Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания 6
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей в раннем возрасте 6
1.2 Организация деятельности группы короткого пребывания детей 16
1.3 Содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» 27
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания 34
2.1 Диагностика уровня развития детей, поступивших в группу короткого пребывания 34
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания 46
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список источников информации 65
Приложение…………………………………………………………………….…..70
Введение:
Актуальность исследования. Эффективная демографическая политика, проводимая в Российской Федерации, с одной стороны, и внедрение новых образовательных стандартов, с другой стороны, обусловили рост спроса со стороны родителей на организацию групп кратковременного пребывания для их детей раннего возраста. Развитие представления о самоценности детства как возрастного периода, роли дошкольного образования в воспитании подрастающего поколения, потребность молодых семей в помощи в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за ними – все эти факторы обусловили актуальность организации групп кратковременного пребывания.
Группа кратковременного пребывания является такой формой организации воспитания детей раннего возраста, которая помогает обеспечить преемственность между семейным воспитанием и началом посещения детского сада. В тех случаях, когда по различным причинам, полноценное посещение детского сада ребенком не планируется, то группа кратковременного пребывания призвана компенсировать для ребенка отсутствие общения со сверстниками, способствовать его социализации, расширению круга общения и серы познания окружающего мира.
В своей сути группа кратковременного пребывания представляет собой сжатую во времени версию детского сада, в которой при отсутствии отдельных обязательных режимных моментов (дневного сна, например), реализуются основные элементы деятельности: игровая, самостоятельная, специально организованная совместная деятельность с взрослым.
Анализ научно-методической литературы (в частности, исследований Н.Л. Бабкиной, Г.В. Глушковой, И.В. Голенковой и др.) позволяют охарактеризовать группу кратковременного пребывания детей как организационно-педагогический феномен.
Как отмечается Т.Н. Дороновой, И.М. Исаченковой, О.Л. Князевой, Т.И. Оверчук, организационными характеристиками группы являются гибкость режима дня и видовое разнообразие групп, обусловленное социальным заказом родителей и др.
Необходимым условием обеспечения целостного развития личности ребенка, в условиях группы кратковременного пребывания является развитие конструктивного взаимодействия с семьей (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.).
Несмотря на то, что отдельные организационные аспекты в отношении группы кратковременного пребывания рассмотрены современными теоретиками и практиками педагогики, тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в них. Недостаточная изученность проблемы исследования определяет актуальность обращения к ней к рамках выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания.
Гипотеза исследования: обеспечение результативного психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания предполагает учет следующих условий:
— получение ребенком опыта активного освоения мира в процессе различных видов деятельности;
— развитие активной и пассивной речи через ознакомление детей с окружающим пространством;
— привлечение родителей и оказание им консультативной помощи и поддержки по вопросам воспитания и развития детей.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития детей в раннем возрасте.
2. Описать организацию деятельности группы короткого пребывания детей.
3. Рассмотреть содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение».
4. Выполнить диагностику уровня развития детей, поступивших в группу короткого пребывания.
5. Составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания.
6. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение и синтез научных теорий;
— тестирование;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка источников информации, приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были охарактеризованы психолого-педагогические особенности развития детей в раннем возрасте;
— была описана организация деятельности группы короткого пребывания детей;
— было рассмотрено содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение»;
— была выполнена диагностика уровня развития детей, поступивших в группу короткого пребывания;
— была составлена и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания;
— было проведено обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что обеспечение результативного психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания предполагает учет следующих условий:
— получение ребенком опыта активного освоения мира в процессе различных видов деятельности;
— развитие активной и пассивной речи через ознакомление детей с окружающим пространством;
— привлечение родителей и оказание им консультативной помощи и поддержки по вопросам воспитания и развития детей.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза подтверждена в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении психолого-педагогических особенностей развития детей в раннем возрасте; в описании и систематизации данных по проблеме организации деятельности группы короткого пребывания детей; в конкретизации содержания понятия «психолого-педагогическое сопровождение».
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания. Эту программу можно рекомендовать для внедрения в воспитательный процесс групп короткого пребывания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста в группах короткого пребывания
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей в раннем возрасте
Ранний возраст по возрастной периодизации охватывает период детства от 1 года до 3-х лет.
Первая Программа воспитания детей от рождения до 7 лет увидела свет 1962 г.
Ее разделы, посвященные воспитанию детей до 3 лет, были созданы под руководством Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова.
Профессором Н.М. Аксариной [1] первой был выделена система особенностей раннего детства, которая состоит из следующих характеристик:
— ускоренные темпы развития организма;
— взаимозависимость и взаимосвязь между состоянием здоровья, нервно-психическим, а также и физическим развитие ребенка;
— эмоциональный фон ребенка;
— основополагающая роль взрослого [1].
Мы можем говорить о следующих показателях, определяющих психическую зрелость ребенка в раннем возрасте.
Основными показателями психического зрелости на 2-ом году жизни выступают:
а) Коммуникативное поведение
На этом этапе возрастного развития детское общение становится более содержательным, с деловой точки зрения: формируется ситуативно-деловая форма общения, которую согласно терминологии, предложенной М.И. Лисиной [17], следует назвать «личностно-деловой». Деятельность, протекающая совместно с эмоционально близким взрослым, приобретает более разнообразную, содержательную и индивидуализированную форму. Но при этом непосредственно-эмоциональные (ситуативно-личностные) формы общения по-прежнему сохраняют свою высокую значимость. Диалогическое общение с взрослым имеет отчетливо реципрокный (т.е. взаимововлеченный и согласованный) характер. Процесс взаимодействия ребенка со значимым взрослым, например, совместное конструирование, либо творческая игра, сопровождается непродолжительными коммуникативными эпизодами (либо, согласно терминологии западных ученых, коммуникативными циклами). Начиная вербальное, либо невербальное общение, ребенок на короткое время открывает (взгляд в глаза, затем на игрушку, словесная реплика или вокализация) и закрывает эти циклы (возвращается к совместной или индивидуальной практической деятельности). С точки зрения психологической науки, число подобных циклов во время оконченного в смысловом отношении эпизода игры, либо совместной деятельности увеличивается по мере взросления:
— 12-16 месяцев – 10-15 циклов;
— 2 года – 20-30 циклов [34].
Общение с ровесниками обладает положительной эмоциональной окраской, однако, оно по-прежнему малопродуктивно и носит формальный характер.
б) Эмоциональное поведение
На втором году жизни у здорового ребенка преобладает эмоционально положительный фон настроения. Однако он весьма непостоянен и легко может смениться на прямо противоположный, если для этого есть причины. При нормализации ситуации настроение так же быстро нормализуется. Значительно расширяется репертуар эмоциональных реакций на события, происходящие в жизни ребенка.