования определили структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, формулируется объект, предмет, цель, задачи, а также характеризуются методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты разработки и проведения деловых игр в процессе изучения экономических дисциплин в процессе подготовки обучающихся в системе СПО.
Во второй главе разработана деловая игра «Крестики-Нолики» по теме «Оплата труда», описана методика конструирования деловых игр. Описан результат эффективности применения деловой игры в процессе изучения дисциплины «Экономика».
В заключении ВКР кратко сообщаются основные теоретические положения работы, приводятся выводы по результатам достижения поставленной цели.
В работе имеются 15 рисунков и 8 таблиц.
Библиографический список насчитывает 32 источника.
Заключение:
Актуальность темы исследования связана с тем, что современная ситуация в преподавании экономических дисциплин требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Показателем профессиональной подготовки специалиста в области экономики является умение перерабатывать большой поток информации, применять теоретические знания на практике, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность. Проведенное исследование подтвердило актуальность рассмотрения особенностей применения деловой игры в преподавание экономических дисциплин в рамках профессионального образования.
Экономика перестаёт быть далекой от реальности наукой, если в преподавании использовать деловую игру. Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Преподаватель, применяя в работе данный метод обучения, имеет возможность преподнести материал доступно, ясно, в связи с конкретными экономическими явлениями, а студент получает навыки применения полученных знаний на практике, способность принятия продуктивных и адекватных решений.
Работа с профессионально значимой информацией, максимально приближенной к реальным производственным ситуациям, стимулирует желание у студента достичь высокого продуктивного результата, что положительно отражается на формировании профессиональных компетенций. Студент постоянно возвращается к проблеме, изучая и анализируя знания, получаемые в течение последующего процесса обучения, определяет для себя новые варианты решений. Обработанная таким образом информация органично вливается в курсовые и дипломные проекты.
Создание деловой игры достаточно трудоёмкий процесс. Не каждую информацию можно представить в виде, пригодном для использования в учебных целях. С другой стороны, не каждое экономическое явление и далеко не все теоретические вопросы можно проиллюстрировать примерами из реальной экономической действительности.
От преподавателя, применяющего данный метод, требуется высокий профессионализм, эрудиция и педагогическое мастерство. Участники процесса обучения здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, мотивируют и аргументируют моральными нормами свои действия. Преподаватель должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, не допускать или пресекать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.
Учитывая личностную направленность студентов, для целей экономического образования можно предложить кейс, обучающий решению проблем и принятию решений. Признаки метода:
— материал предполагает многовариантность решений и их альтернативность;
— информация, предлагаемая в проекте, как правило, исчерпывающая, предельно точно описаны факты и события;
— студент максимально подводится к реальной производственной ситуации, учится при этом находить связь между вырабатываемым решением и анализируемыми данными.
Деловая игра должна спровоцировать студента на поиск дополнительной информации, что позволяет методу долгое время оставаться актуальным Данный вид методов обучения формирует привычку опираться на новую, самостоятельно полученную информацию, которая в своё время должна быть актуальной и являться веским аргументом в пользу выработанного решения.
Сложность разработки деловой игры заключается в том, что преподавателю необходимо точно знать особенности аудитории, для которой предназначается игра. Только так можно определить уровень информации, необходимой для принятия решений. Необходимо соблюдать баланс предоставленного материала. Если исходных данных много, у учащихся не возникает необходимости поиска дополнительного источника информации. В противоположенном случае — у участников может пропасть желание работать над решением проблемы, предъявленной во время игры.
План организации занятия с использованием деловой игры состоит из нескольких этапов:
— подготовительный этап заключается в подготовке педагогом ситуации, дополнительных информационных материалов, определяются цели и задачи занятия;
— ознакомительный этап состоит в вовлечении учащихся в обсуждение реальной профессиональной ситуации: введение в ситуацию, описание ситуации, раздача информационного материала;
— аналитический этап предполагает распределение учащихся по и организацию работы групп;
— итоговый этап представляет собой оглашение результатов аналитической работы студентов, подведение итогов преподавателем, оценивание работы студентов.
Цель, с которой проводилось исследование, достигнута: были сформулированы требования к педагогическим условиям по внедрению деловой игры при преподавании экономических дисциплин, разработана деловая игра для студентов 2 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и проведена ее апробация.
Проведенное опытное преподавание подтвердило, что внедрение деловой игры позволяет повысить эффективность изучения курса «Экономика», если при его проведении будут учтены все методические рекомендации.
Результатом работы является оценка предложенных алгоритмов, выбор оптимального варианта в контексте предложенной проблемы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
1.1 Особенности преподавания экономических дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
Метод обучения в педагогике – это совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство учителя направлять мысли детей в нужное русло и систему, следуемую по алгоритму для достижения необходимого результата [8, c.25].
Современная система методов обучения сложилась не сразу. Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре переломных момента, революции в области методов обучения. Первая революция произошла тогда, когда профессиональные педагоги заменили учителей-родителей. Вторая — когда устное слово дополнилось письменным. Третья связана с введением печатного слова, а четвёртая, свидетелями которой нам повезло стать, с компьютеризацией обучения [8, c.26].
В разные периоды истории тем или иным методам отдавался приоритет. Но при этом практика показала, что ни один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных результатов. Успехов в профессиональном обучении можно достичь только при использовании нескольких методов, так как ни один из них не универсален.
Традиционно в классификацию методов обучения входят [8, с.30]:
словесный метод;
наглядный метод;
практический метод.
Словесные методы преобладают в системе методов обучения, так как позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения.
Эти методы включают в себя [8, с.30]:
рассказ;
объяснение;
беседу;
дискуссию;
лекцию.
При наглядных методах усвоение учебного материала зависит от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы основываются на практической деятельности обучающихся и формируют умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Сфера образования представляет собой одну постоянно развивающихся отраслей. Во многом именно она определяет создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. Поэтому внедрение новых форм и методов работы — постоянная потребность образования. Благодаря внедрению инноваций формируется новое образовательное пространство — система глобального, индивидуализированного и непрерывного образования. На сегодняшний день главная задача педагогов — не дать знания, а научить их добывать. Поэтому сейчас всё больше набирают популярность активные методы обучения, которые заключаются в самостоятельном добывании знаний, активизируют познавательную деятельность обучающихся, развивают мышление и формируют практические умения и навыки.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда». Эта поговорка ёмко отражает смысл обучения, основанного на методах практико-ориентированного обучения. Понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения часто взаимозаменяются, содержание их практически идентично, но главное их отличие друг от друга — это «уровень активности» [14, с.15].
Активные методы предполагают энергичную мыслительную и практическую деятельность обучающихся, то есть не преподаватель излагает готовые знания, а студенты самостоятельно ими овладевают. Интерактивные же методы подразумевают взаимодействие с другими студентами в режиме диалога.
Основная цель обучения — научить применять полученные знания на практике. Ещё в шестидесятых годах прошлого века американский педагог Эдгар Дейл, давая учащимся одну и ту же информацию разными способами, доказал, что имитация реального опыта приводит к 90% усвоения материала. Эффективность пассивных и активных методов представлена в схематическом Конусе Эдгара Дейла (рисунок 1). К активным методам часто относят проблемные лекции, вебинары, skype-конференции, создание проектов, кейсов, игры, дискуссии, эксперименты, эвристические методы («Шесть шляп», «Стулья Диснея») и другие.
Применение интерактивных методов обучения в СПО решает проблему недостаточной мотивации обучающихся. В интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и практические занятия. Вместо традиционных лекций проводятся лекции с запланированными ошибками, намеренно допускаемых преподавателем. Такой подход активизирует познавательную деятельность студентов.
К интерактивным методам относятся следующие формы организации обучения [4, с.20]:
дискуссия и эвристическая беседа;
метод проектов;
мозговой штурм;
кейс-метод;
ролевые и деловые игры;
тренинги.
К сожалению, пока нет чёткой классификации интерактивных методов обучения. Это связано с тем, что нет чёткого разграничения активных и интерактивных методов. Одни и те же формы организации обучения относятся и к активным, и к интерактивным методам.
Отечественные исследователи Т. С. Панина и Л.Н Вавилова разделяют интерактивные методы обучения на группы: дискуссионные (диалог, дискуссия, разбор ситуаций из практики), игровые (дидактические, творческие и деловые игры) и тренинговые (коммуникативные тренинги и тренинги сензитивности) [20, с.32].
Рассмотрим по отдельности ряд интерактивных методов, которые набирают всё большую популярность в отечественном образовании: мозговой штурм, кейс-стади, метод проектов и игры.
Мозговой штурм, также известный как метод коллективного поиска идей, был предложен американским копирайтером Алексом Осборном, который использовал этот метод оперативного решения проблемы в своём рекламном агентстве ещё в тридцатые годы XX века. Мозговой штурм стимулирует креативность группы путём свободного выражения своих мыслей по затрагиваемой проблеме. Такой метод помогает взглянуть на проблему с разных сторон и прийти к оптимальному решению.
Широкое распространение в образовании и бизнесе получил метод кейсов, который зародился в 1924 году в Гарвардском университете как техника обучения с использованием реальных экономических и социальных ситуаций. Сначала анализ и решение проблем проходит под руководством преподавателя, но затем постепенно увеличивается самостоятельность студентов. При составлении кейса соблюдаются определённые условия [25]:
соответствие ситуации содержанию дисциплины;
проблемность;
простота и актуальность проблемы;
наличие чётких инструкций по работе с нею.