Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психотерапевтические методики в психологии.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Основы психотерапии. 7

2. Сущность психотерапевтических методик. 14

3. Характеристика методов психотерапии, применяющихся в
психологии
. 20

Заключение. 39

Список использованных источников. 41

Приложение 1. 44

  

Введение:

 

Актуальность проведения
научно-исследовательской работы по данной теме определяется спецификой развития
отрасли психотерапевтической помощи в обществе: с одной стороны, интенсивно
растет запрос на психотерапевтические и консультативные услуги и расширяется
практика их предоставления, с другой – рост данной практики происходит без
должного теоретико-методологического и методического ее обеспечения.

В определенной степени такое положение
отрасли обусловлено противоречивыми тенденциями, которые свойственны развитию
современной мировой психотерапии как науки: дискуссии о ее статусе как
самостоятельной дисциплине; существование различных школ и форм психотерапии,
отличающиеся принципиальными концептуальными положениями; различные взгляды на
проблему эффективности психотерапии и легитимности тех или иных ее методик;
запрос на построение «общей теории» психотерапии и тому подобное.

Вместе с тем проблемы отрасли связаны
также с недостаточной разработанностью организационных и научно-методических
вопросов, касающихся именно отечественной психологии. В частности, до сих пор
недостаточно очерченными остаются условия профессиональной подготовки и
практики специалистов: этапы овладения профессией по определенной специальности
и методом, путь идентификации специалиста как представителя данного направления
и метода, стандарты качества оказания психотерапевтической и консультативной
помощи и т.д. Главное же – недостаточно изученными и очерченными есть
закономерности практикования в той или иной из существующих психотерапевтических
методик, обусловленные отечественным социокультурным контекстом (отношением в
обществе к личному здоровью и благополучию, особенностями менталитета,
традициями, ценностями, нормами и т.д.), ведь большинство из современных
методов и подходов создавались в условиях западного общества,
социально-экономические и культурные черты которого существенно отличаются от
отечественных реалий. Именно на определение теоретико-методологических основ
применения современных психотерапевтических методик в психологии в контексте
отечественного социокультурного пространства и разработку соответствующих
технологий психотерапевтической помощи и было направлено наше исследование.

Степень разработанности проблемы. Научный
период становления психотерапии, возникновение и развитие ее различных
направлений, школ и течений тесно связаны с запросами общества, обусловленными
основными социально-экономическими и культурными тенденциями его развития и
менталитетом людей. При этом становление психотерапии как в теоретическом, так
и практическом аспектах является результатом постоянного взаимодействия
естественно ориентированной и гуманитарно ориентированной ветвей знаний, в ходе
которой доминирование одной или другой из них обусловлено опять же
особенностями развития общества и его потребностями. Показательной иллюстрацией
этого процесса является последовательное возникновение, развитие и
взаимодействие психоаналитического, поведенческого и гуманистического движений
в истории психотерапии (М. Боуэн, Л. Краснер, Р. Мэй, М. Решетников, К. Роджерс,
М. Смит, З. Фрейд и др.).

В современном мировом психотерапевтическом
пространстве выделяют следующие основные психотерапевтические направления:
психодинамическое, когнитивно-поведенческое, экзистенциально-гуманистическое,
системное. Каждое из них характеризуется своеобразными историко-культурными
предпосылками возникновения и развития, имеет свою теоретико-методологическую
базу и соответствующий психотехнический инструментарий (А. Адлер, А. Бек, Л.
Бинсвангер, Дж. Вольпе, А. Эллис, Э. Эриксон, Д. Зиглер, К. Людевиг, Р.
Мэй, Ф. Перлз, К. Роджерс, Б. Скиннер, Дж. Уотсон, В. Франкл, Фрейд, Э. Фромм,
Л. Хелль, К. Хорни, К. Юнг, К. Ясперс и др).

Вместе с тем научная парадигма современных
психотерапевтических методик, развиваясь в проблемном поле постмодерна
характеризуется рядом выразительных тенденций, проявляющихся в методиках
психотерапии. Это следующие тенденции: рост степени присутствия психотерапии в
общественном сознании, ее взаимосвязь с культурой общества; внимание к
ценностным и этическим аспектам психотерапии, ее духовной составляющей;
интегративное движение в психотерапевтическом пространстве, стремление к
синтезу различных подходов; возникновения диалога между различными школами;
попытки осмыслить психотерапию за пределами отдельных направлений и школ и
определить некоторые общие методологические принципы, попытки выделения
психотерапии как самостоятельной научной дисциплины и профессии (А. Блатнер, Е.
Вагнер, Ф. Василюк, М. Гулина, М. Гусельцева, Р. Гуттерер, М. Колпакова,
А. Притц, М. Решетников, А. Ромек, А. Сосланд, Страсбургская Декларация по
психотерапии, А. Фильц, А. Юревич и другие).

Указанные общие тенденции развития мировой
психотерапии в отечественном психотерапевтическом пространстве приобретают свою
специфику, связанную с социально-политическими, экономическими и культурными
процессами в обществе, запросами и ментальностью людей. В частности, важными
социокультурными факторами становления отечественной теории и практики
психотерапевтической помощи в психологии, определенными по результатам
проведенных нами теоретических исследований, являются: христианские традиции и
ценности – прежде всего, ценность любви; экзистенциальные факторы – ценности
свободы, личностного развития, высокого смысла жизни; этические ценности –
уважение / неуважение как способ существования человека в обществе; семейный
контекст личности – типичные социальные представления о семье и семейных
отношениях; особенности народной театральной культуры.

Объект: психотерапевтические
методики.

Предмет: специфика
психотерапевтических методик в психологии.

Цель работы: рассмотреть
специфику психотерапевтических методик в психологии.

Задачи:

1. Описать сущность психотерапии.

2. Рассмотреть сущность
психотерапевтических методик.

3. Рассмотреть виды психотерапевтических
методик, используемых в психологии.

Гипотеза: использование
мощного потенциала современных психотерапевтических методик в пространстве
психологии должно опираться на: а) знание важных тенденций, характерных для
становления современной парадигмы психотерапевтической помощи; б) осмысление
философско-методологических основ и историко-культурной обусловленности
существующих психотерапевтических методик; в) учет влияния социокультурных
факторов развития отечественной теории и практики психотерапии при применении
современных психотерапевтических методик.

Методы
исследования:

– анализ научной литературы по теме
аттестационной работы;

– синтез и обобщение, которые применялись
в процессе при формулировании выводов в структурных блоках работы и в
заключении.

Практическая
значимость
заключается в том, что результаты данного исследования
могут быть использованы:

1. Для дальнейшего исследования данного
вопроса.

2. В работе психологов различных
направлений (семейный психолог, школьный психолог и т.д.).

3. При работе психолога с лицами в тяжелых
кризисных состояниях, с жизненными трудностями и пр.

4. В процессе психотерапевтической работы
с детьми и подростками, а также в педагогике и социальной реабилитации.

Представленная
аттестационная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников, одного приложения.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Проведенный в данной работе анализ
позволил сделать ряд выводов. Было установлено, что психотерапия возникала на
определенных стадиях развития любого общества, что было связано с социальным
запросом, менталитетом людей и основными тенденциями развития общества.

На современном этапе становления социума
психотерапия рассматривается в качестве самостоятельной научной отрасли,
которая состоит из нескольких важных разделов: теория – представления о природе
человеческой психики и внутренних движущих силах, механизмах различных форм
нарушений; технические приемы и методы работы; процесс и искусство
психотерапии; проблемы личности самого терапевта и его профессиональной
подготовки; психологическая диагностика; проблемы научного исследования.

Сущность в общем виде понимается как
особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациенты (клиенты)
получают профессиональную помощь в решении проблем или трудностей психического
характера психологическими средствами.

Объект психотерапевтического воздействия –
целостная личность со всеми ее качествами, мыслями, желаниями и ценностями.
психотерапевтическая деятельность – это разновидность межличностного общения, а
взаимоотношения терапевта и клиента считаются ведущим средством
психотерапевтического воздействия. Предмет психотерапии – сознание и мышление
(когнитивное направление), бессознательное (классический психоанализ), психе
как системное единство сознательного и бессознательного (юнгианство), чувства,
эмоции и чувства (гештальт-терапия). Однако главный фокус сосредоточен на
личности человека как на цельном и динамическом феномене.

Становление психотерапии как науки и
практики – результат постоянного взаимодействия естественно ориентированной и
гуманитарно-ориентированной ветвей знаний, в ходе которой доминирование одной
или другой из них обуславливается опять же особенностями развития общества и
его потребностей. Показательная иллюстрация этого процесса – последовательное
возникновение, развитие и взаимодействие психоаналитического, поведенческого и
гуманистического движений.

Укрепление авторитета психотерапии в
современном обществе, ее популярность как профессиональной помощи, построенной
на принципах партнерства в психологии обусловливают ее постепенное выделение
как самостоятельной научной дисциплины и профессии. Об этом свидетельствуют
Страсбургская декларация по психотерапии, а также другие существенные тенденции
в развитии современной психотерапии: интегративные процессы, поиск в области
методологии, теории, методов исследования и тому подобное.

В рамках психотерапии
различными авторами разработано множество психотерапевтических методик, которые
довольно широко применяются в психологии. Так, Позитивная психотерапия –
представляет собой форму психотерапии, которая рассматривает человека как
особую ценность и ориентирована на гармонизацию жизни человека, повышение
реалистичности ее мировоззрения, переработку как негативных, так и позитивных
аспектов ее проблем. Логотерапия является психотерапевтической методикой,
основанной на системе философских, психологических и медицинских воззрений на
природу человека. Центральный компонент данной методики – стремление к смыслу.
Нарративная психология представляет собой направление психологических
исследований, изучающее повествовательную природу человеческого поведения,
иначе говоря, предметом является характер взаимодействия человека с собственным
опытом через рассказы о нем. Арт-терапия – это методика развития и изменений
сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством применения
различных форм и видов искусства. Групповая психотерапия является
психотерапевтической методикой, состоящей в целенаправленном использовании
групповой динамики. Методика семейной психотерапии предполагает, что объектом
воздействия является вся семья как единая система, не всегда адекватно
функционирующая.
 

Фрагмент текста работы:

 

Психотерапия (или что-то вроде нее)
возникала на определенных стадиях развития любого общества. Ее формы зависели
от социального запроса, обусловленного менталитетом людей и основными
тенденциями развития общества. Так, в древние времена царила магическое
сознание и соответствующие ей «психотерапевтические» практики, направленные на
задабривания различных сверхъестественных сил. Эти практики, опирались на
мифологию древней культуры, теологические толкования, тайные интуитивные знания
адептов, веру людей нашли свое выражение в разнородных обрядах как достаточно
простых и неприхотливых, так и сложных причудливых обрядах-ритуалах, всегда
окруженных ореолом таинственности. Мистика была главной парадигмой толкования
психических явлений, в том числе душевных заболеваний, а также помощи больному.
В качестве «психотерапевтов» выступали жрецы, шаманы, колдуны и другие адепты
мистического знания[1].

По мере развития общества, становления
научного знания и сдвигов в сознании людей мистически-магические подходы
постепенно менялись метафизическими, для которых уже была характерна
определенная научная реалистичность. Заболевания, в том числе и психические,
начинают рассматриваться как явления природного характера, появляются первые
попытки соответствующего этим заболеванием лечения. Так, в античной культуре
существовали методы помощи человеку, которые весьма напоминают современную
психотерапию. По мнению Р. Мея, в эллинистический период этой культуры (период
упадка Греции) психотерапия имела форму психологических и этических систем,
назначением которых была помощь индивиду в поиске источника силы и целостности,
приобретение способности выстоять и даже стать счастливым в обществе, которое
радикально меняется и уже не может защищать. Философы, в настоящее время
фактически выполняли функции психотерапевтов, в своих лекциях рассуждали как о
общие стратегии достижения душевного покоя, так и о конкретных средствах
преодоления, например, ночных кошмаров или разного рода фобий[2]. В произведениях целителей
Древнего Рима тоже описываются конкретные психотерапевтические приемы помощи
больному: изучение его заблуждений, использование в работе с ним полезного
действия интересных рассказов и внешних впечатлений; гимнастика; чтение вслух
текста с ошибками для пробуждения критической способности; посещение
театральных спектаклей, способных развеять печаль и разогнать тревогу и т.д.[3].

Позже, в средние века, научная мысль снова
оказалась под властью мистики и схоластики. Повсюду в Европе пылали костры
инквизиции, на которых сжигали не только колдунов и ведьм, но и депрессивных
больных с идеями самообвинения, лиц с истерическими расстройствами, параноиков
и других психически больных людей. В те времена в обществе вновь
актуализировались тенденции магической сознания и, как следствие, психотерапия
снова становится частью обрядов, теперь уже и христианских. Функции
«психотерапевтов» выполняли как колдуны, ведьмы, ясновидящие и другие подобные
фигуры, так и священники, в частности в лице инквизиторов. Особенно четко это
прослеживается в Х
IV-XV
веках с их инквизиционными процессами по душевнобольных и показательными
казнями ведьм. Именно в те времена были созданы специальные пособия для
диагностики ведьмовства и одержимости дьяволом и их преодоления[4].

Лишь в XVIII в., после
Великой французской революции, которая привела не только коренные изменения в
общественной жизни Европы, но и мощное развитие науки, были преодолены суеверия
и предрассудки в отношении психических заболеваний и их лечения и сложились
научные предпосылки для развития психиатрии и психотерапии. В этом процессе
особенно весомой была роль научного осмысления явления гипноза.



[1] Боуэн Н. Психотерапия – прошлое,
настоящее и будущее // Эволюция психотерапии. Том I «Семейный портрет в
интерьере»: Семейная терапия. – М «Класс», 1998.

[2] Мэй Р.Р. Терапия сегодня //
Эволюция психотерапии. Том 3. «Let it be…» Экзистенциально-гуманистическая
психотерапия. – М., Класс, 1998. С. – 72-84

[3] Психотерапевтическая энциклопедия.
/ под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2000. – 1024 с.

[4] Там же.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы