Катехизация Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психологические аспекты катехизации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I Цели, задачи и методы катехизации 5
1.1 Понятие о катехизации 5
1.2 Новозаветные основания катехизации 7
1.3 Условия принятия крещения и вхождения в церковную жизнь 8
1.4 Общие принципы организации оглашения 10
1.5 Практические аспекты оглашения 11
1.6 Исповедально-доверительная беседа перед Крещением 12
1.7. О Крещении младенцев 13
Глава II. Психологические закономерности общения 15
2.1 Коммуникативные средства общения: вербальные и невербальные 15
2.2 Понятие перцепции и интеракции 19
Глава III. Учет психологических особенностей общения в катехизаторской деятельности. 23
3.1 Особенности общения катехизатора 23
(чувство мы, тезаурус) 23
3.2. Катехизаторская деятельность на примере семейного клуба «Духовный родник» 27
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44

  

Введение:

 

Подготовка к воцерковлению, представляет собой достаточно широкий фронт катехизаторской деятельности и психологической практики, направленной на подведение рационального человеческого сознания к духовности и вере в её подлинном, т.е. жертвенном и нравственном виде, а не эзотерическом, мистическом, сектантском или рационально-гуманистическом.
Направление подготовки к воцерковлению по существу можно соотнести с этапом предварительной подготовки «почвы» человеческого сознания для посева «семени» духовно-нравственного знания о спасении души посредством покаяния, отречения от зла и совлечения «ветхого» человека, как основы человеческой страсности и повреждённости.
Катехизация, как любой педагогический процесс, есть взаимное общение людей, закономерности которого необходимо учитывать для повышения его эффективности. Это и умение вступить в контакт, и его поддерживать, влиять на убеждения людей, их мотивацию.
Цель работы – рассмотреть психологические аспекты катехизации, связанные с процессом общения.
Исходя из цели необходимо решить ряд задач:
1) Выявить цели, задачи и методы катехизации;
2)Рассмотреть социально-психологические закономерности общения;
3) Описать возможности использования социально-психологических закономерностей общения в катехизаторской деятельности.
Не совсем верным будет полагать, что подготовка к воцерковлению касается исключительно детей и подростков, а не взрослых людей. «Детство» в данном случае следует понимать скорее метафорически и онтологически, поскольку к Богу и вере люди могут приходить в различном возрасте и подчас некоторые молодые люди и даже дети в буквальном смысле могут знать о Боге и разбираться в вопросах веры гораздо больше некоторых «взрослых», чрезмерно застрявших в рационализме и материализме. Тем важнее в работе с такими людьми опираться на методы, показавшие свою эффективность, опирающиеся на законы общения.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Библиографический список содержит 27 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении исследования, мы можем сделать вывод о том, что, катехизаторская деятельность является не просто необходимой, а совершенно естественной для Церкви, органичной частью ее существования.
Перед всей Православной Церковью в целом стоит задача воспитания ревностного духовенства, для которого миссия, проповедь, катехизаторская деятельность станут неотъемлемой частью их служения в священном сане. Предстоятели Русской Церкви, как ныне покойный Святейший Патриарх Алексий, так и Святейший Патриарх Кирилл на всех Епархиальных собраниях и встречах с духовенством говорили о необходимости хотя бы минимальной катехизации перед принятием церковных Таинств — крещения и венчания. «Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения брачующихся со стороны священника, совершившего таинство» ,— отметил Святейший Патриарх Кирилл.
В заключение, подчеркнем, что психологические аспекты катехизаторской деятельности Церкви вряд ли подлежат строгой унификации. Это всегда живое общение с человеческой душой, разговор с людьми разного возраста, с разным жизненным опытом, с разными талантами. Можно только сказать, что она совершенно необходима, и ее успех будет зависеть во многом от открытости самого человека, его готовности к жертвенному самоотверженному служению, когда ради этого служения человек забывает себя, свои интересы. И, конечно, если сам человек будет вести напряженную, подлинную духовную, молитвенную жизнь, Господь подаст такому всё необходимое для того, чтобы его служение было успешным.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I Цели, задачи и методы катехизации
1.1 Понятие о катехизации
Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», (происходящего от греческого глагола «katecheo», что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (katE — с горы, есhек — звучать, раздаваться, произносить)» .
Более позднее значение — «наставлять» (голос учителя является как бы осмысленным откликом на вопрос ребенка, а ответ ребенка — отзывом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация» – от греч. «katechek» .
Катехизисом можно считать ту необходимую теоретическую подготовку обращающихся к христианской вере, которая предшествует самому главному христианскому священнодействию или Таинству – Крещению, то есть осознанному отречению от греха, принятию Христа, как Спасителя и вхождению человека в лоно Церкви, после чего он может приступать к Церковным Таинствам и вести соответствующую духовную жизнь.
Катехизацию, как процесс подготовки к воцерковлению, можно рассматривать с нескольких точек зрения связанных друг с другом этапов или ступеней:
• ознакомление с вероучением и его основополагающими догматами и первоисточниками (Библией, Евангелием, Символом веры и др.), как приобщение оглашаемых к христианскому вероучению,
• первичное приобщение к церковным правилам и нормам духовной жизни (исповедь, причастие, духовное руководство, молитва, соблюдение постов, чтение духовной литературы, подача милостыни и т.д.), как практическое следование христианскому вероучению,
• постоянная практика общественного служения и послушания на приходе под руководством своего духовника как каждодневная деятельностная практика,
• повседневная практика личного покаяния (душеспасительная забота), как собственная духовно-нравственная жизнь в соответствии с заповедями Евангелия и церковным укладом .
Подготовка к воцерковлению понимается как реальное изменение состояния духа и нрава человека, посредством изменения системы основополагающих жизненных ценностей и установок в соответствии с христианскими ценностями сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковление – это по существу уже введение личности в организм Церкви, как духовного института, для приобщения к соборности и усвоению человеком духа церковной жизни, который со временем заменяет и полностью вытесняет дух самости и эгоизма.
Этот процесс с психологической точки зрения не очень прост и связан прежде всего с добровольным отказом (отречением) личности от проявлений эгоизма, самости и соответствующих ценностей корыстного и потребительского характера в пользу высших ценностей духовно-нравственных.
На этапе катехизации является постижение основ христианского вероучения через духовные первоисточники и формирование практического христианского мировоззрения, как сознательного выбора веры и пути духовно-нравственного совершенствования через вхождение в жизнь Церкви и регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы