Психология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Психологическая безопасность пожилых и ее формирование в условиях мегаполиса.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 6
1.1. Психологическая характеристика пожилого возраста 6
1.2. Сущность психологической безопасности 15
1.3. Факторы риска и угрозы в пожилом возрасте 20
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА 31
2.1. Модель работы психолога с клиентами пожилого возраста, проживающих в мегаполисе 31
2.2. Тренинговая программа для групповой работы с пожилыми людьми 45
2.3. Психопросвещение как важное направление работы по формированию психологической безопасности в условиях мегаполиса 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

 

  

Введение:

 

Актуальность. В настоящее время, с активным и прогрессивным развитием крупных городов, в социуме происходит установка нового типа на динамичное информационное пространство, которое способствует формированию активной жизненной позиции, становлению целей и задач в жизни, перспектив развития. Однако же, все это касается преимущественно молодое поколение, которое, в силу своего возраста, быстро адаптируется к современной реальности, в отличие от пожилых людей, которые ужи прочно привыкли жить на своих территориях.
Говоря о пожилых людях, в первую очередь стоит обратить внимание на их психологический дискомфорт, который они испытывают, находясь в новой конструированной реальности мегаполисов, с очень быстрым темпом жизни, за которым, в силу возраста, они не могут успеть. Кроме того, можно упомянуть еще и об опасностях, которые в той или иной степени, но всегда присутствуют в жизни каждого пожилого человека. Влияние всех опасностей, рисков и угроз приводит к одному закономерному результату: формирование чувства отсутствия безопасности.
Причем, преимущественно на уровне психологических ассоциаций. Но, психологический деструктив всегда приводит к усугублению ситуации: испытывая сложное психологическое состояние, пожилые люди, без специализированной поддержки специалиста, могут впасть в состояние депрессии, и это самое легкое, что может вообще произойти с состоянием здоровья, которое, к тому же, будет постоянно ухудшаться.
В соответствии с этим формулируется проблема исследования, которая заключается в психологическом сопровождении пожилых людей на предмет их психологической безопасности в условиях больших городов.
Объект исследования: пожилые люди, проживающие в мегаполисах.
Предмет исследования: психологическая работа с пожилыми людьми, проживающими в мегаполисах.
Цель исследования: разработать программу работы психолога по повышению психологической безопасности пожилых людей, проживающих в условиях мегаполисов.
Исходя из поставленной цели необходимо сформулировать задачи исследования:
— изучить психологическую характеристику пожилого возраста;
— рассмотреть сущность психологической безопасности;
— проанализировать факторы риска и угрозы в пожилом возрасте;
— представить модель работы психолога с клиентами пожилого возраста, которые проживают в мегаполисе;
— разработать тренинговую программу для групповой работы с пожилыми людьми;
— показать психопросвещение как важное направление работы по формированию психологической безопасности в условиях мегаполиса.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез):
— практические (проектная разработка).
Теоретическая база исследования. Данная работа построена на трудах таких исследователей как Р.В. Агузумцян и Е.Б. Мурадян, которые изучали аспекты безопасности личности в общем, Е.В. Бурмистровой, которая исследовала факторы психологической безопасности пожилых людей, М.В. Корниловой, исследовавшей вопросы качества жизни и риски пожилых людей и других исследователей.
Практическая значимость исследования. Разработанная тренинговая программа может лечь в основу работы психолога, деятельность которого направлена на работу с пожилыми людьми в плане повышения у них чувства психологической безопасности.
Структура данной работы. Исследование состоит из введения, основной части, в которую включено две главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного исследования были решены следующие задачи:
— изучена психологическая характеристика пожилого возраста;
— рассмотрена сущность психологической безопасности;
— проанализированы факторы риска и угрозы в пожилом возрасте;
— представлена модель работы психолога с клиентами пожилого возраста, которые проживают в мегаполисе;
— разработана тренинговая программа для групповой работы с пожилыми людьми;
— показано психопросвещение как важное направление работы по формированию психологической безопасности в условиях мегаполиса.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что период пожилого возраста начинается после 60 лет. Личность пожилого человека характеризуется, в первую очередь, его специфическим отношением к социальной жизни. Одной из важнейших черт пожилого возраста можно отметить гипертрофированность. В пожилом возрасте социализация не заканчивается, а, напротив, даже продолжается, являясь новым этапом развития в жизни человека, поэтому необходимо, чтобы люди, достигшие этого возраста, не препятствовали, а способствовали собственной социализации.
В ходе решения второй задачи было выяснено, что под психологической безопасностью представляется возможным понимать непосредственно состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и внешних условий, которое обусловлено наличием гармоничных взаимоотношений, которые приносят психологическое удовлетворение, а также характеризуются защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях), что, в свою очередь, позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, при этом сохраняя его целостность.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что что психологические факторы риска возникают как ответ на социальные угрозы, которые исходят именно из внешнего мира.
В ходе решения четвертой задачи была отмечена важность работы психолога с клиентами пожилого возраста в условиях мегаполиса совместно с родственниками клиента, по возможности. Мы полагаем, что именно такой профессиональный подход к психологическому сопровождению пожилых людей даст возможность избежать осложнений, улучшит качество их жизни и повысит уровень предоставляемых психологом услуг.
В ходе решения пятой задачи было выяснено, что разработанная нами тренинговая программа для психолога, который будет работать с пожилыми людьми, строится, в первую очередь, на поднятии общего жизненного тонуса пожилых людей, поскольку именно от активности их жизненной позиции зависит качество их жизни в условиях мегаполиса и его угроз. Очень важно на тренингах развивать коммуникативные связи пожилых людей, активизировать их творчески и физически, успокоить. Все это может производится как в стационаре, так и в форме посещения занятий по расписанию.
В ходе решения шестой задачи было выяснено, что психопросвещение является чрезвычайно важным направление работы психолога. Психопросвещение позволяет наиболее полно понять структуру личности пожилого человека, обуславливает мотивы его деятельности. Также благодаря психопросвещению психологи узнают о тонкостях проблем, которые сопровождают многих пожилых людей, проживающих в условиях мегаполиса.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

1.1. Психологическая характеристика пожилого возраста

С переходом на пенсию меняется образ жизни человека. Система ценностей смещается из активной сферы в пассивную, сужается круг общения и потребностей. Вместе с тем увеличивается объем свободного времени, требующий заполнения его полезной, содержательной деятельностью для продолжения полноценной жизни. Наличие большого объема свободного времени у пенсионеров способствует проявлению ранее не отмечавшихся способностей вследствие возможности погрузиться в себя, стремления быть нужным, полезным.
Поэтому проблему организации свободного времени можно интерпретировать как поиск путей реализации интересов, запросов, желаний пожилых людей, их стремление получать от жизни удовлетворение. В этом плане в настоящее время становится весьма актуальным исследование повседневной жизни пожилых людей, находящихся на пенсии.
Средняя продолжительность жизни на сегодняшний день повышается, но пролонгированное время жизни пока еще социально не структурировано. Согласно другой позиции, социальная активность сохраняется, однако изменяется ее профиль. Кроме естественных возрастных изменений происходят изменения в структуре социальных ролей, из-за чего сокращается или изменяется круг общения, но значительная жизненная активность часто сохраняется.
Если рассматривать взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности, личность как социальное качество в позднем возрасте, требуется остановиться на проблемах Я-концепции и особенностях социальной идентичности пожилого человека.
Важным условием удачного процесса социализации пожилого человека представляется непосредственное формирование новой активной социальной позиции, которая заключает переоценку ценностей прошлого, выработку позитивного отношения к себе в пожилом возрасте, включение в новые виды деятельности.
Люди пожилого возраста в современном обществе, обладающие всей полнотой прав, предусмотренных российским законодательством, находятся под защитой целого комплекса нормативных правовых актов , , , призванных обеспечить для них равенство возможностей во всех сферах жизнедеятельности, несмотря на происходящие в их жизни психофизиологические и социальные изменения.
Составляющей образа жизни пожилого человека является рекреация, то есть процессы восстановления жизненных сил (физических, интеллектуальных, эмоциональных), снятие психического напряжения, оздоровление, осуществляемые в различных формах отдыха, питания, активного или пассивного досуга, лечения, приема тонизирующих средств. Существенное место в рекреативных процессах занимает игровая досуговая практика – активная (физическая или интеллектуальная) и пассивная.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы