Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психологические условия повышения эффективности деятельности школьного психолога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основания организации деятельности школьного психолога 5
1.1 Особенности деятельности школьного психолога в соответствии с ФГОС 5
1.2 Анализ основных проблем в деятельности школьного психолога 9
Глава 2 Анализ практического опыта по повышению эффективности деятельности школьного психолога 13
2.1 Критерии эффективности деятельности школьного психолога 13
2.2 Анализ практического опыта деятельности школьного психолога 16
Заключение 22
Список литературы 23
Введение:
Современное состояние образовательной системы характеризуется процессом интенсивных преобразований. Это обусловлено введением Федеральных государственных образовательных стандартов, которые, в первую очередь, меняют целевые ориентиры образовательной деятельности в целом. Так, в настоящее время на первое место выходит развитие полноценной, гармоничной, психологически здоровой творческой личности. Это требует от педагогической системы не только представления о необходимых знаниях, умениях и навыках, которые следует сформировать, методиках преподавания и др. Следует иметь представление о личности обучающегося, уметь распознать его индивидуальность и учитывать ее в процессе взаимодействия, оказать поддержку ребенку и др. В этом плане новое значение обретает деятельность школьного психолога.
Психолог в данном случае выступает носителем тех ценных психологических знаний, которые могут содействовать в максимально эффективном достижении целевых ориентиров ФГОС школьного образования. Однако для этого необходимо организовать соответствующим образом деятельность психологической службы школы и непосредственно психолога. В первую очередь, следует обеспечить определенный комплекс психологических условий, для того чтобы деятельность психолога была высокоэффективной, целесообразной и комфортной. Таким образом, проблема психологических условий эффективности деятельности школьного психолога представляется достаточно актуальной в настоящее время.
Цель исследования: проанализировать психологические условия, позволяющие достичь высокой эффективности деятельности школьного психолога.
Объект исследования: работа школьного психолога.
Предмет исследования: психологические условия повышения эффективности деятельности школьного психолога.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные направления и особенности деятельности школьного психолога;
2. Проанализировать основные проблемы, выделяемые в деятельности современного школьного психолога;
3. Изучить критерии эффективности деятельности школьного психолога;
4. Проанализировать практический опыт организации эффективной деятельности школьного психолога.
Гипотеза: для повышения эффективности деятельности школьного психолога необходимо обеспечить ряд психологических условий.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, анализ и обобщение практического опыта работы школьного психолога.
Заключение:
Таким образом, современные условия деятельности школьного психолога, внедрение ФГОС предполагает, что психолог в первую очередь нацелен на решение задач гармонично развития личности учащихся, обеспечение условий для сохранения и укрепления их психологического здоровья, формирование универсальных учебных действий и др. Все это предполагает, что психолог находится в постоянном взаимодействии со всеми остальными участниками образовательного процесса, отслеживает их запросы, реализует диагностические мероприятия и др. Кроме того, школьные психолог должен постоянно повышать уровень своего профессионализма, обмениваться опытом с коллегами и т. д. Это приводит к возникновению ряда проблем: перегрузке психолога, некорректном распределении зон ответственности, поверхностном выполнении обязанностей в каждой их сфер его деятельности и, соответственно, низкой эффективности деятельности в целом.
Анализ практической деятельности школьного психолога показывает, что необходимо соблюдать определенные психологические условия, которые позволяют достичь более высокой продуктивности его работы. В качестве подобных условий можно выделить четкое планирование собственной деятельности на основе диагностики и анализа запросов родителей, школьников и администрации, отслеживание обратной связи, грамотное распределение собственных сил, сосредоточение на наиболее проблемных зонах функционирования образовательного учреждения.
Соблюдение указанных условий позволит повысить эффективность деятельности школьного психолога и избежать негативных эффектов от перегрузки, например, профессиональных деформаций, эмоционального выгорания и др.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основания организации деятельности школьного психолога
1.1 Особенности деятельности школьного психолога в соответствии с ФГОС
Современные нормативные документы содержат в себе информацию о преобразовании статуса школьного психолога: ему необходимо осуществлять деятельность со всеми учащимися, совместно с педагогами, решая проблемы внедрения новых ФГОС, формирования у обучающихся требуемых компетенций, оказывая психологическую помощь нуждающимся в ней и достигая цели, поставленные программой развития образовательной организации.
Цель деятельности школьного психолога: содействие психологическому и личностному развитию субъектов образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения [7].
Задачи деятельности школьного психолога:
— увеличение уровня компетентности субъектов образовательной деятельности с точки зрения организации сопровождения в условиях внедрения ФГОС;
— качественное осуществление программ психолого-педагогического сопровождения личности в образовании, соответствующих требованиям ФГОС;
— преобразование направленности и типов профессиональной коммуникации педагога-психолога на основе системно-деятельностного подхода;
— обеспечение специальных социально-психологических условий для продуктивного формирования и совершенствования универсальных учебных действий обучающихся;
— реализация психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания.
При любой организационной модели педагог-психолог включён в разработку и реализацию основной образовательной программы.
Модернизация образования предполагает преобразование содержания образования в общем и перенаправление деятельности педагога-психолога, в частности. По этой причине, первое с чего должно начинаться внедрение ФГОС в работу школьного психолога образовательного учреждения — это регламентация преобразований его должностных обязанностей. Компетентности педагога-психолога должны содержать в своей структуре понимание планируемых итогов образования, представление о Программе развития универсальных учебных действий (УУД), способность планировать зону ближайшего развития, способность психологически обеспечивать учебную деятельность учащихся, профессиональную деятельность педагогов, обеспечивать психологически безопасную, комфортную образовательную средуv[11].