Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психолого-педагогические условия развития логического мышления старшеклассников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления старшеклассников на уроках математики 7
1.1. Сущность и содержание понятие «логическое мышление» 7
1.2. Развитие логического мышления старшеклассников: особенности, условия, уровни 17
1.3. Возможности уроков математики для развития логического мышления старшеклассников 23
Выводы по I главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития логического мышления старшеклассников на уроках математики 31
2.1. Система развития логического мышления старшеклассников на уроках математики 31
2.2. Диагностика динамики и уровня развития логического мышления у старшеклассников 35
2.3. Методические рекомендации по использованию возможностей уроков математики для развития логического мышления старшеклассников 42
Заключение 45
Список использованной литературы и источников 47
Приложение 51
Введение:
Актуальность исследования. В современном обществе возрастают требования к формированию и развитию логического мышления учащихся. В частности, в ФГОСе одной из приоритетных целей образования выделяется интеллектуальное развитие учащихся. Весьма важную роль в этом развитии играет математическое образование, так как изучение математики вносит заметный вклад в умственное развитие человека. Именно математика способна представить наиболее типичные, отчетливые и простые примеры мысленных приемов, представляющих исключительную важность для каждого, причем никакой другой учебный предмет не может сравниться с ней в этом отношении.
В настоящее время точной формулировкой этих приемов мысли занимается математическая логика. Отсюда может возникнуть мысль о включении в курс математики элементов математической логики. В явном виде это вряд ли возможно, ибо строгое изложение соответствующего фрагмента математической логики отличается высокой сложностью и требует привлечения обширных сведений о языке, понятиях предложения, высказывания, истинности-ложности, высказывательной схемы и т.д. Поэтому решение проблемы развития логического мышления старшеклассников состоит не в том, чтобы изучать специально и обособленно логику, а в том, чтобы необходимые элементы логики стали неотъемлемой частью самого преподавания математики – важным вспомогательным инструментом, повышающим эффективность обучения и влияющим на развитие логического мышления.
Изучению специфики различных видов мышления, в том числе и логического мышления, посвятили свои труды такие ученые как В.В.Давыдов, Л.В. Занков, Е.Н. Кабанова-Меллер, Я.И. Лернер, О.С. Медведева, Н.А. Менчинская, А.Л. Поддьяков, Ю.А. Полуянов, Я.А. Пономарев, И.С. Якиманская и др.
Роль изучения математики и ее влияния на развитие логического мышления у учащихся рассмотрели Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий, И.Л. Никольская, В.И. Рыжик, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.
Особенности логического мышления старшеклассников изучали такие специалисты как Н.П. Алешина, М.А. Вершинин, М.А. Екимова, А.З. Зак, Е.П. Коляда и др.
Однако, несмотря на большое количество и несомненную важность этих и других работ, психолого-педагогические условия развития логического мышления старшеклассников на уроках математики в их единстве остаются еще в значительной степени неразработанными. Это свидетельствует об актуальности проблемы исследования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему психолого-педагогических условий, способствующих успешности развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
Объект исследования: процесс развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
В качестве гипотезы исследования мы предполагаем, что логическое мышление старшеклассников на уроках математики будет успешно развиваться при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
— учет возрастных особенностей учащихся;
— деятельность педагога опирается на системно-деятельностный подход и обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций;
— систематическое и последовательное усложнение используемых заданий, а также включение занимательного материала и нестандартных задач на уроках математики.
Гипотеза, объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Провести анализ теории и выявить сущность и содержание понятие «логическое мышление».
2. Уточнить особенности, условия и уровни развития логического мышления старшеклассников.
3. Обосновать возможности математики для развития логического мышления старшеклассников.
4. Разработать систему психолого-педагогических условий развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
5. Экспериментально проверить успешность системы психолого-педагогических условий развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
Теоретические основания исследования составили: подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.; идеи психолого-педагогические теории познания и деятельности, положения системно-деятельностного подхода в обучении Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.М. Новикова, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, и др.; исследования, посвященные использованию нестандартных задач по математике на уроках Е.Ю. Лавлинской, Т.А. Лавренко, Е.Е. Останиной, Л.М. Фридмана.
Методы исследования.
Теоретические: анализ и обобщение теоретико-методологической литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования.
Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных; математико-статистическая обработка данных.
Структура итоговой аттестационной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и источников, приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему психолого-педагогических условий, способствующих успешности развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен анализ теории и выявлена сущность и содержание понятия «логическое мышление»;
— были уточнены особенности, условия и уровни развития логического мышления старшеклассников;
— были обоснованы возможности математики для развития логического мышления старшеклассников;
— была разработана система психолого-педагогических условий развития логического мышления старшеклассников на уроках математики;
— была экспериментально проверена успешность системы психолого-педагогических условий развития логического мышления старшеклассников на уроках математики.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что логическое мышление старшеклассников на уроках математики будет успешно развиваться при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
— учет возрастных особенностей учащихся;
— деятельность педагога опирается на системно-деятельностный подход и обеспечение мотивации учащихся к освоению логических операций;
— систематическое и последовательное усложнение используемых заданий, а также включение занимательного материала и нестандартных задач на уроках математики.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении сущности и содержания понятия «логическое мышление»; в уточнении особенностей, условий и уровней развития логического мышления старшеклассников; в выявлении возможностей уроков математики для развития логического мышления старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы развития логического мышления старшеклассников на уроках математики и методических рекомендаций по использованию возможностей уроков математики для развития логического мышления старшеклассников.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы развития логического мышления старшеклассников на уроках математики
1.1. Сущность и содержание понятие «логическое мышление»
В изучении мышления существует большое многообразие теоретических и экспериментальных подходов.
Обратимся к рассмотрению взглядов зарубежных учёных, внёсших определённый вклад в развитие представлений о мышлении.
В начале XVII века за рубежом мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития [6].
Таблица 1
Сущностное содержание основных зарубежных теорий мышления
Научное направление Содержание понятия мышления
Ассоциативная эмпирическая психология (А. Бен, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Циген и др.) Сводит мышление к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта.
Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др.) Рассматривает мышление как формирование сложных связей между стимулами и реакциями, становление практических умений и навыков, связанных с решением задач.
Гештальтпсихология (В. Келер, М. Вертгеймер, К. Дункер и др.) Рассматривает мышление как внезапное, неподготовленное прежним опытом и знаниями «понимание» ситуации.
Психоанализ (З. Фрейд и др.) Рассматривает мышление через сопряжение мотивов, также обращает внимание на бессознательное начало мышления.
Подводя общий итог, можно сказать, что в зарубежной литературе мышление определяется как формирование сложных связей между стимулами и реакциями, чаще неподготовленное прежним опытом.
В отечественной науке (П.Я. Гальперин, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес и пр.) мышление изучают главным образом в контексте деятельностного подхода, в рамках которого мышление рассматривается как вид деятельности индивида.
По мнению П.Я. Гальперина [5], мышление рассматривается как форма ориентировочно-исследовательской деятельности.
С точки зрения А.В. Брушлинского [2], под мышлением понимается «всегда искание и открытие существенно нового».
Как отмечает А.Н. Леонтьев [13], мышление – это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания, оно является высшей ступенью познания.
Ещё один представитель отечественной науки, С.Л. Рубинштейн [21] считает, что мышление – это опосредованное, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности.
Основой мышления, как высшей ступени познания действительности человеком, являются ощущение, восприятие и представление. Именно они служат каналом связи между организмом и окружающим миром, по которым поступает информация в мозг. Процесс мышления – это не только познавательный, но и эмоционально-волевой процесс, так как при решении иных задач человек не только анализирует накопленный опыт, но и терпеливо собирает новую информацию, новые знания.
Ученые Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.С. Лейтес утверждают, что умственные возможности человека шире, чем предполагалось ранее. И при создании определенных условий, то есть, при специальной методической организации обучения, индивид может усваивать абстрактный теоретический материал, уже начиная с младшего школьного возраста [1].
Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе мышление – это процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.
Далее, рассмотрим характеристику изучаемого феномена.
Если говорить о формах мышления, то различают следующие формы:
1. понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии;
2. суждение – это форма мышления, выражающая отношение к содержанию высказываемой мысли говорящего;
3. умозаключение – это форма мышления, в ходе которой из одного или нескольких суждений, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием [10].