Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Разработка циклов занятий (факультативных, урочных, практических, кружков, экскурсий) по предмету ОБЖ для активизации познавательного интереса учеников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
1. Теоретическое обоснование разработки активизации познавательного интереса учащихся 9
1.1. Основные походы к определению понятия познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2. Средства и формы активизации познавательного интереса учащихся 15
1.3. Особенности развития познавательного интереса у обучающихся старших классов в процессе преподавания ОБЖ 17
2. Разработка и реализация модели активизации познавательного интереса учеников посредством внеурочных форм занятий по предмету ОБЖ 21
2.1. Исследование уровней сформированности познавательного интереса у учащихся (констатирующий эксперимент) 21
2.2. Апробация модели активизации познавательного интереса учеников посредством внеурочных форм занятий по предмету ОБЖ (формирующий эксперимент) 22
2.3. Оценка эффективности занятий (контрольный эксперимент) 27
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложения 34

 

  

Введение:

 

Типичной формой обучения при адаптивной активности является обучение «по образцу». Для производительных типов основой является познавательная активность субъекта, а мотивом – познавательные потребности, конечным результатом удовлетворения которых выступает «новизна» объекта познания.
В контексте нашего исследования важно выяснить понятие «познавательная активность». Отметим, что в трудах ученых нет единого подхода к его определению. Например, И.Ф. Харламов характеризует познавательную активность как состояние ученика, соответствующую его стремлением к обучению, является проявлением волевых усилий и умственным напряжением в процессе овладения знаниями. Исследователь М.И. Махмутов трактует познавательную активность как выявление в учебном процессе эмоциональной, волевой и интеллектуальной сторон личности. Ученый Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность учащихся как их умственную деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата, и как повышенную интеллектуальную ориентировочную реакцию на учебный материал на основе познавательной потребности.
При определении этого понятия появляется новый термин — «самостоятельность». Известный ученый И.Я. Лернер рассматривает его как шире по сравнению с «активностью» и поэтому считает главной задачей на практике подносить активность до уровня самостоятельности. Н.А. Данилов подчеркивает, что наиболее значимые результаты достигаются именно тогда, когда сочетается познавательная активность с развитием самостоятельности.
Отметим, что в «педагогической энциклопедии» дается следующее определение «активизации процесса обучения» — это улучшение методов и организационных форм учебной работы, которая обеспечивает активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса ».
В современных условиях активизация обучения школьников рассматривается не только как процесс руководства их активностью, ведь важно и процесс активизации своей деятельности ими самими.
Итак, анализируя приведенные выше определения, считаем целесообразным включить в учебно-познавательной деятельности учащихся, кроме обучения и воспитания, и их разностороннее развитие. Активизация учебно-познавательной деятельности ведет к существенным изменениям в жизни личности, в ее сознании, к новообразованиям в интеллектуальном и нравственном развитии, то есть способствует становлению ученика как индивидуальности.
Ученик является субъектом познавательной деятельности, поэтому в центре процесса обучения, который имеет социально-педагогические основы, находится его личность с ее отношением к миру, познается, к соучастников учебно-познавательной деятельности.
Поэтому главным критерием эффективности урока должно стать привлечение к учебной деятельности всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.
Мы попытались проанализировать широкий спектр научных исследований проблемы познавательного интереса, дать актуальное определение понятию «познавательный интерес», раскрыть механизм возникновения и психолого-педагогическую классификацию уровней его развития, дидактические принципы, способствующие формированию познавательного интереса, связи между познавательным интересом и путями повышения эффективности процесса обучения.
Как известно, познавательный интерес стимулирует познавательную активность учащихся и тем самым направляет развитие умственной, психической и социальной сферы личности, создает условия для формирования творческой учебной деятельности ученика.
Поэтому в отечественной психолого-педагогической литературе очень много внимания уделяется исследованию проблем развития познавательного интереса (Н.М. Бибик, В.Белый, М.Ф., Беляев, Л. И. Божович, Д.И. Водзинский, Л.Д . Гордон, Б.С. Кобзарь, В.П. Корнеев, А.Г Ковалев, В.А. Крутецкий, В.И. Лозовая, Н. Морозова, В.А. Онищук, В.Ф. Паламарчук, Т.И. Шалева, Е.И. Шипович, И. Щукина и др.)
Однако в литературе еще нет единства в трактовке понятия «познавательный интерес».
Так, например, психолог СЛ. Рубинштейн под познавательным интересом понимает любую форму направленности личности.
И. Щукина – выборочную направленность человека, в отношении области познания.
Л.М. Кузнецова – выбор из окружающей жизни того, что ценно для человека.
Д.К. Гилев – совокупность внутренней сущности и объективного мира в сознании субъекта.
Такое многообразие взглядов объясняется тем, что интерес как свойство направленности личности – сложное явление. Таким образом, авторы по-разному подходят к освещению сущности интереса, его психологической природы. Общим в большинстве научных является взгляд на познавательный интерес как субъективное стремление личности к познанию предметов и явлений окружающей действительности.
Он связан с особыми эмоциональными проявлениями и различными аспектами личного развития. Психолог Л. Гордон говорит о том, что: «При возникновении интереса у человека появляется приподнятое настроение … И для того, чтобы реализовать свое настроение и интерес, человек пытается преодолеть все препятствия и достичь предмета своего Интереса».
С.Л. Рубинштейн определял интерес как специфическую направленность личности, лишь опосредованно обусловлена осознанием ею общественных интересов.
Каким бы высоким ни был уровень осознания человеком объективной значимости соответствующих задач, для общества это не исключает эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. Однако интерес в психологическом его значении не тождественен ни общественному интересу в целом, ни субъективной его составляющей.
Интересы человека являются социальными по своей природе. Они не возникают в замкнутой природе ребенка, большое влияние на формирование познавательного интереса имеет среду. Учитывая социальный фактор в педагогическом процессе, через поставленные воспитательные и образовательные задачи нужно строить учебный процесс в сочетании социальных аспектов и возрастных и индивидуальных познавательных интересов учащихся.
Н.Г Морозова дает более полное определение термина «познавательный интерес», связывает его с эмоционально-ценностным отношением к учебному предмету или к непосредственно мотивированной деятельности и подчеркивает, что познавательный интерес – это переходное психологическое образование к формированию эмоционально-познавательной направленности личности.
В.И. Лозовая отмечает, что познавательный интерес является своеобразной формой проявления активности и одновременно активность влияет на формирование интересов, потребностей, мотивов личности. В диалектическом единстве потребности, мотивы, интересы влияют на установку личности, то есть на ее готовность определенным образом удовлетворять потребности.
О. Ковалев исследовал основные характеристики познавательного интереса. Прежде всего, он прослеживает взаимосвязь между возникновением интереса и существующими потребностями личности: потребность может стать основой для формирования интереса, более того, сам интерес превратиться в потребность.
Потребность является психическим состоянием субъекта, который может быть охарактеризован как противоречие между внутренним состоянием и внешними условиями существования человека. Они побуждают личность к различным формам деятельности.
А.Г Ковалев отмечает также, что интерес соотносится с общими проявлениями процесса познания. Только проявляя непосредственную мотивацию к познанию какого-то объекта, личность способна познать его свойства.
Я. Савченко также утверждает, что познавательный интерес в условиях его постоянного развития в обучении приобретает значение стимула.
Наконец, важной составляющей развития интереса, по мнению А.Г. Ковалева, является эмоциональное отношение лица к объекту. Обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное отношение личности к объекту.
Анализ указанных подходов позволяет сформулировать рабочее определение исследуемого понятия: познавательный интерес – это активное мотивированное эмоциональное отношение субъекта к предмету познания, которое должно систематически учитываться и развиваться в процессе обучения, поскольку непосредственно влияет на формирование и развитие личностной направленности.
Для учеников с широкими интересами эффективны различные формы проблемного обучения, которые бы давали им возможность проанализировать концепции и прийти к собственному заключению. Для учащихся с развитым интересом нужен выход за пределы программы, усвоение научных подходов и принципов, постоянное использование проблемно-поисковой деятельности.
Цель исследования – особенности активизации познавательного интереса учеников в процессе внеурочной деятельности по ОБЖ.
Объект исследования – теоретическое обоснование разработки активизации познавательного интереса учащихся.
Предмет исследования – разработка и реализация модели активизации познавательного интереса учеников посредством внеурочных форм занятий по предмету ОБЖ.
Задачи исследования:
— изучить и описать основные походы к определению понятия познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях ;
— рассмотреть средства и формы активизации познавательного интереса учащихся;
— обосновать особенности развития познавательного интереса у обучающихся старших классов в процессе преподавания ОБЖ ;
— проанализировать исследование уровней сформированности познавательного интереса у учащихся (констатирующий эксперимент) ;
— описать основные аспекты апробации модели активизации познавательного интереса учеников посредством внеурочных форм занятий по предмету ОБЖ (формирующий эксперимент);
— дать характеристику эффективности занятий (контрольный эксперимент).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роль познавательных умений в современном процессе обучения многогранна.
Во-первых, их формирования является одной из важных задач школьного исторического образования, поскольку на этой основе происходит развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся, их компетентности, раскрывается их индивидуальность.
Во-вторых, познавательные умения — органическая часть содержания исторического образования, овладевают ученики для самостоятельного и критического восприятия исторического материала.
В-третьих, познавательные умения – это средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому.
В-четвертых, они прогнозируемым результатом целенаправленного обучения истории. Наконец, в-пятых, познавательные умения могут выступать и как весомый критерий успешности обучения и преподавания. Умение, использованы учеником для организации своего ответа, могут и должны выступать как показатель, измеритель результатов обучения.
Истина, как всегда, лежит между двумя крайними полюсами, и сегодня, как нам кажется, в теорию и практику обучения истории возвращаются «лучшие голы» для познавательных умений. Об этом свидетельствует, прежде всего, обращение различных авторов – как ученых, так и учителей к этой проблеме на страницах историко-методической прессы и методической литературы.
Итак, познавательные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенной деятельности и постоянной положительной динамики овладения знаниями, умениями и навыками.
Процесс реализации способностей предполагает проявление человеком личностно значимой активности, обусловленной, с одной стороны, характером и целями той или иной деятельности, а с другой, такими образованиями его внутреннего мира, как мотивация, склонности, интересы. В деятельности личности способности не только проявляются, но и формируются, развиваются. Для этого нужно конструирования педагогом в процессе учебной деятельности специальных ситуаций, требующих творческого решения.
В школьной жизни ученическое многообразие прежде всего определяется предметно-познавательными способностями.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

1.1. Основные походы к определению понятия познавательного интереса в психолого-педагогических исследованиях

Психологические исследования по механизму развития познавательных процессов школьников направлены также на изучение возрастных особенностей и возрастных проявлений отношения детей к учебной деятельности.
Определенное внимание уделено классификации познавательных интересов. Такие исследователи, как А.Г Ковалев, Н.Г Морозова, И. Щукина и др. классифицируют интересы по различным критериям.
Обобщая, выделим следующие подходы к классификации:
1. По устойчивости познавательного интереса:
— ситуативный интерес – эпизодические переживания, когда у ребенка еще нет устойчивого интереса к предмету, он возникает как реакция на что-то новое, эмоционально привлекательное в содержании. Проявления интереса носят временный характер;
— устойчивый интерес – превращение эпизодического переживания в эмоционально-познавательное отношение к предмету, которое побуждает учащихся стремиться к познанию нового, решать познавательные задачи не только на уроке, но и в свободное время;
— интерес-отношения – эмоционально познавательная направленность личности, под влиянием познавательного интереса постепенно меняет смысл жизни ребенка, этот интерес достаточно глубокий. Он закрепляется не только соответствующей учебной деятельностью, но наблюдается и в познавательной активности вне учебного процесса.
2. По направленности познавательного интереса:
— непосредственный интерес – к самому процессу деятельности – процесс познания или содержания учебного материала;
— опосредованный интерес – к результату деятельности (например, к овладению какой-то специальности).
3. По уровню действенности интересов:
— пассивный интерес – созерцательный, когда ребенок только воспринимает интересный для него объект;
— активный интерес – такой, который побуждает человека овладеть объектом интереса, он формирует развитие личности, характер, способности.
Индивидуальность интереса связана с уровнями его формирования.
4. По объему познавательного интереса:
— широкие интересы (связанные с обучением различным предметам, с процессом обучения в целом);
— узкие интересы (изучение одного предмета или отдельных тем, разделов).
А. Ковалев, отмечает, что последняя классификация не может быть основанием для разделения определенных видов интереса, а лишь характеризует структуру интересов личности, потому что человек может быть и с широкими, разносторонними интересами, и с узкими, но в определенной области более глубокими.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы