Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8
1.1. Адаптация ребенка к ДОУ как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Основные направления работы в период адаптации ребенка к ДОУ 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 27
2.1 Организация и проведение эксперимента 27
2.2 Программа мероприятий, направленных на улучшение процесса адаптации детей к условиям ДОУ 35
2.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация 48
2.4. Рекомендации по организации взаимодействия ДОУ и семей воспитанников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 67

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Высокие темпы жизни современного человека и изменившиеся культурные воззрения на роль женщины в материальном обеспечении семьи и участии в трудовой деятельности приводят к активному расширению практики по выходу матери из декретного отпуска ранее установленного государством максимального срока. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. В данной связи расширяется практика введения ясельных групп и групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных организациях.
Условия ясельных групп сильно отличаются от таковых для групп детей младшего и старшего дошкольного возраста, однако и этих различий зачастую недостаточно. Большинство детей раннего возраста до сих с большим трудом адаптируются к условиям детского сада, создавая тем самым множество проблем для воспитателей и родителей. Важно так же заметить, что негативные стрессовые воздействия на ребенка в период адаптации могут иметь в дальнейшем тяжелые последствия для его дальнейшего развития и социализации.
В данной связи, вопросы теоретической разработки рекомендаций для родителей и воспитателей и организации максимально комфортных и способствующих скорейшей адаптации условий являются крайне важными для практической детской психологии и педагогики. Современным педагогам и психологам необходимо дать ответ на следующие сложнейшие вопросы: как происходит включение маленького ребенка в новую социальную и предметную среду, какие психологические затруднения он испытывает в этот период, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каким образом взрослый может поспособствовать облегчению адаптационного процесса.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания не теряет своей актуальности уже много лет в силу значимости периода раннего детства для всего последующего развития ребенка и крайней уязвимостью его организма к воздействию многочисленных факторов, связанных с изменением условий жизни.
Произошедшие в нашей стране в 90-е гг. XX в. социально-экономические преобразования способствовали выведению групп раннего возраста из структуры дошкольных образовательных организаций, утрате опыта работы с этой возрастной категорией детей, в том числе, значительному уменьшению научно-методической литературы, раскрывающей специфику образовательного процесса с детьми до трех лет. Возрождение системы общественного воспитания детей раннего возраста началось со времени организации групп кратковременного пребывания (ГКП), получивших название адаптационных, основной целью которых является адаптация детей к условиям дошкольной организации и обогащение социального опыта посредством участия детей в разных видах деятельности (предметной, коммуникативной, игровой, музыкальной, изобразительной и др.).
Необходимость посещения детского сада сильно изменяет уже сложившийся жизненный стереотип ребенка и всей его семьи.
Переориентация на посещения дошкольных образовательных организаций для многих – это длительный тяжелый процесс адаптации, затягивающийся на месяцы: нарушение сна и аппетита, изменившегося в худшую сторону поведения, повышенной плаксивости, раздражительности и нежелания идти в группу вновь.
Однако не все дети сталкиваются с подобными трудностями – некоторые из них адаптируются к изменившимся условиям за считанные дни. Что позволяет выдвинуть предположение о существовании факторов, благоприятно воздействующих на процесс адаптации детей к детскому саду. Среди данных факторов целесообразно рассмотреть: а) возрастные особенности ребенка; б) индивидуально-психологические особенности; в) особенности педагогического воздействия в период адаптации; г) специфические условия среды, в которой происходит адаптация; д) особенности семейного воспитания на периоды до и во время адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.
Таким образом, период адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является критическим переходным периодом в его жизни, требующим тщательной подготовки, ежедневной оценки состояния и подбора индивидуальных комплексных мер, направленных на профилактику дезадаптации. Важно отметить, что ребенок раннего возраста в период адаптации требует к себе особого внимания со стороны взрослых, а так же педагогических воздействий, отличающихся от таковых в среднем и старшем дошкольном возрасте. В данной связи важным представляется экспериментальное исследование факторов, положительно или негативно влияющих на успешность адаптационного процесса, а так же факторов, которые могут являться прогностически достоверными для оценки возможных сложностей в адаптации. Изучение и анализ данных факторов в текущем исследовании позволит разработать и внедрить конкретные рекомендации по необходимым нормам поведения родителя и воспитания ребенка раннего возраста в период, предшествующий началу посещения ДОО, и на время адаптационного процесса для родителей детей и работников дошкольных образовательных организаций.
Объект исследования: процесс организации педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в первой младшей группе дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогические условия социализации и социальной адаптации детей раннего возраста в условиях первой младшей группы.
Цель исследования: изучить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в первой младшей группе.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
2. Провести опытно-экспериментальную работу, проверить эффективность введения педагогических условий, способствующих социальному развитию детей раннего возраста в первой младшей группе.
3. Проанализировать эффективность предложенной системы работы.
4. Разработать рекомендации по организации взаимодействия ДОО и семей воспитанников.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс педагогического сопровождения социального развития детей раннего возраста в первой младшей группе в дошкольной образовательной организации будет эффективным если будут выполнены следующие педагогические условия:
— построение системы взаимодействия с семьей;
— организация субъект-субъектного взаимодействия в триаде «ребенок-родитель-педагог»;
— организация игровых занятий с детьми раннего возраста, обеспечивающих вхождение ребенка раннего возраста в социум.
Методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов; изучение опыта работы, систематизация, анализ, синтез, сравнение, теоретическое моделирование; эмпирические: опытная работа, наблюдение, анкетирование, беседа, опрос.
Теоретико-методологическая основа исследования. Под адаптацией в современной научной литературе понимают процесс привыкания или приспособления организма к новой обстановке. Изучением и анализом проблем и вопросов адаптации в отечественной психологии занимались такие ученые как Г.М. Андреева, М.И. Лисина, А.А. Бодалев, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, и др. Исследования типов адаптации изложены в научных трудах В.Н. Белкиной, Н.Д. Вавиловой, В.Н. Гурова, Е.В. Жердевой, О.Г. Заводчиковой, Н.В. Кирюхиной, С.Н. Теплюк, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Эти ученые занимались изучением раскрытия факторов, которые оказывают влияние на характер и продолжительность периода адаптации детей. Ими же был предложен перечень мер, в первую очередь, для родителей, а также педагогов-воспитателей в области подготовки ребенка к поступлению в детский сад и разработаны рекомендации по организации процесса адаптации в дошкольной образовательной организации.
Выдающимися отечественными учеными (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, Е.К. Кавериной, Н.Ф. Ладыгиной, М.С. Лисиной, Н.М. Щеловановым и др.), создана уникальная научно-методическая база, позволившая в Советский период выстроить достаточно эффективную систему общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, обогащенную программно-методическим сопровождением образовательного процесса.
База исследования: Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Почемучка», 10 детей первой младшей группы (1,6 – 2,8 года).
Выпускная квалификационная (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, выводов, списка литературы приложения.  

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе произведен анализ литературы, касающейся особенностей развития и адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО, экспериментально изучены основные трудности данного периода, а так же разработаны рекомендации для родителей и педагогов по облегчению адаптационного периода.
Из анализа литературных источников стало очевидно, что дети раннего возраста, в силу несформированности и, обусловленного возрастом недостаточного развития большинства психических функций, имеют повышенный риск дезадаптации в ДОО, а значит требуют создания для себя особых условий подготовки и посещения ДОО.
Одной из актуальных проблем современного образования является социальная адаптация детей.
Приход в детский сад – важный этап в жизни каждого ребенка. Теперь с ним днем не мама и папа, а педагоги и воспитатели. От того, как ребенок примет новый распорядок дня, новых взрослых и сверстников, зависит его дальнейшее благополучное существование. Период, когда ребенок приспосабливается к саду, называется периодом адаптации. Если период адаптации будет правильно организован, то в дальнейшем ребенок сможет достаточно легко налаживать контакты в учебных и трудовых коллективах, иначе говоря, процесс адаптации напрямую воздействует на возможность эффективной социализации ребенка.
Ребенок уже достаточно окреп физически и психологически, чтобы встретиться лицом к лицу со своей первой социальной задачей: адаптироваться к правилам и условиям детского сада, найти свое место в групповом взаимодействии со сверстниками, осуществиться в новых для себя ролях. Задача родителей качественно подготовить ребенка к этому пути, обеспечивая максимальную поддержку, позитивный настрой и последовательность собственного поведения. Дети раннего возраста в значительной степени отличаются друг от друга, и их поведение в процессе адаптации может оказаться неожиданным как для педагогов, так и для самих родителей. Качественное и продуктивное взаимодействие взрослых: родителей и педагогов, обеспечат ребенку максимально мягкий, постепенный и эффективный процесс адаптации.
Согласно современным стандартам ФГОС ДО, образовательный процесс должен формироваться на основе сотрудничества с семьями воспитанников и носить открытый характер. Вовлечение родителей в воспитательную деятельность ДОО, создание проектов, объединяющих все субъекты процесса: педагога, родителя и ребенка, поддержка образовательных инициатив семьи требуют от педагогического коллектива дополнительных профессиональных и личностных компетенций.
Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО открывает возможности для дальнейшего конструктивного формирования личности ребенка, укрепляя его новыми компетенциями, ресурсами достигнутых целей и взятых высот. В соответствии с актуальными тенденциями современной педагогической науки, когда на первый план выдвигается цель формирования свободной, творческой личности с демократическими ценностями, можно рассматривать успешность процесса адаптации к детскому саду как первую цель личностного роста ребенка. Этот процесс первой в жизни маленького человека социализации, в случае его грамотного сопровождения со стороны педагогов и родителей и успешного прохождения, может стать основой формирования полноценной, гармоничной личности на всех последующих этапах образовательного процесса.
Цель нашего исследования заключалась в разработке психолого-педагогических условий, направленных на профилактику и преодоление дезадаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОО. Программа проведения экспериментальной работы предусматривала три этапа. На этапе констатирующего эксперимента мы изучали особенности проявления дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста. С этой целью была разработана диагностическая программа, включающая наблюдение за детьми (цель: изучение специфики и степени адаптированности ребёнка к условиям детского сада, позволяющее выявить индивидуальные особенности приспособления дошкольника к новой для него ситуации); карту наблюдений для воспитателей (цель: оценка психоэмоционального состояния детей в период адаптации); беседу с детьми (цель: выявление отношения ребенка к детскому саду); анкетирование родителей (цель: выявление объекта и причин эмоционального неблагополучия ребёнка).
На этапе формирующего эксперимента нами была организована психопрофилактическая и коррекционная работа по преодолению дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста. С этой целью была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая три направления работы. С детьми проводились коррекционно-развивающие занятия в игровой форме. Работа с родителями заключалась в основном в консультациях о причинах плохой адаптации детей в детском саду, а также в проведении тренинговых занятий, создающих мотивацию на положительное изменение себя в системе детско-родительских отношений. Работа с педагогическим персоналом заключалась в повышении чувствительности педагогов к детям с проблемами адаптации через организацию наблюдения во всех видах деятельности и повышение психолого-педагогической компетентности по проблемам адаптации.
Анализ результатов проведения эмпирического исследования свидетельствовал о правильно выстроенном процессе психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Участие родителей (членов семьи) во всех мероприятиях программы позволило в короткие сроки стабилизировать эмоциональное состояние детей, активизировать речь, социальные контакты ребенка со взрослыми и сверстниками и благополучно завершить период адаптации.
Тем самым подтвердилась гипотеза исследования.
С учетом полученных в данном исследовании результатов, нами были разработаны рекомендации для родителей и педагогов ДОО на этапах подготовки и адаптации ребенка к условиями ДОО, с целью профилактики дезадаптации и связанных с ней последствий у детей раннего возраста.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1. Адаптация ребенка к ДОУ как психолого-педагогическая проблема

В современном обществе доминирующей является нуклеарная семья. При этом оба родителя в нуклеарной семье вынуждены работать, поэтому ребенка/детей устраивают в детскую дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО). Попадая в ДОО, все дети, в том числе дошкольного возраста, вынужденно проходят через определенный адаптационный период.
Детский сад для дошкольника является вторым по значимости социальным институтом после семьи, с которым он сталкивается в своей жизни. Благополучная социализация ребенка и нормальное психофизиологическое развитие, во многом зависят от того, насколько безболезненно пройдет привыкание малыша к своим сверстникам, к персоналу ДОО, к новому распорядку дня и т.д., т.к. все эти изменения создают для него стрессовую ситуацию.
При этом работники ДОО должны четко знать и понимать все особенности протекания процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Сама по себе социальная адаптация – это один из главных процессов, которые происходят в жизни человека во время развития его социокультурных способностей, обретения этических ценностей, становления знаний, умений, навыков, формирования собственных оценочно-ориентационных механизмов для построения эффективной поведенческой стратегии жизнедеятельности в целом и в различных жизненных ситуациях. Следовательно, социальная адаптация играет роль ключевого механизма в системе взаимоотношений между людьми и социумом. Это процесс активного приспособления человека или группы людей в меняющихся социальных и материальных условиях, к нормам, ценностей социальной среды.
В соответствии с п. 2.7. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) (далее – ФГОС ДО) [71], конкретное содержание образования находится в зависимости от возраста, пола и особенности развития каждого ребенка. При этом в ФГОС ДО законодатель выделил возраста детства:
— младенчество – от 2 месяцев до 1 года;
— ранний возраст – от 1 года до 3 лет;
— дошкольный возраст – от 3 лет и до 8 включительно.
Наше исследование направлено на изучение проблем социальной адаптации детей дошкольного возраста.
В отечественной психологии [44, с. 315-328], дошкольное детство условно разделяют на три периода:
— младший дошкольник от 3 до 4 лет;
— средний дошкольник от 4 до 5 лет;
— старший дошкольник от 5 до 6 лет.
Данное деление достаточно условное, но оно все, же акцентирует внимание на качественные и порою быстрые трансформации в поведении и психологии данной группы населения, происходящие каждые один-два года.
Итак, дошкольное детство – это этап социально-психологического развития ребенка от 3 до 8 лет включительно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы