Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психология болезни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Глава 1. Психологические аспекты определенных типов болезней 5
1.1. Влияние болезни на мотивацию поведения человека 5
1.2. Связь болезни и личности 9
1.3. Сознание болезни на функцию личности 12
Глава 2 Склонность психотипов к определенным заболеваниям 17
2.1. Воздействие интероцептивных сигналов на психику больного 17
2.2 Аутопластическоя картина заболевания 21
Глава 3 Практический аспект психологии болезни ВИЧ 24
3.1. Общая характеристика психологических особенностей ВИЧ-инфицированных 25
3.2. Исследование психологических особенностей ВИЧ-инфицированных 28
Заключение 38
Список использованных источников 40
Введение:
Актуальность работы.
В связи с определенными обстоятельствами (политического, эконо-мического, социального и культурного характера) большое число ВИЧ-инфицированных людей является представителем определенной социаль-ной группы, которая требует особого внимания граждан, общества и госу-дарства. На всех уровнях общественной жизни они должны быть конкрет-ным объектом социальной, целенаправленной работы не только для борь-бы с ВИЧ / СПИДом, но и для предотвращения распространения ВИЧ-инфекции. Проблема социально-психологической, целенаправленной ра-боты с людьми, живущими с ВИЧ, имеет общенациональную, общечелове-ческую и общечеловеческую ценность. Острота испытанных ВИЧ-инфицированными конфликтов (внутри- и межличностные) и межличност-ные конфликты, которые усугубляются не только трудностями адаптации ВИЧ-инфицированных людей к обществу, но и нежеланием общества про-являть терпимость, не осуждать и т.д. относительно ВИЧ-инфицированного населении бросает вызов обществу адаптировать ВИЧ-положительных людей к себе. ВИЧ — представители одной из наименее со-циально защищенных групп населения и одной из наиболее уязвимых групп населения.
Целью данной работы является изучение индивидуально-психологических особенностей ВИЧ-инфицированных людей.
Эмпирический объект исследования: в исследовании принимали участие мужчины и женщины разного возраста.
Предметом исследования являются тревожность, разочарование, эмоциональные особенности ВИЧ-инфицированных и другие свойства их личности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследо-вания был поставлен комплекс теоретических, методологических и эмпи-рических задач исследования:
Задачи исследования:
1. Изучить влияние болезни на мотивацию поведения человека.
2. Изучить связь болезни и личности.
3. Рассмотреть сознание болезни на функцию личности.
4. Изучить воздействие интероцептивных сигналов на психику боль-ного.
5. Рассмотреть утопластическую картина заболевания.
6. Дать общую характеристика психологических особенностей ВИЧ-инфицированных
7. Провести исследование психологических особенностей ВИЧ-инфицированных
Методологические и теоретические основы изучения теоретических подходов и норм, разработанных российскими исследователями: принцип единства сознания и деятельности А. Н. Леонтьева; сформулировал пози-цию Б. Г. Ананьева о необходимости целостного подхода к изучению че-ловека в системе его отношений с миром; подходы и принципы психологи-ческого исследования влияния хронических заболеваний на психическую деятельность человека — Николаева В.В. Концептуальные положения о развитии личности, разработанные российскими исследователями Леонть-ев А. Н., Асмолов А. Г., Абульханова-Славское К. А., Братусь Б. С .; Рос-сийские и зарубежные исследования — Китаев-Смык Л. А., А. Г. Асмолов, Б. С. Братус
Методы и методики исследования.
1. Анализ и интерпретация физиологических и психосоциальных ис-следований по ВИЧ-инфекции и социализации ВИЧ-инфицированных лю-дей.
2. Для изучения индивидуально-психологических особенностей ВИЧ-инфицированных пациентов мы использовали опрос, тестирование, методы клинической диагностики: наблюдение, беседа, анализ истории жизни и заболеваний у ВИЧ-инфицированных и особенностей их деятель-ности.
Методологическими инструментами были следующие: тест «Изуче-ние тревоги» (опросник Спилбергера), методы определения уровня невро-тичности организации и психопатизации (УНП), проективный метод иссле-дования фрустрации (Розенцвейг), инвентаризация личности Айзенка (EPI) (форма А) цветовой тест М. Люшера, многофакторная инвентаризация личности Р. Кэттелла 16PF, анкета X. Смерека «Акцентуация характера».
3. Математические методы обработки эмпирических исследований. При обработке полученных эмпирических данных использовалась следу-ющая статистическая обработка: критерий Стьюдента, факторный анализ.
Гипотеза исследования:
1. Люди с ВИЧ могут отличаться от других пациентов, страдающих различными заболеваниями, не связанными с представлениями об угрозе смерти, особыми психическими состояниями, личностными характеристи-ками, чертами характера и характеристиками реагирования в сложных си-туациях.
Научная новизна заключается в том, что:
мы исследовали связь психологической характеристики со знанием пациента, наличием ВИЧ в его организме; б) описывает специфическое влияние ВИЧ-инфекции на психику пациентов. Теоретическая и практиче-ская значимость исследования дипломной работы заключается в том, что:
1.Изученные данные изучения индивидуальных психологических особенностей ВИЧ-инфицированных людей позволяют осмыслить значе-ние существующих традиций и культур взаимодействия и социализации.
Защитные положения:
1. У ВИЧ-инфицированных индивидуальность уникальности их ин-дивидуальных психологических характеристик заключается в преоблада-нии выраженности показателей определенных психических и эмоциональ-ных состояний и свойств их личности, невротического уровня и признаков патологического развития личности (психопатизация). , в преобладании степени тяжести уровня невротизма, акцентирования определенных черт характера.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Результаты исследования значительно расширяют имеющиеся науч-ные знания о ВИЧ. Данные о совокупности специфических психологиче-ских особенностей субъектов дают ряд рекомендаций по работе с ВИЧ-инфицированными людьми. Итак, результаты исследования позволяют сформулировать следующие практические рекомендации по работе с ВИЧ-инфицированными людьми:
Перспективы этой работы заключаются в дальнейшем изучении ин-дивидуальных психологических особенностей ВИЧ-инфицированных лю-дей в зависимости от пола, возраста, продолжительности заболевания и стадии ВИЧ-инфекции; изучение особенностей социально-психологической адаптации и дезадаптации ВИЧ-инфицированных людей в зависимости от пола, возраста, продолжительности заболевания и стадии заболевания ВИЧ; изучение физиологических и психологических особенностей ВИЧ-инфицированных в зависимости от функциональной межполушарной асимметрии; исследование особенностей личностного развития людей, жи-вущих с ВИЧ.
Наша работа позволила выявить с психологической точки зрения следующие направления дальнейших исследований в области ВИЧ-инфекции: во-первых, актуальным, на наш взгляд, является изучение чело-веческих ресурсов и резервов, способных сыграть позитивно и конструк-тивно роль в жизненном процессе ВИЧ-инфицированных людей, а также содействие их эффективной, здоровой и гармоничной социализации; во-вторых, важно определить социальные и культурные ценности и механиз-мы для достижения чувства удовлетворения жизнью, индивидуальной и коллективной самореализации и благополучия ВИЧ-инфицированных лю-дей и граждан в целом; в-третьих, необходимо усилить разработку эффек-тивных индивидуальных и коллективных стратегий и способов борьбы и предотвращения ВИЧ-инфекции и ее последствий на местном, региональ-ном и / или национальном уровне на кратко-, средне- и долгосрочной ос-нове; в-четвертых, необходимо усилить разработку эффективных индиви-дуальных и коллективных стратегий и способов борьбы с ВИЧ-инфекцией и ее предотвращения и ее последствий как для отдельного человека, так и для семей, других групп и общества в целом.
Важно отметить, что результаты наших исследований соответствуют клиническим описаниям симптомов ВИЧ-инфекции, общей картине, выте-кающей из научных представлений об этом сложном заболевании, описан-ных исследователями, и, что важно, наблюдений врачей. Результаты, в со-ответствии с различными академическими критериями, можно считать до-стоверными.
В целом, результаты могут быть особенно важны для психологов, психотерапевтов, социологов, медицинского персонала, социальных ра-ботников, студентов и аспирантов социальной направленности, людей, во-влеченных в программы и мероприятия по профилактике и борьбе со СПИДом, ВИЧ-инфицированных людей, их родственников, а также для различных деятелей и гуманитарных исследователей.
Таким образом, материалы исследования могут быть использованы в психофизиологии, клинической и общей психологии, в рамках психоло-гического консультирования, психотерапии и психокоррекции, психореа-билитации ЛЖВС, их семей и других близких людей, в программах обу-чения и подготовки медицинского персонала и другие сектора и области оказания помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным в психосоциальной деятельности по профилактике и борьбе с ВИЧ / СПИДом, а также в обще-ственных, образовательных и профилактических мероприятиях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические аспекты определенных типов болезней
1.1. Влияние болезни на мотивацию поведения человека
Пациент — сложная личность, которая сильно отличается от нормаль-ной и требует особого подхода как со стороны врача, так и членов его се-мьи. Отношения в значительной степени находятся в системе пациент-семья, пациент-врач зависит от того, как пациент относится к своему забо-леванию. Такое отношение к болезни становится «призмой», через кото-рую пациент смотрит на мир.
М. р. Якобсон указывает на то, что мотивационная сфера личности может меняться в определенных условиях без участия личности. Болевой фактор способен воздействовать через эмоции на всю психическую жизнь и определять новые цели и запросы. Меняющиеся потребности и мотиви-рующие факторы могут привести к изменению личности. Этот пункт может иметь прогрессирующие или регрессивные тенденции во внешнем виде па-циента, что особенно следует учитывать врачу.
Взаимосвязь болезни и идентичности никогда не бывает достовер-ной. А.К. Скворцов подчеркнул: «Пациент ведет себя по-разному с болез-нью или отдельными симптомами. В любом случае, болезнь меняет лич-ность пациента. Боль, недомогание, ощущение необычного состояния ор-ганизма, создают возможность неблагоприятного исхода, заставляют па-циентов сосредоточить все внимание на собственных чувствах. [28]
Интероцептивные сигналы в здоровом организме обычно чувству-ются. На начальном этапе заболевания сигналы патологического состояния внутренних органов являются порогом и достигают сознания в виде ощу-щений, в виде эмоций. Они не носят местного характера и отражаются на общем недомогании, плохом самочувствии и настроении. И. М. Сеченов назвал это «смутным грубым чувством». Это приводит к формированию чувств и осознанию болезни. Интероцептивные сигналы, будучи более инертными и стойкими, оказывают сильное влияние на психику пациента. Таким образом происходит изменение всего тела, поэтому оно приспосаб-ливается к новым условиям существования. В таких случаях врач должен выслушать неопределенные жалобы, которые могут указывать на прогрес-сирующее заболевание.
Все ощущения и эмоции, вызванные ненормальными сигналами от внутренних органов, формируют чувство болезни. Это чувство и сложив-шиеся взгляды, осознание заболевания зависят от конкретного пациента. Е. К.Краснушкин в зависимости от личности больного и характера забо-левания были выявлены следующие состояния чувств и сознание заболева-ния:
1) внезапное начало болезни и ее восприятие как жизненная ката-строфа; 2) зависимость чувств заболевания от пораженного органа; 3) ха-рактер болезненного состояния; 4) преморбидный склад человека. [34]
Сознание болезни представляет собой сложное, напряженное психи-ческое состояние, связанное с высшей синтетической функцией личности, сознанием себя. Сознавая, как она выглядит в ее пользу, трагически пере-живает рассеянную цветную болезнь всего своего мира. В любом случае, болезнь меняет личность пациента. Боль, недомогание, чувство необычно-го состояния организма, осознание возможности неблагоприятного исхода больных заставляют концентрировать все внимание на собственных чув-ствах.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЕЗНИ 5
1.1 Психология болезней 5
1.2 Факторы и симптомы, вызывающие психосоматические заболевания 8
1.3 Классификация психологических болезней и их лечение 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.1 Методы и методики исследования 18
2.2Результаты исследования и их анализ 21
2.3 Рекомендации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
Актуальность темы. В настоящее время стала очевидной теоретическая и практическая значимость взаимного влияния психического и физического здоровья. Начали активно изучать психосоматические проблемы (психическое состояние личности в измененных болезнью условиях) и влияние соматической болезни на психическое развитие. Психосоматическое направление стало одним из интенсивно развивающихся в современной клинической психологии. Кроме того, изучение самосознания соматически больного человека, субъективного отражения его заболевания становится центральным звеном в анализе личностной проблематики больного и инвалида. Внутренняя картина болезни при этом «начинает выступать для исследователей в качестве увеличительного стекла, позволяющего заглянуть во внутренний мир больного». Независимо от характера заболевания важной является проблема психологической реабилитации больных людей и инвалидов, ведь во многом от ее успешности зависит, сможет ли человек преодолеть сложности социальной адаптации, выработать свои компенсаторные возможности. Без изучения внутренней картины болезни невозможно разработать эффективные способы коррекционного воздействия на развитие больного. А это является одним из важных факторов, влияющих на ход заболевания.
Одной из важных проблем клинической психологии является также проблема симптомогенеза при соматических заболеваниях, роли психологических факторов в этом процессе. Актуальность обусловлена не только необходимостью изучения вопроса о роли психологических факторов в патогенезе симптома болезни, но и необходимостью научного обоснования принципов и выбора методов психологической и физической реабилитации больных. Умением будущих педагогов и психологов использовать знания о психологических особенностях больных и инвалидов для организации педагогического процесса и оказания им психологической помощи. Для этого и сам будущий специалист должен обладать разносторонними мировоззренческими знаниями, системой ценностей, интересов, мотиваций, имеющих глубоко нравственную гуманистическую направленность.
Каждая болезнь, кроме типичных для нее клинических проявлений, всегда сопровождается большими или меньшими изменениями психики больного. Психологические особенности больного может определять непосредственно заболевание.
Цель исследования: изучить особенности психологии болезней.
Объект исследования: психосоматика.
Предмет исследования: Психология болезни.
Задачи исследования:
1.Изучить психологию болезней;
2.Рассмотреть факторы и симптомы, вызывающие психосоматические заболевания;
3.Изучить классификацию психологических болезней и их лечение;
4.Провести эмпирическое исследование по отношению больных с БА к своей болезни.
Гипотеза: подростки, больные бронхиальной астмой значительно отличаются от здоровых сверстников: своей повышенной тревожностью, эмоциональной нестабильностью, заниженной самооценкой. Овладение навыками аутотренинга способствует эмоциональной саморегуляции и уверенности в себе.
Методы исследования: теоретические: теоретический обзор литературы, анализ и синтез; эмпирические: психологические методики для определения психологического типа личности и состояния эмоциональной устойчивости подростков; психологические тесты для определения эмоционально-динамического профиля личности, для оценки способа реагирования в ситуации фрустрации; проективная методика исследования самосознания личности.
Теоретическая значимость исследования: материалы работы обогащают актуальный раздел психологической науки- клиническую психологию. Материалы работы могут использовать студенты для подготовки к предмету.
Заключение:
Под психологическими болезнями понимают симптомы и синдромы нарушений соматической сферы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта [2].
Наиболее распространенным в психологии считается понимание внутриличностного конфликта как » столкновение противоположно направленных, несовместимых одна из одной тенденций в сознании отдельного индивида, связано с острыми негативными эмоциональными переживаниями» [2].
К классическим психосоматическим заболеваниям относят болезни, роль психологических факторов в этиопатогенезе которых считается доказанной:
1) эссенциальная гипертензия; 2) язвенная болезнь 12-перстной кишки и язвенный колит; 3) бронхиальная астма; 4) сахарный диабет; 5) нейродермиты; 6) ревматоидный артрит; 7) эндокринные нарушения (гипер — и гипотиреоз). Близко к ним располагаются такие заболевания как: ишемическая болезнь сердца, миома матки и некоторые другие [2; 3].
Отправным пунктом психосоматики считаются впервые проанализированы З. Фрейдом конверсионные симптомы. Цена, которую человек платит за то, что не может выдержать своих негативных эмоций, внутренних конфликтов, заключается в том, что эмоция вытесняется из сознательной сферы и замещается органическим симптомом, что проявляется в нарушении функции какого-либо органа. Отсюда выражение «конверсионная истерия». В понимании Фрейда, благодаря конверсии неприятное представление, Интер-или интрапсихический конфликт становится безвредным том, что его «сумма возбуждения» переводится в соматическую сферу. Симптом связывает психическую энергию и оставляет невыносимое представление неосознанным, и вторично приводит к усилению либидозного замещения и, таким образом, имеет характер как удовольствие, так и наказание. З. Фрейд всегда отстаивал свою позицию, согласно которой необходима «соматическая готовность» [2; 3].
Основываясь на исследованиях По. Фрейда, Франц Александер (США) предложил термин «вегетативный невроз», симптомы которого являются не попыткой выражения подавленного чувства, а физиологическим сопровождением определенных эмоциональных состояний (вызванных в частности внутренними конфликтами). Ф. Александер [3] утверждал, что специфичность клинических проявлений следует искать в конфликтной ситуации. Основное внимание Ф.Александер уделил вопросу эмоциональной специфичности вегетативных неврозов. Он считал, что срыв вегетативных функций связан с эмоциональным состоянием в определенных конфликтных ситуациях. По его мнению, для такого заболевания, как язвенная болезнь 12-перстной кишки, общей характеристикой должна быть типичная неосознанная конфликтная ситуация, которая развивается у разных личностей и потом может приобретать доминирующее значение в жизни этих людей. В ситуациях, которые переживались в раннем детстве будущими больными как потеря заботливого отношения и обеспечение питанием, бессознательное желание быть любимым и при необходимости – накормленным может смещаться. Вытеснена под влиянием «супер-Я» потребность в эмоциональной привязанности мобилизует желудочную секрецию. Итак, у людей со склонностью к заболевания язвенной болезнью 12-перстной кишки столкновение противоположных потребностей-потребности в доминировании (стремление быть самостоятельным, сильным) и потребности в приверженности (стремление к защите, поддержке) – приводит к внутреннему конфликту и язвенной болезни.
По результатам нашего исследования, мы выяснили, что подростковый возраст является предпосылкой обострения аллергических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмой. Изучение психологических нарушений у подростков с бронхиальной астмой оказывает широкий спектр психопатологических феноменов непсихологического уровня. Среди преморботных особенностей следует отметить превосходство астенических, психастенических эмоционально — лабильных и истерических черт характера. Данные особенности оказывают значительное влияние на развитие и психологическую структуру нарушений.
Основными чертами психологического состояния подростков при легком течении заболевания являются: беспокойство за состояние своего физического здоровья, недостаточная способность контролировать эмоции, склонность к самонаблюдению. При средней степени заболевания появлялись: тревога, аффективная ригидность, ошибочность и неправильная интерпретация ситуации, сужение социальных интересов. При тяжелой степени течения астмы больным свойственны: тревожно фобические черты, аффективная ригидность и социальная дезадаптация. Свойственные особенности акцентуации характера у подростков с бронхиальной астмой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЕЗНИ
1.1 Психология болезней
Здоровье – бесценный дар, данный человеку при рождении. Плохая экология, неправильное питание и отсутствие рационального режима дня в конце концов подрывают его, вызывая различные заболевания.
Однако, не все болезни с точки зрения психологии вызваны внешними факторами, иногда проблема кроется в самом человеке, а точнее в его эмоциональном состоянии. Такие заболевания принято называть психосоматическими, а науку, балансирующую между медициной и психологией – психосоматикой [6,c.90].
Этот специализированный раздел психологии, объясняет откуда берутся болезни следующими основными причинами:
наследственная предрасположенность;
психо-травмы;
эмоциональный конфликт.
Психологи также выделяют пять основных эмоций, которые могут оказывать мощнейшее влияние на здоровье человека, а именно: страх, радость, гнев, интерес и грусть. Эти эмоции являются основами, на которых построена вся теория психосоматики.
Психологические и психопатические особенности личности в условиях болезни делят на две основные группы:
— психические нарушения, обусловленные соматическим фактором, которые относятся к большому разделу экзогенно-органических психических расстройств;
— психогенные нарушения, возникающие как следствие реакции человека на болезнь, т.к. болезнь связана не только с ограничением жизнедеятельности человека, но и возможными весьма опасными последствиями. Таким образом, в этом случае заболевание выступает в роли психологической травмы.
Врачами подмечено, что едва ли не половина успеха в лечении онкологического больного обеспечивается психологическим настроем пациента. Нередки случаи излечения от рака не только при изменении образа жизни, но и образа мыслей. Поэтому в некоторых странах с такими больными в обязательном порядке проводит занятия психотерапевт.
Психосоматические заболевания — это те заболевания, которые возникают по причине психологических факторов, вследствие стрессовых ситуаций, нервных срывов, переживаний или волнений.
Таким образом, психосоматические заболевания обусловлены, в первую очередь, некими психическими процессами в голове у больного, а вовсе не физиологическими, как считает большинство из нас [7].
В случае, если специалисты в ходе медицинского обследования не смогут выявить физическую или органическую причину того или иного недуга, то такая болезнь попадает под категорию психосоматических заболеваний.
Как правило, они возникают по причине гнева, тревоги, депрессии. Нередко возникновению психосоматических болезней способствует чувство вины.
В список подобных недугов также попадает синдром раздраженной толстой кишки, эссенциальная артериальная гипертензия, головные боли, головокружения, связанные со стрессовыми ситуациями, а также ряд других заболеваний.
Нужно также упомянуть вегетативные расстройства, связные с паническими атаками. Соматические болезни, причиной которых являются психогенные факторы, попадают в категорию психосоматических расстройств.
Однако, ученые изучают также и параллельную область- влияние соматических заболеваний на психику человека.