Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи 7
1.1. Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи 7
1.2 Специфика психологического развития в старшем дошкольном возрасте 12
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Организация и методы исследования 24
2.1. Методологические принципы исследования 24
2.2. Характеристика испытуемых 25
2.3. Характеристика методов и методик исследования 26
2.4 Методы математико-статистического анализа 33
Выводы по второй главе 34
Глава 3. Результаты эмпирического исследования психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 35
3.1 Результаты сравнительного анализа психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и без речевых нарушений 35
3.2 Результаты корреляционного анализа значений показателей психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 47
Выводы по третьей главе 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 56
Введение:
Актуальность исследования. Развитие речи ребенка является неотъемлемой составляющей его общего развития. По тому как ребенок говорит, как строит предложения, какой объем активного словаря и так далее можно судить о психологическом и физическом здоровье. Именно поэтому следует уделять развитию речи активное внимание. Особенно это касается детей раннего возраста. Ведь от того, насколько развита речь дошкольника зависит способность воспринимать в будущем школьную программу. Научно доказано, что дети, которые отстают в речевом развитии, отстают и в общем развитии тоже. А это, в свою очередь, отражается на самооценке и психологическом благополучии.
Дети, у которых имеются серьезные нарушения речи не могут социально адаптироваться и наладить коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми. Они строят предложения грамматически неправильно, не в состоянии сформулировать вопрос, просьбу, мнение. Это зачастую приводит к тому, что ребенок начинает замыкаться в себе: зачем говорить, если тебя не понимают.
Поэтому дети с нарушением речи имеют свои психологические особенности. Их изучение поможет подобрать систему развития ребенка, что, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку в социальной среде и избавиться от многих психологических проблем. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Большое внимание психологическим особенностям детей с нарушениями речи уделяли внимание такие ученые, как Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова, М.И. Запорожец, Н.С. Жукова и др. В частности, теория Н.А. Гвоздева говорит о том, что развитие речи ребенка проходит несколько этапов, каждый из которых имеет свою специфику. При нарушениях речи, эти этапы особенно важно учитывать, поскольку в дальнейшем это поможет скорректировать психологическую работу с дошкольником. В.В. Гербова считает, что пассивный словарь ребенка значительно превышает активный. Задача педагога при этом перевести слова из пассивного запаса в активный. Но сделать это возможно лишь учитывая психологические особенности ребенка с нарушениями речи. Кроме этого, вышеуказанные исследователи утверждают, что для развития речи ребенка, имеющими определенные нарушения, необходимо общение со сверстниками.
Констатируя существенный вклад ученых, как теоретиков, так и практиков, в разработку этой проблемы, отметим, что вопрос психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста рассматривался, но требует детального изучения, как это проявляется при тяжелых нарушениях речи.
С учетом этой потребности, а также уровня научно-теоретической и практической разработанности проблемы развития речи дошкольников избрали тему исследования «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».
Цель исследования – выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи;
2) исследовать специфику психологического развития в старшем дошкольном возрасте;
3) проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи;
4) выделить методологические принципы исследования;
5) определить выборку испытуемых и дать им характеристику;
6) охарактеризовать методы и методики исследования;
7) определить методы математико-статистического анализа;
8) проанализировать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи и без речевых нарушений;
9) проанализировать значения показателей психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
Объект исследования – старшие дошкольники с тяжелым нарушением речи.
Предмет исследования – психологические особенности старших дошкольников с тяжелым нарушением речи.
Гипотеза исследования: старшие дошкольники с тяжелым нарушением речи имеют особенности психологического развития.
Методики исследования: методика «Лесенка» (Щур В.Г.), методика «Два домика» (И. Вандвик), методика «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова), цветовой тест М. Люшера «Диагностика эмоционального состояния дошкольника», графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова).
В качестве математических методов анализа психологических данных были использованы методы первичных описательных статистик: среднее значение, стандартное отклонение, параметрический t-критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов, которые работают со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, а также для обучения студентов, изучающих психологию.
База исследования: Детский Развивающий центр «Счастье», г. Всеволожск.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Результаты теоретического исследования показали, что детям с тяжелыми нарушениями речи свойственная социальная неадаптированность и скудность лексического запаса. Это приводит к тому, что им сложно играть со сверстниками, заводить друзей. Поэтому такие дети отличаются замкнутостью. Они сами отказываются идти на контакт с окружающими. Кроме этого, им свойственен негативизм, бурные эмоциональные срывы, или апатия, астеничность, неустойчивость внимания.
Как правило, дети старшего дошкольного возраста начинают стремительно развиваться абсолютно во всех направлениях. Они становятся самостоятельными, развивается мышление, речь. Исследователями отмечено, что именно в этом возрасте значительно увеличивается словарный запас.
Однако это касается нормы. Дети с тяжелым нарушением речи обладают слабым лексическим запасом, более того зачастую они не способны правильно воспринимать звуки и грамматически правильно строить предложения. Поэтому в их речи присутствуют лишь короткие слова и простые предложения. Поскольку звуковую речь они воспринимают плохо, то при общении ориентируются исключительно на мимику и жесты говорящего. Стоит отметить, что дети данной категории, как правило, не имеют интеллектуальный отклонений, но из-за особенностей восприятия и воспроизведения речи порой создают впечатление детей с отклонениями. Также дети с тяжелым нарушением речи отличаются слабо развитой памятью, мышлением и вниманием.
Для выявления психологических особенностей детей с тяжелым нарушением речи мы провели исследование на базе Детского Развивающего центра «Счастье», г. Всеволожск. В нем приняли участие 45 детей старшего дошкольного возраста возрастом 5-6 лет. Из них 20 детей имеют тяжелые нарушения речи, и 25 – нет.
В качестве методик исследования нами были выбраны следующие: методика «Лесенка» (В.Г. Щур), методика «Два домика» (И. Вандвик), методика «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова), цветовой тест М. Люшера «Диагностика эмоционального состояния дошкольника», графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова). В качестве математических методов анализа психологических данных были использованы такие: методы первичных описательных статистик (среднее значение, стандартное отклонение), параметрический t-критерий Стьюдента, коэффициент линейной корреляции Пирсона. Таким образом, комплекс выбранных методик позволит в комплексе исследовать психологические особенности детей старшего дошкольного возраста я тяжелыми нарушениями речи.
Проведя сравнительный анализ психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и без речевых нарушений, мы пришли к следующим выводам.
Самооценка у детей с тяжелым нарушением речи и без не имеет значительных отличий. В старшем дошкольном возрасте самооценка находится приблизительно на одном уровне и нарушения речи на нее не влияют.
Незначительные различия имеются в сфере общения в двух категориях детей. В частности, дети с тяжелым нарушением речи являются малопримечательными. А вот нормально развивающие дети, как правило, коммуникабельные, быстро находят общий язык с окружающими, но при этом они являются конфликтными, хотя быстро забывают о своих обидах.
Дети с тяжелым нарушением речи не могут объяснить своего отношения к нравственным нормам, не выражают никаких эмоций относительно поступков других людей, как хороших, так и плохих, правильность нравственных норм, они также объяснить не могут. А вот дети без речевых нарушений понимают значение нравственных норм, объясняют их, оценивают, но эмоции относительно поведения других людей выражают слабо.
Все дети старшего дошкольного возраста вне зависимости от наличия или отсутствия речевых нарушений нуждаются в самоутверждении и желании нравится. Более того, все они хотят добиваться успехов. То есть эмоциональное состоянии у них примерно одинаковое.
Однако большинство детей с тяжелым нарушением речи являются агрессивными. При чем их агрессия направлена на окружающих людей. Среди нормально развивающихся детей, таких мало.
Таким образом, психологическими особенностями детей с тяжелыми нарушениями речи являются неправильное отношение к нравственным нормам, слабое выражение эмоций и повышенная агрессивность, направленная на других.
Результаты корреляционного анализа значений показателей психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи показали слабую связь между анализируемыми показателями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое обоснование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
1.1. Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Нарушения речевого развития детей исследуются в логопедии, усилия специалистов при этом направлены на максимальное преодоление дефектов речи. Речь имеет важнейшее значение для полноценности коммуникативной функции взаимодействия, для общего развития и обучения ребенка, для формирования его характера, участия в трудовой и общественной жизни.
М.Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций человека, на ее основе формируются восприятие, воображение, память [20, 84].
С точки зрения Л.С. Выготского, процесс развития речи представляет собой базис накопления культурного опыта ребенка [8, 93].
В своих исследованиях речевого развития ребенка С.Н. Цейтлин подчеркивает, что формирование речи способствует становлению познавательной деятельности, мышления. Сформированная речь представляет собой необходимое условие осуществления межличностного взаимодействия, что помогает, в свою очередь, ребенку исследовать мир [29, 87].
К условиям нормального речевого развития относится отсутствие нарушений в работе ЦНС, нормальный слух и зрение, а также общение ребенка со значимыми взрослыми. По мнению Н.С. Жуковой, признаками общего недоразвития речи являются следующие аспекты: если у ребенка сохранный слух, нет интеллектуальных нарушений, но при этом отмечаются нарушения речи, оказывающие влияние на формирование его психики [13, 73].
Как указывает Н.С. Жукова, с каждым годом количество детей с речевыми нарушениями в общеобразовательных школах растет, и они испытывают значительные трудности в обучении [14, 86].
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается скудный речевой запас, некоторые из детей почти совсем не разговаривают, вследствие чего их контакты с окружением оказываются ограниченными. Эти дети понимают речь, которая обращена к ним, но не способны ответить в вербальной форме на обращение. В коллективе положение детей с нарушениями речи является сложным, они не могут полноценно участвовать в совместных играх с другими детьми, активно общаться [14, 102].
Тяжелое недоразвитие речи выражается в том, что звуковая, лексическая, грамматическая стороны речи оказываются неполноценными. В связи с чем, в психическом развитии детей с тяжелым недоразвитием речи отмечается ограниченность мышления, сложности в освоении чтения и письма. Данные особенности усложняют процесс обучения, несмотря на то, что у этих детей есть первичная сохранность интеллектуального развития. В психоэмоциональной сфере детей с тяжелым недоразвитием речи наблюдается замкнутость, негативизм, бурные эмоциональные срывы, или апатия, астеничность, неустойчивость внимания. Выраженность данных эмоциональных нарушений является невысокой, если родители не фиксируются на дефекте речи ребенка, поддерживают его, не инфантилизируют, методично обучают речи [14, 78].
У большинства детей с осложненным вариантом общего недоразвития речи возможна чрезмерная расторможенность поведения. Такие дети импульсивны, иногда трудно предположить, что они способны сделать следующую минуту. Гипердинамический ребенок не помнит образ, не держит зла, хотя часто конфликтует, а ровесниками и сразу мирится с ними. Возникают ситуации, когда ребенок чрезмерно вспыльчивый, драчливый, не по-детски агрессивный, жестокый. Это бывает вследствие глубокого впечатления головного мозга и повышенной судорожной готовности [23, 84].